Законы Хаммурапи, или гравировка навеки

Сергей Ижорский
В центре Парижа находится знаменитый Лувр, самый посещаемый художественный музей мира. Тысячи людей со всей Земли съезжаются в столицу Франции, чтобы зайти в шикарное здание Лувра и изучить его богатые коллекции.

Лувр содержит огромное количество сокровищ и культурных ценностей со всего света, и сейчас мы поговорим об одном из самых древних и проверенных временем экспонатов. Речь пойдёт о своде законов вавилонского царя Хаммурапи.

Древний Вавилон, помимо первого общедоступного свода законов, подарил миру первую карту, парус, концепцию времени и ирригацию. Вавилонские инженеры придумали такие архитектурные решения, как купол, колонна и арка. Трудолюбивые мастера украсили Вавилон величественными и роскошно украшенными зданиями, прорыли множество каналов, орошающих поля, где выращивались различные сельскохозяйственные культуры. Вклад древних вавилонян в мировую науку и культуру действительно огромен, многими их идеями мы пользуемся до сих пор.

Хаммурапи был хитрым дипломатом, умелым полководцем и новатором в среде законодательства. Он подчинил себе соседние города, не раз усмирял непокорных. Разумеется, для управления большим количеством подданных он должен был придумывать подходящие законы. Таковые награвированы на стеле, хранящейся ныне в Лувре.

Свод законов представляет собой стелу из чёрного диорита, с барельефом в верхней части лицевой стороны и покрытой гравированным текстом на аккадском языке. В высоту стела достигает 2 м 25 см, а весит примерно 4 тонны. Книзу столб несколько расширяется. Барельеф изображает две человеческие фигуры: сидящего на троне вавилонского бога Шамаша и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Царь, изображённый в почтительной позе для молитвы, приносит клятву верховному божеству соблюдать его заветы и посвятить законы пантеону небесных покровителей. Есть и такая трактовка скульптурной композиции: бог Шамаш вручает царю Хаммурапи законы, дабы тот распространил их среди подданных.

Аккадский текст законов является одним из самых известных образцов клинописи, то есть формы знаков, представляющих собой комбинации клинообразных линий. Такая письменность была характерна для народов Древней Месопотамии. Древнейшие образцы письменности — шумерские; соседние народы заимствовали у шумеров удачное изобретение и либо внедрили шумерскую письменность у себя, либо создали свои алфавиты, больше подходящие для использования. Собственно, аккадский или ассиро-вавилонский язык написания законов Хаммурапи — прямое следствие заимствования у соседей способа фиксации данных. В случае с диоритовой стелой из Лувра — способа зафиксировать законы, так, чтобы сведения сохранились надолго.

Трудно однозначно определить способ, которым древние вавилоняне награвировали текст законов на диорите. Возможно, они пользовались инструментами наподобие современных резцов-штихелей, или молотками в паре с подобием зубила. Для шлифовки мог применяться кварцевый песок. Так или иначе, текст получился чётким и хорошо различимым.

И ведь по сей день, по прошествии почти четырёх тысяч лет, законы царя Хаммурапи выставлены на всеобщее обозрение. Принято выделять 282 параграфа среди свода законов, ещё 35 статей не сохранились. Но по-видимому, их стёрли не годы или века, а сами же древние люди, которые могли счесть некоторые статьи закона ненужными, недоработанными или лишними. В конце концов, во все времена и эпохи законы трансформировались вместе с обществом. Видоизменялись или отменялись вовсе старые параграфы, вводились новые. Всё идёт, всё меняется — не меняется только человек. И по-прежнему нуждается в законах, регулирующих отношения во всех сферах людской жизнедеятельности. Вообще, для такого возрастного памятника вавилонского права, столь малое число утраченных статей — это очень хороший результат, в том числе и из-за хорошей гравировки, на долгие века высекшей в диорите повеления грозного, но мудрого царя Хаммурапи.

Собственно, этот царь не был первым, кто придумал зафиксировать принятые законы в письменной форме. Известны и более древние памятники законодательства — например, терракотовые конусы Уракагины, правителя шумерского города-государства Лагаша; или законы Ур-Намму, правителя Шумера и Аккада; или законы Липит-Иштара, правителя Исина; или законы города-государства Эшнунны, правда, под вопросом их автор-составитель — то ли царь Билалама, то ли царь Дадуша.

