Двойная ориентировка сознания

Александр Витязев
         В древности и в средние века понятия сознание не существовало. Это неологизм нового времени. До этого смысл слова «сознание» был у слов: “нус”, “психея”, “логос”, “эйдос”.
         «Неологизм – это слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (отсутствовавшее ранее)».   Новые слова, а также и новые значения слов придумываются – изобретаются.
         Чтобы понять, что есть значение слова, можно рассмотреть слово «камень», обозначающее сам камень. Получается, что слово «камень» это имя, название определённого предмета – природного знака. Таким образом, открывается, что мы живём среди знаков – сигналов природы, что существует естественная сигнальная система. Эту естественную сигнальную систему я предлагаю присоединить  к сигнальной системе в учении великого русского физиолога Ивана Павлова.
         В учении И.Павлова есть первая сигнальная система, представленная безусловными и условными рефлексами и вторая сигнальная система, представленная устной и письменной речью – словами, цифрами с их значениями, смыслами. В итоге мы получаем расширенное представление о сигнальной системе, подразделяемой на естественную и искусственную. Получается, что есть естественные, природные смыслы слов и есть искусственные, придуманные, вымышленные их смыслы, значения. И человек должен ориентироваться в тех и других смыслах, что ведёт к двойной ориентации сознания.
         Придуманные, надуманные смыслы у слов, не обозначающих конкретных предметов, появились, когда были придуманы имена имён, что было невозможно без абстрактного мышления. До этого люди не могли давать имена именам, так как не могли обобщать, обладали вначале только предметным мышлением, благодаря которому, например, возникла наскальная живопись и рисуночное письмо. Затем, когда люди стали обладать предметно-символическим мышлением, они придумали предметное письмо, и у предметов стали появляться надуманные значения, смыслы.
         Предметное письмо, также как и рисуночное письмо относится к предписьменности. Сама же письменность появилась вместе с абстрактно-символическим мышлением, позволившим философствовать и рассматривать двойную ориентировку сознания на философском уровне.
         Наиболее ярко двойная ориентировка сознания засвидетельствована в материализме. В материализме сознание это высшая форма отражения действительности, копия мира, которая приводит его к раздвоению на объективную реальность и на адекватную или тождественную ей знаково-символическую реальность.
         Считается же, что двойная ориентировка сознания имеет место, когда для человека одни и те же события и действия приобретают в одно и то же время двойной смысл, один из которых связан не просто с надуманным, а с бредовым – неадекватным, нелепым их истолкованием. Или когда у человека одновременно сосуществуют правильные, адекватные и ложные представления.
         В этой связи надо сказать, что в субъективном идеализме объективная реальность, природа это «вещь в себе», которая не может копироваться. Поэтому в нём как бы нет двойной ориентировки сознания: сознание ориентировано только на себя, на свои идеи – на вымыслы и поэтому есть как самосознание. А если нет двойной ориентировки сознания, то невозможно не только адекватно, но и вообще толковать реальность.
         Известно, что толк это смысл. Взять в толк (разг.) - понять. «Где ум, там и толк.» (посл.) Растолковывать – разъяснять.
         Толковать можно не только о явлениях природы, но и о письмах. Так, например, известно толкование предметного письма скифов, написанное персидскому царю Дарию I. в 512 году до нашей эры.
         «Геродот рассказывал, что, когда царь Дарий I воевал со скифами, скифские цари отправили к нему вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Посланец сказал, что персам предстоит самим понять значение эти даров. Был собран совет. Дарий решил: стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления, птица означает бегство, а мышь и лягушка означают, что скифы отдают ему свои земли и водоёмы. Один из мудрецов, сопровождающих царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: Дарий потерпел поражение от скифов».
         Два разных толкования группы предметов указывает на то, что помимо предметного, естественного их значения им были приданы надуманные значения. Благодаря этому в древнейшее и древнее время предметы служили символами параллельного, придуманного мира, пока не были изобретены искусственные символы, слова из букв. Примером может служить ракушечное письмо, относимое к предметному письму.
