Мы это уже проходили...

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Предыдущий материал «Понимает! Молча!..» опубликован в разделе «Мистика». Но в нём всего есть понемножку: и философии, и публицистики, и шапкозакидательства (личного от автора), и чуть-чуть естествознания, и иронии, и сарказма, и упоминаний о персоне, который там назван Гражданином и Избранником, а в нижеследующем абзаце обозначен аббревиатурой ПЛУ (расшифровка – там же). А мистики-то – меньше всего. И совсем нет иллюстрации. Что есть случай, мне несвойственный (http://proza.ru/2020/05/18/1298).

Зато в сегодняшней публикации даю сбор-коллаж из 8-и снимков. Аж! И на каждом (кроме первого, панорамно-ландшафтного) – ПЛУ (Первое Лицо Узбекистана). Кадры взяты из трёх заметок от Агентства новостей nuz.uz, последовавших одна за другой поздним вечером 20 мая 2020 года. По ним видно, как говорится, невооружённым глазом, что день ПЛУ был насыщен делами. Впрочем, как и любой другой: наш лидер действительно работает много, плотно и интенсивно. Много ездит. Много летает. По стране. За её пределами. Сегодня, 21-го, он уже в Андижане с рабочим визитом.

Отмечу: Республика 2 месяца пребывает под карантином в связи с коронавирусом Sars Cov2. Запреты постепенно смягчаются. Но на улице, в общественных местах, на работе все должны быть в маске.

Объяснения по коллажу: горизонтальные ряды сверху вниз, снимки слева направо.
1. а) Аллея знаменитых литераторов всех времён (постаменты по обе стороны с памятными досками), ведущая к возвышению, на котором под куполом стоит памятник Алишеру Навои; б) ПЛУ поднимается к бронзовой фигуре, чтобы букетом алых роз отдать дань уважения и признательности солнцу узбекской поэзии.
2. а) ПЛУ и две сопровождающие его персоны идут по нисходящей от памятника Навои; б) ПЛУ на открытии первого в столице трёхуровневого моста транспортной развязки, возводившегося с 2018 года (видно, что дело происходило почти ночью).
3. Четыре снимка нижнего ряда отражают посещение ПЛУ музея Ташкента, создание которого он рекомендовал в январе текущего года. Этот новый объект градоведения расположен неподалёку от Аллеи литераторов.

Кроме возложения цветов и посещения музея, ПЛУ имел встречу в Союзе писателей с творческой интеллигенцией. Административное здание охваченных Союзом творцов находится там же, в одних пределах, что и Аллея литераторов, памятник Навои, музей Ташкента. Не грех повториться: ПЛУ активен, трудоспособен, неутомим.

Вот две выдержки из высказываний ПЛУ, которые приведены в иллюстрированной заметке «Президент предложил создать интернет-портал «Аллея литераторов» на узбекском, английском и русском языках» (https: // nuz. uz/ politika /49616 –prezident –predlozhil –sozdat –internet –portal –alleya –literatorov –na- uzbekskom –angliyskom –i-russkom- yazykah. html).

— Литература – душа народа, зеркало его духовности. В современном сложном мире необходимо использовать влиятельную силу прозы и поэзии, чтобы проникнуть в сердца людей, вдохновить их на благородные цели. Мы создадим все условия для изучения наследия наших предков, создания великой литературы, достойной нашей славной культуры.

Возражаю против первого предложения: настоящая, стоящая, достойная литература – душа творца; зеркало духовности и бездуховности отдельных людей, их сообществ и лидеров, социальных слоёв и прослоек общества.

Уточняю и второе предложение: в современном мире высокая литература привлекает очень узкий круг людей, разрозненных между собой; они же, только они, и могут вдохновляться на высокие цели; в мире же современной литературы первенствуют другие её разделы, в том числе примитивные, или надуманные, или криминальные, или низменные; до них-то и падка немалая часть читающей публики (которая в целом в век смартфонов, компьютерных игр, интернета, социальных сетей катастрофически мала).