Идея Хаммурапи была в том, что он догадался выставить стелу с зафиксированными правовыми предписаниями на обозрение своим подданным, на площадь посреди столицы, дабы никто не мог сослаться на незнание закона. Да, в большинстве жители Вавилонского царства были неграмотными, но подразумевалось, что тот, кто не умеет читать, может обратиться за помощью к грамотному, чтобы таковой растолковал начертанное на стеле. Это была, конечно, формальность, но — утвердившая в дальнейшем всеобщее право на доступ к действующему законодательству.

Для своего времени, места и культурно-экономических особенностей законы царя Хаммурапи были большим прогрессом. Лишь разработанное намного позднее римское право стало эталоном законодательства. Да, именно на праве древних римлян базируется законодательство абсолютного большинства современных стран, в том числе и России. (В первую очередь это касается гражданско-правовых отношений.)

Для законов Хаммурапи характерен принцип талиона — проще говоря, «око за око, зуб за зуб». В стародавние времена равнозначное возмездие считалось нормальным и обыденным. А сейчас подобное будет выглядеть как минимум странно. Плюс упор идёт на казусы и прецеденты, уже имевшие место быть случаи. Отсюда постоянное «если...» в начале параграфов.

Для примера рассмотрим несколько.

Параграф 200: «Если человек выбил равному себе зуб, то должно выбить зуб ему самому». Похожий случай, статья 197: «Если человек переломил равному кость, то должно сломать кость ему самому». Или такой, пункты 229— 230: «Если строитель непрочно построил дом, он рухнул и убил хозяина дома, то строителя должно казнить. Если убило сына хозяина дома, то должно убить сына строителя».

Как видим, наказание полностью идентичное нанесённому вреду. Теперь рассмотрим, как могли регулироваться имущественные права.

Параграф 23: «Если грабителю удалось скрыться, а ограбленный, поклявшись перед богами, опишет похищенное имущество, то община должна возместить потерпевшему утраченное».

Здесь мы видим попытку со стороны царя защитить имущество подданных и внедрить коллективную ответственность, означающую также и взаимовыручку между общинниками.

Много внимания Хаммурапи уделял воинскому сословию и старался обеспечить армии как можно лучшие условия службы, но и подчёркивал, что служба — это почётная обязанность, и никто другой не должен ею заниматься.

Отсюда и такой параграф (26): «Если редум или баирум получил приказ идти в поход, но не пошёл и выставил вместо себя наёмника, то этого редума или баирума должно казнить. А наёмник получает право забрать дом и имущество казнённого».

К сожалению, в законах не поясняется, кто такие «редумы» или «баирумы». Возможно, это рода войск. В законах упоминаются и начальники, «декумы» и «лабуттумы», но тоже не даётся пояснений. Как вариант, могли иметься в виду десятники или сотники.

Пример — параграф 34: «Если декум или лабуттум отнял у редума или баирума имущество, обидел его, отдал в наём, оклеветал в суде или забрал подарок, данный царём редуму или баируму, то такого декума или лабуттума должно казнить».

Есть в законах и варианты регулирования договоров аренды, например, параграф 64: «Если человек даёт свой сад садовнику для возделывания, то садовник должен две трети урожая отдавать владельцу сада, а треть забирает себе».

Царь настаивал на том, чтобы при заключении договора присутствовали свидетели, а ещё лучше — государственные чиновники.

О том, например, говорит статья 95: «Если человек дал в долг хлеб или серебро под проценты без государственного контролёра, то теряет всё, что дал».

Для желающих ознакомиться с полным текстом законов Хаммурапи есть несколько вариантов перевода, и к ним доступ свободный. А кто посетит Лувр, пусть повнимательнее рассмотрит диоритовую стелу с царскими письменами, оценит мастерство, с которым вавилоняне изготовили памятник древнего законодательства.

Конечно, награвированные на стеле Хаммурапи законы выглядят архаичными, если применительно к нашему времени. Но придуманные вавилонским царём правила действовали... 12 веков! С незначительными изменениями. А уже потом появились более совершенные и целесообразные правовые системы.