         К предметному письму относится и рисуночное письмо – пиктография: миниатюрные изображения предметов. Оно появилось около 5 тысяч лет до нашей эры.
         Как известно, в древнейших государствах пиктографию сменила идеография (идеоматика) – смысловое письмо. Например, значок Солнца обозначал уже не просто небесное светило, но и время суток, то есть день.
         Смысловое письмо свидетельствовало о вытеснении предметно-символического мышления абстрактно-символическим мышлением, о переходе с предписьменности на письменность. Этот переход был завершён в античное время. Тогда же обнаружились первые религиозные философы.
         Когда была изобретена предписьменность, появилась возможность записывать отдельные мысли и целые мифы на материальных носителях – глиняных табличках, папирусе, стенах храмов и пр. Благодаря этому до нас дошли мифы Древнего Египта.
         Миф это предание, сказание. Мифы могут быть религиозного и иного содержания. Существует мнение, что «в архаических культурах мифология представляет собой базовую символическую систему, образующую вымышленную, придуманную картину мира». В этой картине мира надуманное уживается с реальным. Поэтому считается, что «мифология характеризуется сращением слова и вещи».
         Чтобы убедится, так ли это, обратимся к древнеегипетскому мифу о Исиде и Ра.
         В мифе говорится: «И вот жила Исида, женщина, знающая магические слова. И задумала богиня стать подобной Ра в его могуществе, завладев тайным его именем. Выступал Ра изо дня в день во главе своих гребцов и восседал на престоле обоих горизонтов.  Но вот состарился бог: рот его дрожит, слюна его стекает на землю. Растёрла Исида в руке своей слюну, смешала её с землёй и вылепила могучего змея с ядовитыми зубами, такими, что никто не мог уйти от него живым. Она положила его на пути, по которому должен был шествовать Великий Бог. И вот поднялся могучий бог вместе со своей свитой и двинулся в путь. И вонзил в него могучий змей свои зубы. Живой огонь разлился по телу бога и поразил его. И приблизились к нему его дети, и каждый бог причитал над ним. Прибыла Исида со своими чарами, и было в её устах дыхание жизни. И она сказала: О мой божественный отец, скажи мне своё имя, ибо тот, кто скажет своё имя, будет жить. Ответил Ра: Я - создатель неба и земли. Я сотворил горы и всё то, что на них. Я - создатель вод. Я - создатель небес. Я - творец времени и создатель дней. Но не выходил яд и боль не оставляла Великого Бога. И сказала Исида Ра: Среди слов, которые ты говорил мне, не было твоего имени. Открой мне своё имя, и яд выйдет из тебя, ибо будет жить тот, чьё имя произнесено. И сказал Его Величество Ра: Пусть Исида обыщет меня и да перейдёт имя моё из моего тела в её тело. И Божественный скрылся от богов, и опустел трон в Ладье миллионов лет». 
         Теперь заметим, что после прочтения текста мифа вначале может показаться, что в мифе нет ничего реального. Это полный вымысел, бред. Однако в нём упоминается о земле, о прахе, из которого был слеплен змей, земное существо. Кроме того упоминается о ладье, которая опустела, когда тайное имя бога перешло в тело Исиды. То есть имеет место двойная ориентировка сознания и «сращение слова и плоти». Можно сказать, что в этом мифе "слово плоть бысть и вселися в ны". (Иоан. 1,14) В нём понятие есть вещь, А есть Б: как бы решён основной вопрос философии при помощи нарушения традиционной логики, из-за допущения заблуждения, ошибки – паранойи, околоумия, если использовать здесь психиатрическую терминологию.
