Дачная эпопея

Галина Матросова
Вчера продали дом и дачный участок.

О продаже дачи задумались в 2016 году, когда в ноябре вернулись домой, закрыв дачный сезон. Обратная дорога была трудной: дождь, пробки на дорогах, добирались как никогда – 4 часа! Машину решили продать сразу, а с домом сомневались. Таня решительно сказала, что они будут жить там с Олей. Прошло два года. Не ездили ни разу. Нет,  весной 2017 Таня отвезла нас первого  мая, и мы продержались семь дней. Вова даже не ставил насос на скважину - воду носили от соседей. Вернулись на маршрутке до метро  «Бориспольская». И дальше по подземным переходам и пешком. Тяжело.
После некоторых колебаний, попыток предложить Таниным друзьям,я возобновила объявление на OLX. И вот теперь новый владелец – Александр Михайлович.

Володя получил земельный участок весной 1991 года.
Березань, Барышевского района в 100 км от Киева. Еще был Советский Союз. Но Мама умерла  26 апреля, и так  не узнала об этой трагедии. Так же и на даче ей, увы, не пришлось побывать.
В июне мы поехали с палаткой. Электричка с центрального вокзала в сторону Яготина до Березани идет один час сорок минут.  Показалось ужасно долго. Дальше пешком до дачного кооператива «Румб» три километра. Сначала вдоль ж/д пути,  потом через луг и вот уже строящиеся домики и времянки вырастающих дач. Встретился нам Саша Логвинов – тогдашний председатель Румба.
- С тебя 100 купонов, заявил он Володе.
- За что?
- Я твой участок перепахал!
Земля, выделенная для дач, была не пахотная, и была покрыта луговой травой. Накануне Володя съездил на разведку и рассказывал, как он наслаждался, лежа на травке лицом к солнцу. Теперь весь участок был в перевернутых пластах земли. Ходить по колдобинам было плохо,  и пришлось с трудом выравнивать место под палатку!

Первая наша постройка
Это – был душ. В местный магазин привезли арматуру и плоские  квадратные баки, в которых вода на солнце быстро нагревалась.
Скважину выкопали рабочие, для которых новые площадки для дач были источником заработка. Честь решать, где сверлить скважину выпала мне, и я выбрала точку равноудаленную от наметок соседних  домов.

Наши соседи
С запада - Андрей Иванович с Надей, с востока - Сергей Васильевич с Риммой, с Юга Иван Иванович с дочкой Наташей. С севера была улица и дальше через небольшой лужок речка Недра.
Быстрее всех ушел И.И.  Ему уже тогда было 80 лет, но он до последнего сажал и заботился о саде, носил через наш участок воду из речки для поливки деревьев. Андрей Иванович помог ему построить времянку. Дочка приезжала редко. Сажала помидоры. А потом совсем пропала из виду.
Андрей Иванович с Надей не особенно дружили, а потом и вовсе развелись. А.И. работал с воодушевлением, но все силы вложил во второй участок, который примыкал с юга. После его смерти там стал жить его сын Сергей с женой Людой и дочкой Леночкой.
Больше мы общались с Сергеем Васильевичем и Риммой. Сергей Васильевич был очень быстрый: раз – и готово подобие заборчика, раз – и готов навес и обеденный стол. Однажды он где-то достал необыкновенной красоты секции кованой решетки. Отгородился ими от улицы (20 м.) и начал мостить остальные секции между нами. Я говорю:
- Сергей Васильевич, зачем между нами такой солидный забор? Поставим просто сетку, а эти секции мы у Вас купим и тоже загородимся с улицы.
- Хорошо, Галочка, легко согласился он. За 200 купонов.
Потом помрачнел. Подумал, что продешевил, и говорит:
- Может, вы у меня и ворота купите? За 300?
От ворот была только рама с кусками деревянных досок. На том и порешили.
Когда купили машину, Володя долго возился, расширяя ворота..
А кованый забор у нас в 2012 году украли металлисты для сдачи на металлолом. Осталась одна калитка.
Приезжали их шумные дети и внуки. Особенно досаждал зять своей ненормативной лексикой. Римма ушла неожиданно рано, а С.В. продолжал растить двух внучек, поставил большой дом, из плоского шифера, но жили в пристройке, где стояла печка. Приглашал на свой фирменный травяной чай. Частенько  выпивал. Ходил на рыбалку, откуда однажды утром сосед пришел за Володей. Похоронили его на Березанском кладбище. 
Еще были соседи напротив: Василий Васильевич -  отставной военный и его жена Лидия Ивановна – учительница биологии. Первый дом они построили из блоков, которые замешивали в яме ногами и сушили на солнце. Потом купили и благоустроили «кунц».

