Газетная проза. А культуры не хватает

Борис Ильич Комиссаров
Размышления над фактом

ВОЗЛЕ ОТДЕЛА обуви магазина «Юбилейный» стоит покупатель с коробкой. Он обращается к продавцу Дине Семеновне Уваровой:
- Брал у вас недавно две пары женских туфель. Одни пришлись в пору, а вот эти – велики. Примите, пожалуйста, назад.

Продавщица явно недовольна и вовсе не собирается это скрывать:
- Сто лет назад, наверное, брали, - раздраженно отвечает Уварова, - теперь, ишь, назад несет.
- Что вы, всего десять дней, - уточняет покупатель.

Далеко не плавным движением Дина Семеновна раскрывает коробку и, убедившись, что туфли действительно приобретены в ее отделе совсем недавно, возвращает покупателю деньги, проворчав напоследок:
- Так бы и сказал, что деньги перед новым годом нужны. А то «велики да велики»…

Покупатель попытался было еще что-то спросить насчет обуви, но Уварова пренебрежительно промолчала, удалившись в подсобку.

В одном из материалов, напечатанных  в нашей газете ко Дню работников торговли, говорилось о дружном коллективе магазина «Юбилейный». Работник райпо писал о том, что продавец отдела обуви Д.С.Уварова выполняет план на 104 процента. У нас нет оснований брать под сомнение эту цифру. Но так как магазин находится прямо напротив редакции, то сотрудникам газеты приходится бывать в нем чаще, чем в других торговых точках.  А значит – постоянно наблюдать, как здесь обслуживают людей.

Приятно видеть, как относится к покупателям продавец галантерейного отдела Вера Болик. Готовность подойти, ответить на вопрос, подсказать – все эти профессиональные качества продавца есть у комсомолки Веры Болик. Но, видимо, не все продавцы магазина заботятся о чести коллектива. Ведь эта честь заключается главным образом не в цифрах выполнения плана, а в уважении покупателей, в их хорошем настроении, с которым они выходят из магазина.

Мы знаем, что будущих продавцов сейчас учат понимать, какое значение имеет для их профессии и поза за прилавком, и походка, и мимика, и жесты. Продавца, обслуживающего кое-как, без учета всего этого, и рабочего, выпускающего брак, можно поставить в один ряд.

В данной ситуации существуют правила обмена и возврата купленных товаров. И продавец обязан был, нравилось ему это или нет, вежливо принять обувь или объяснить, почему она не подлежит обмену.

Определяя лучшего работника прилавка, необходимо учитывать, какие усилия приложил он для выполнения плана товарооборота. При подведении итогов соревнования в некоторых магазинах, например, устанавливают определенный коэффициент, в зависимости от того, чем торгует продавец. Ясно, что, скажем, тысячу пуговиц продать намного труднее, чем несколько холодильников, на которые повышенный спрос. Потому на холодильники, к примеру, коэффициент самый низкий, на пуговицы – самый высокий.

Но какие бы стимулы не применялись, нельзя забывать о воспитательной работе в коллективе. Без этого не поднять культуру обслуживания.

Б.КОМИССАРОВ.
(Газета «Забайкалец»
за 28 декабря 1974 г.)