Третье предложение прокомментирую много ниже. А пока – второе высказывание ПЛУ.

— Мы часто говорим о «героях нашего времени». Сегодня это – наши самоотверженные врачи, борющиеся с коронавирусом, отважные военные, великодушные предприниматели, патриотичная молодежь. Будет интересно и поучительно почитать об их подвигах.

Как много громких эпитетов! Да, молодёжь, в самом деле, бывает патриотичной. Мы, 16-летние юнцы, скептически возражали родителям, которые в кругу семьи, осторожно, выражали недовольство, когда в 1963-м стало туго с хлебом из пшеничной муки, и в магазинах появились "кирпичи" с высоким содержанием кукурузной. «Значит, так нужно! Значит, так правильно!» – одобряли мы кукурузные замашки Хрущёва, которыми он заразился в своей поездке в США.

Таковы некоторые представители и нынешней молодёжи Узбекистана. Только они теперь высказываются не втихаря, а в социальных сетях: пишут короткие, редко грамотные дифирамбы и Тамерлану, и ПиППУ (Первый и Пожизненный Президент Узбекистана), и ПЛУ, и другим героям и "героям"…

Я сильно сомневаюсь, что у глав государств, образовавшихся на "осколках" развалившегося СССР, во всяком случае, в пределах бывшей Средней Азии (которая четверть века назад вдруг стала Центральной из-за амбиций президентов, заграбаставших это название, давно принадлежавшее другой части континента), – сомневаюсь, что у них есть время и настрой за полгода прочитать хотя бы одну брошюренцию. Аппарат и читает, и пишет, и делится, и наговаривает, а лидерам нужно услышанное запоминать, запоминать, запоминать. Хотя бы на срок до какой-либо встречи, до каких-либо высказываний своими устами, рекомендаций и ЦУ (ценных указаний). Относится не только к президентам, премьер-министрам, но и к руководителям администрации городов и районов. И даже предприятий, более-менее крупных…

Свой комментарий к обсуждаемой публикации на nuz.uz я дважды отправлял в редакцию. Третий раз – утром, 21 мая. Спустя час-полтора он появился. Привожу его здесь в следующем абзаце.

Советская многонациональная литература развивалась в русле социалистического реализма. "Русло" было не явлением природы литературы и литераторов, но искусственным "каналом", построенным по проекту Коммунистической партии и поддерживаемым в порядке чиновными партийцами. Движение по "каналу" регулировалось инструкциями (созданными опять-таки идеологами строительства коммунизма), которые можно охарактеризовать, несколько переиначив высказывание джамбульца Алибаба из фильма «Джентльмены удачи»: «Туда не плыви – сюда плыви. Не то на мель сядешь, пробоину получишь». Признанными, славными и пользующимися "рогом изобилия" были именно те литераторы, которые преданно, рьяно и результативно следовали тем самым инструкциям. Судьбы внеинструктивных творцов нередко оказывались печальными, а то и трагическими. Но после крушения СССР большинство "славных" было предано забвению. Некоторые – и обструкции. А настоящее признание получили те, которые плыли "туда", да и познали другие "реки" и "водоёмы". Их ведь в природе не мало!..

И вот теперь, здесь, ниже, выскажусь по третьему предложению из первого высказывания ПЛУ (и по второму высказыванию – целиком).

ЦУ от ПЛУ по созданию современной великой узбекской литературы будут, скорее всего, реализовываться по трафаретам соцреализма: канал, инструкции, надсмотрщики, цензоры, экзекуторы, преуспеяния предприимчивых, находчивых и послушных. И бедствования, прозябание, мучения действительно умных, образованных, талантливых, честных, непродажных литераторов.

Потому-то я это мнение своё и не присовокупил к комментарию, трижды отправленным в редакцию nuz.uz, что из-за него, мнения, комментарию была бы хана.

21 мая 2020 года.