Первые два года мы жили в палатках.

Все это происходило в 90-е безденежные годы. В Киеве Авиазавод начал преобразование своего жилищного фонда, заменяя двухэтажные дома поселка, построенного сразу после войны на многоэтажные, но с развалом Советского Союза развалились и эти планы. Наш дом снести не успели, а дом Натана, Галки Петуховой, Виталия Камбарова и еще вдоль улицы Депутатской снесли и построили там девяти этажный дом на восемь подъездов. А перед проспектом Вернадского последний дом остался полуразрушенным. Постепенно народ стал довершать разборку. Досталось кое-что и Володе.
На следующее год все, что удалось собрать, и домашнюю утварь увезли на нанятом грузовике. К концу второго лета наша времянка была готова.

Времянка
Домик Володя поставил на сваях – широких бетонных трубах. Сзади примыкала кладовая для инструментов, ведер и садового инвентаря. Изнутри стены обили фанерой. Снаружи – использовали ярко кирпичный линолеум. Так же обернули и кабину душа.
Накрыть крышу шифером пришел помочь сосед Сергея Васильевича Иван (Ян). У них с Любой был дом из бруса, который им прислали из Прибалтики. С.В. все время подозревал Ивана в пропаже каких-то деталей из своих строительных припасов.
Когда Ян шел на речку, он кричал мне:
- Галчонок! Пошли купаться!
Лето было жарким,  и Володя то парился в доме,  то охлаждался в душе и в итоге попал в больницу с воспалением легких. Приехали оклеить обоями стены изнутри Таня с Пашей. Я жарила им кабачковые оладьи.
Во дворе поставили чугунную печку, еще был туристский примус и печурка на сухом топливе. С горячей водой выручал настоящий самовар, который неожиданно мне попался в универмаге Украина
Электричества в поселке не было до 2000 года. Для освещения вечером использовали свечку, керосиновую лампу и еще Володя приспособил несколько аккумуляторов – от них горела маленькая лампочка, и работал приемник.


Что сажали?
Летом первого года посадили салаты, петрушку и укроп, перцы, помидоры, картошку. Кусты черной и красной смородины привезли из Гливахи. Посадили войлочную вишню – говорили, что она быстро даст урожай. Но земли для посадки удалось освоить немного, так что и урожая практически не было. Потом мы поняли, что для того, чтобы был результат, на даче нужно жить. А приехать только на субботу – воскресенье совершенно недостаточно. Помидоры засыхают или пропадают от тли, картошку поедает колорадский жук. Пытались сажать клубнику. Все требует неусыпного внимания и заботы. Из деревьев посадили яблони, сливы, алычу, грушу, абрикосы.  Часть саженцев привезли из Белоруссии из сада Володиных родителей. В целом  огородники и садоводы мы не очень. Но все-таки Володя вырастил две отличные яблони, три больших ореха, виноград – изабелла, лидия и настоящий шедевр - ранний сладкий изумительно красивый -  «Олин». Консультировала его бабушка, приехавшая их Грозного, владелица скромного участка ближе к речке. Большой урожай почти каждый год давала крупная желтая алыча. А однажды после 15-ти летнего простоя дали урожай шикарные белорусские сливы.
Цветы : ландыши, тюльпаны, пионы, физалис, лилии, кустовые розы, шиповник, сирень. чернобривцы и астры. Садовые ландыши привезла Евгения Ивановна – мама Светланы Юрьевны. Однажды пришли к нам соседи – Анна Михайловна и Александр Петрович, привезли на тележке и посадили декоративный папоротник и игольчатый кустарник. Осенью высаживали шикарные кусты хризантем, которые в большом количестве продавались на базаре.   

Дорога, электричка
Сборы и дорога были напряженными: мне – закупить продукты,  Володе –  собрать разные строй материалы, упаковать все. Машины у нас еще не было. Всегда боялись опоздать на электричку. Народищу много, посадка в толкучке, часто приходилось полдороги ехать стоя. Очень тяжело переносил жару в дороге наш тогда  еще щенок Патрик.