         Смысл мифа в обожествлении женщины, человека которое, с другой стороны, есть вочеловечивании Бога - в отождествлении, сращении Бога и Человека, вещи и понятия, которые были оторваны, отчуждены друг от друга в последующем, что привело к переселению Бога в потусторонний мир и появлению «основного вопроса философии» - к войне материализма с идеализмом.
         Традиционная логика требовала вычеркнуть ошибку, убрать заблуждение – паранойю из амбивалентного мышления древнего человека и таким образом оставить в мышлении только традиционную логику, благодаря чему мышление становилось нойяльным, правильным.
         Поэтому религия стремилась переделать мифологию, отселить Бога с «детьми» - пантеон богов от людей. Затем оставить главного бога одного, избавившись от пантеона, чтобы никто не смел говорить, будто все боги разные, нет двух одинаковых богов, это один бог, а одно не существует. То есть нужно было избавиться от эклектики – разорванного мышления, от древнеегипетского мифа, в котором Бог явился из хаоса под названием мировой океан Нун.
         Хаос это образ мира, порождённый эклектичным мышлением. В этом мире нет единства у множества совершенно разных вещей, из которых он состоит. Это разорванный мир, порождённый разорванным мышлением. Пример - мир Левкиппа и Демокрита из атомов, которые не тождественны друг другу.
         Говоря о разорванности мышления, следует отметить, что она "характерна тем, что между отдельными представлениями разорваны связи". [1,с.44] "В результате разорванности мышления (если разорванность усиливается) получается так называемая спутанность и бессвязность, полная противоречий, с распадом понятий". [1,с.44] То есть степень разорванности мышления может быть разной. В лёгкой степени это противоречивое мышление, не соблюдающее нормы логики, традиционной, конечно.
         Но вот что странно. Мышление, соблюдающее правила и нормы логики, всё же приходит к противоречию, к саморазрушению, то есть к разрывам. Это было замечено советским философом Эвальдом Ильенковым.
         По этому поводу Э.В.Ильенков  написал следующее: "Стремление мышления к созданию единой, целостной теории естественно и неискоренимо. Оно не может и не хочет удовлетвориться простым агрегатом, простым нагромождением частных обобщений, а всегда старается свести их воедино, увязать друг с другом с помощью общих принципов. Законное стремление. И поскольку оно реализуется в действии и выступает тем самым как особая способность, Кант и называет его, в отличие от рассудка, разумом. Разум – тот же рассудок, только взявшийся за решение специальной задачи – за выяснение абсолютного единства в многообразии, за синтез всех своих схем и результатов их применения к опыту. Естественно, что и тут он действует по правилам логики. Но, решая указанную задачу, мышление, в точности соблюдающее все без исключения правила и нормы логики, всё же с трагической неизбежностью приходит к противоречию, к саморазрушению." [2]
         Мышление, «взявшееся за выяснение абсолютного единства в многообразии», рассматривается  Ильенковым как "особая способность". О данной способности мышления размышлял и Г.Гегель. Он считал, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие». То есть мышление должно допускать развитие понятия (А) в свою противоположность (Б), допускать, что А есть Б, кривую логику. Иными словами, диалектика должна допускать амбивалентность мышления и двойную ориентировку сознания, то что, с одной стороны, А есть А, с другой стороны, А не есть А: А есть и не есть А (А есть и не есть Б), понятие есть и не есть вещь, человек есть и не есть бог.
         В подтверждение этого в Священном Писании есть и такие слова: «И сказал Господь: вот Адам стал как один из нас, и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
         Защищаясь от нападок ересиарха Ария и его сторонников, кафолическая церковь в лице епископа Александрийского Александра ссылается на первоисточники веры. "Как выйдет, - говорит епископ Александрийский, - что Он (Бог-Сын) произошел из не сущего, когда Отец говорит: "Отрыгну сердце Мое слово благо" [3, с. 17].
         Из христианских ересей ересь александрийского священника Ария была особенно тонкой и очень опасной. Он утверждал, что Бог-Сын как рожденный имеет начало бытия, следовательно, было время, когда Его не было.
         Своим заявлением Арий покушался на веру в святую Троицу и ставил под сомнение, что Сын  единосущен и равен Отцу. То есть Арий был против двойной ориентировки религиозного сознания, того, что Бог-Сын, с одной стороны, тождественен Богу-Отцу, с другой стороны, нет. Он настаивал на том, что Бог-Сын не тождественен Богу-отцу, так как было время, когда Его не было.
         Если мы задумаемся, откуда взялась двойная ориентировка сознания, то должны будем обратиться к родоплеменным формам верований древнейшего времени, в которых нет слова «бог». «Бог» - неологизм древнего времени, появление которого современно появлению древних царств.
         К родоплеменным верованиям относятся: магия, анимизм, фетишизм, тотемизм.
         Магия это колдовство – культ на основе веры в потусторонние сверхестественные силы, которые привлекаются для влияния на окружающий мир. Пример магического действия хорошо описан в романе А.Дюма «Королева Марго». В романе колдунья протыкает восковую фигуру человека в области сердца иглой, символизирующей «стрелу амура» и произносит заклинания. Это любовный приворот.
         Здесь игла это реальный предмет, имеющий второе, надуманное - символическое значение. Здесь реальное уживается с надуманным, имеет место двойная ориентировка сознания и предметно-символическое мышление. Надуманное это бред, околоумие.
         Также и существование потусторонних сверхестественных сил указывает на двойную ориентировку сознания, на предметно-символическое мышление: на амбивалентное мышление магов.
         Есть мнение, что «символическое мышление это такое нарушению мышления, которое происходит в его структуре и приводит к использованию неологизмов. При таком мышлении неологизмам, следовательно, придается символическое значение». [4]
         Анимизм это вера в существование духов, от которой берёт начало спиритизм. Термин анимизм впервые употребил немецкий ученый Г. Шталь (1708). Анимизм (от anima – дух) – одухотворение. При этом если одни учёные полагали, что анимизм это явление одухотворения всей природы, как одного единого целого, то другие считали, что под анимизмом надо понимать одухотворение живых и не живых тел, своеобразный пантеизм, трактующий дух во всём или дух всюду.
         Считается, что развитие анимизма способствовало возникновению веры в переселение душ, а также в загробный мир и воздаяние. Одушевление природы и вера в загробный мир также указывают на двойную ориентировку сознания и на предметно-символическое мышление.
         Фетишизм (от фр. "фетише" – волшебство) – поклонение неодушевленным предметам, которые наделяются сверхъестественными свойствами. Это амулеты, обереги и даже идолы. Здесь также имеет место двойная ориентировка сознания связанная с амбивалентным предметно-символическим мышлением.
         Тотемизм (от сев.-инд. "ототем" – его род) – это культ на основе веры в тотемного предка, обладающего сверхестественными возможностями. И здесь можно обнаружить двойную ориентировку сознания и предметно-символическое мышление.
          Итак, мы подошли к тому, что первые толкования мира были нелепыми, то есть откровенно бредовыми. Затем они стали спекулятивными и, в конце концов, научными.
         Нелепо, например, было утверждать, что Земля покоится на черепахе, или трёх слонах. Но ведь до Эратосфена люди верили этой параноидной стационарной модели мира, Вселенной.
         Эратосфен Киренский (276—194 гг. до н.э.) — греческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Ученик Каллимаха, с 235 г. до н. э. — глава Александрийской библиотеки. Первым открыл, что Земля круглая.
         Затем две тысячи лет верили люди геоцентрической модели мира. В этой модели центральное место во Вселенной занимает планета Земля, которая остается неподвижной. Вокруг нее вращаются Луна, Солнце, все звезды и планеты.
         Первоначально эта ошибочная – параноидальная идея была сформулирована в Древней Греции. А затем она была систематизирована Птолемеем, превращена в  изощрённый систематизированный бред.