Гости
В первые годы приезжали мои родственницы. Валя  - дочка маминой сестры Ирины из Горького. Валя кончила юридический институт, работала следователем в Псковской прокуратуре и достигла больших успехов. Всегда привозила разные гостинцы: колбасную нарезку, красную икру, лекарства для меня. Для нас в начале 90-х это была роскошь. Маргарита – внучка брата бабушки Вали – Турцевича Бориса Львовича, из Москвы. Тоже привозила гостинцы плюс напитки з-да Кристалл, который был шефом школы, где Маргарита преподавала историю и была Завучем. С Ритой мы вечером при тусклом освещении играли в преферанс и распивали бутылочку.  Однажды к нам приклеились два парубка – привезли пол ведра выловленной  сеткой рыбы. Оказались местные дальнобойщики, промышлявшие в Польше.  Жарили рыбу, веселились. Сергей Васильевич сказал: - Галочка, не беспокойтесь, я Володе ничего не скажу! Потом не раз мы обыгрывали этот наш «успех» перед Володей.
Еще со мной ездила подруга Елки – Инка Топоренко. К нашему ужасу не могли найти ключи от домика и ночевали на дворе в пустой палатке. Светлана Юрьевна тоже побывала пару дней. И еще Казанцевы Витя и Нина. Мы встретились на Березанском базаре, куда они приезжали из соседнего поселка Коржи, где была их дача. Вот, пожалуй, и все. А очень хотелось приглашать друзей и показать результаты своего, особенно Володиного труда. 
Остальное общение было с жителями кооператива Рубм – Это Анна Михайловна и Александр Петрович, Сергей и Ира, Сергей Васильевич и Римма. Чаще других бывал Григорий Семенович. Его огород располагался  против нашего дома через улицу, ближе к речке. Там был образцовый порядок. Но и результат был отличный: непревзойденные помидоры, огурцы и картошка разных сортов. Он научил меня варить Гарбузову кашу.
А Таня, Павлик и Олечка бывали редко. Паша не более трех - четырех раз, ну и Оля с Таней еще столько же (из них два раза с ночевкой). Я всегда их очень ждала, готовила постели. Не знала, чем накормить. Да они никогда ничего и не ели. В последний приезд в августе 2016 года Володя учил Олю стрелять из воздушки.
А однажды Павлик приезжал ночью. Наш пес в охоте за ежом  пролезал через кованый забор, зацепился и оторвал кусок пальца на своей замечательной лапе. Стал скакать на трех. Было 10 часов вечера. Я позвонила Паше, и он приехал, чтобы отвезти Патрика в Киев к ветеринару. Из Киева 100 км, и обратно 100. Насилу нашли на Оболони знакомую Анечку, которая в ту ночь дежурила в круглосуточной ветеринарной больнице.
Я попыталась выразить свое восхищение Пашиным поступком, а он ответил:
- Ну, что вы, Галина Алексеевна, мы же живем в цивилизованной стране.

Строительство дома
Участники дачного кооператива начали обустраивать свое жилье. Некоторые покупали для строительства красный или даже белый кирпич. Но – по одежке протягивай ножки –  мы  приобрели для стен дома тысячу блоков, каждый по 18 кг, 2 руб. блок. 
С тех пор эти блоки, сложенные в куб возвышались посредине участка.
В 1993 году я оформила пенсию. Выплату задержали, и в мае 1993 года за три месяца накопилось 40 тыс. купонов.  За 20 тысяч мы  купили собаку – спаниеля Патрика. Он скрасил нашу жизнь на долгие семнадцать лет.
В 2000 году к дачному поселку подвели электричество, и мы задумались над расширением  жилья. Долго обсуждали, где ставить основной дом. Володя хотел поближе к улице, в соответствии с рекомендованным  планом. Я руководствовалась своим чувством равно удаленности и желанием сохранить времянку. Несколько лет я рисовала сопряженные два дома: новый двухэтажный и старый – восьмиметровая комнатка + прилегающий сарай – кладовка. До 2010 года мы продолжали работать  и на дачу ездили в основном по субботам, воскресеньям и во время летних отпусков. Эти дни приходились и на стройку и на сад – огород. Многие дачники  отгрохали огромные дома, наняв рабочую силу. Но, как правило, приезжают редко. Кое-кто бросил эту затею.

По темпам строительства мы оказались где-то в конце. Стройка длилась не менее десяти  лет. Только для кладки стен второго этажа наняли рабочих - Владимира Ивановича и  Мишу. Еще Миша помогал штукатурить стены. Все остальное до последнего гвоздя делал Володя. Немного в начале помог Павлик.

Вот последовательность работ, которые растянулись на 10 лет!
1. Фундамент
2. Первый этаж
3. Второй этаж – наняли рабочих
4. Крыша
5. Гусак + подключение проводов к столбу
6. Погреб
7. Лестница на второй этаж
8. Штукатурка внутренних стен
9. Расширение ворот
10. Ремонт времянки и объединение домов

Только в 2015 году поставили чугунную печку с приделанной сверху духовкой – творением изобретательного сварщика Ивана Николаевича.
Стало возможным жить почти до ноябрьских холодов.