         Клавдий Птолемей (Claudius Ptolemaeus) родился между 127-145 гг. нашей эры в Александрии (Египет).
         «Главная заслуга Птолемея заключалась в том, что ему удалось дать полноценное и исчерпывающее объяснение видимым движениям планет, а также позволило вычислить их место положения на будущее с точностью, которая соответствовала бы наблюдениям, проводимым невооруженным глазом. В результате, хоть сама теория и была в корне неверна, серьезных возражений она не вызывала, а любые попытки противоречить ей тут же жестко пресекались христианской церковью».
Источник -           В 1530 г. выдающийся польский астроном Николай Коперник написал небольшой трактат, в котором утверждал, что Земля, как и все остальные планеты, обращается вокруг Солнца. Этот трактат не был напечатан, переписанный же от руки, он распространялся среди ученых — современников Коперника. За несколько дней до смерти Коперника (в 1543 г.) была напечатана его основная работа «Об обращениях небесных сфер». На страницах этой книги новое учение было изложено с математическими обоснованиями.
         Когда стало ясно, что новая система мира подрывает самые основы религии, началось беспощадное преследование его сторонников. В 1600 г. за проповедь материалистического учения и за распространение учения Коперника инквизиция сожгла на костре замечательного итальянского мыслителя Джордано Бруно.
         24 февраля 1616 года одиннадцать квалификаторов (экспертов инквизиции) официально определили гелиоцентризм как опасную ересь: Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное и греховное, еретическое, так как оно прямо противоречит Священному Писанию.
         Ересь -  это отклонение в вопросах доктрины, общепринятой и обязательной для всех  вследствие фиксированности её авторитетными инстанциями и в связи с этим являющейся ортодоксальной и догматичной.
         5 марта 1616 года Папа Павел V утвердил это решение. В тот же день Папа утвердил декрет конгрегации, который включил книгу Коперника в Индекс запрещённых книг.
Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/
         Однако и в самом деле утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое. Нелепое – значит бредовое.
         Как известно, не бредят животные и имбицилы, выраженные дебилы. У животных есть сенсорное мышление или сенсорный синтез, но нет второй сигнальной системы – письменности и устной речи. Дебилам недоступно абстрактное мышление, они мыслят только предметно, конкретно, как люди, жившие в каменном веке до неолитической революции, которым не то что абстрактно-символическое, но и предметно-символическое мышление было недоступно.
         Так вот, что же произошло с ископаемыми предками современного человека, если считать, что они обладали только предметным мышлением? Они испытали какую-то мутацию и в результате сошли с ума, стали бредить? 
         «Бред обычно относят к расстройству мышления, которое делает его нелепым по содержанию. По форме это расстройство относят к «кривой логике» [1,с.385].  Кривая логика заключается в склонности паранойяльных лиц оценивать жизненный опыт произвольно, с личной точки зрения, пренебрегая действительностью». [1,с.385]
         Но если бы человечество не бредило, оно бы ничего и не изобретало. Начав сочинять выдумки, и оспаривать их, человечество совершенствовало на этом поприще свой интеллект. В результате появились изощрённые религиозные и философские системы, открылись проблемы, которые решались в них.
         Когда из философии выделилась наука, открылись научные проблемы. Так утверждение, что электрон это и корпускула, и волна раскрывает двойную ориентировку сознания, в котором ни то, ни другое представление не относят к бредовым, ошибочным.
         Также вот и в христианстве Бог он и Отец и Сын.
 
Источники:
1. Гуревич М.О., Серейский М.Я. Учебник психиатрии. – М.: Медгиз, 1946
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1974, с. 74-75
3. Епископ Аксайский.  История вселенских соборов. М., 1995.
4.Неологизмы в идиосинкратической речи лиц с расстройством мышления - Язык и текст - 2017. Том. 4, № 2