ЖСЛ. Дагба Ринчинов

Виктор Балдоржиев
К чему должен стремиться человек?
Начало мая 2020 года. О чём бы я мог беседовать, а иногда и беседую с людьми, которые ещё совсем недавно обсуждали со мной какую-нибудь тему где-нибудь в Улан-Удэ, Чите, Агинском? С русскими, евреями, бурятами. Например, с Георгием Дашабыловым, Цыденжапом Жимбиевым, Сергеем Цырендоржиевым, Батожабом Цыбиковым, Арсаланом Жамбалоном, Гармой Цырендашиевым, Митупом Шагдаровым, Дагбой Ринчиновым?
Много в памяти людей, которые живут во мне и всё ещё говорят со мной. Вот и 3 мая во время своей привычной прогулки по степи я беседовал с ними на протяжении 15 километров.
Настала пора ещё раз переосмыслить время и жизнь.

Наверное, никто ещё не смог предвидеть в процессе жизни тупик или препятствие, с которого начинается время переосмысления. Может быть, человек давно блуждает в тупиках, огибая препятствия, даже не заметив, как вошёл в эти лабиринты?

Время переосмысления приходит только с каким-то потрясением. Иногда несколько раз за жизнь, меняя не только человека, но и его организм. Если хотите, это закон гормонов, каждый из которых срабатывает только при определённых условиях, зачастую, как полагает слабый человек, за пределами возможного.
Какие события и потрясения повлияли на меня так, что с некоторых пор я стал задумываться о том, что и как писал в прошлом, пишу сейчас, о стиле письма, происходящем из опыта и развития когнитивных способностей. Более всего в такие моменты вспоминаются люди, с которыми случалось встречаться на жизненном пути? После этого раскрываются другие возможности и потрясения, от которых я теперь не откажусь уже никогда.

Оказывается, никто из тех, с кем мне доводилось и доведётся встречаться в жизни, не оказал на меня отрицательного влияния. Всё и все только прибавляли и прибавляют. Куда исчезли присущие раньше недовольства и возмущения, от которых я настойчиво и безуспешно пытался избавиться?
Вместе с возрастом наступает иная пора, звучит иная музыка жизни. И в этом звучании проступают знакомые образы.
Переосмысление наступает и тогда, когда человек начинает обнаруживать вокруг себя пустоту. Пространство, которое было заполнено знакомыми, такими естественными и от того кажущимися вечными, людьми начинает опустошаться. Обнаружив пустоту вокруг себя, ты начинаешь говорить с теми, кто был только что рядом с тобой. И они отвечают уже из твоей памяти. И тогда жизнь каждого из них ярко предстаёт перед твоим мысленным взором, затмевая твоё ложное, созданное тобой, значение о себе. Это как в бытующем среди людей искусства нравоучении, когда новорождённый сначала кричит «Я, ЯЯЯ, ЯЯЯЯЯ!», потом до зрелости – «Я и Моцарт!», а к старости остаётся только «Моцарт!». Вот и у меня остались Моцарты, которые говорят со мной издали…

Вместе с такими мыслями появился в памяти Дагба Ринчинович Ринчинов, с которым, как и со многими другими знакомыми, я так и недоговорил при его жизни о чём-то очень важном и вечном. Нет, не о книге, книгу всегда могут издать другие люди. Кстати, пусть издают. Им полезно делать это…
Мысли, с которых я начал свой рассказ во время прогулки, были присущи и ему, ведь музыка рождается не из слов, но из чувств, которые облекаются в незримые и драгоценные оправы слов и мыслей, которая после этого начинает звучать и заполонять мир людей.
Звук всегда первичен, слово – вторично, в звуках – суть, неизвестная, но волнующая любого истина, в слове – смысл. Рождение каждого звука, а в литературе – фонемы, это всегда открытие, а рождение звукоряда – настоящее потрясение души. Неужели открытие истины – не потрясение?

Но разве может человек или музыкальный инструмент, который непрерывно испытывает потрясения души прожить долгую жизнь? Каждый год его жизни – это невероятность, а густо приправленный бытом, семьёй, работой, проблемами – подвиг. Не просто подвиг, а – радостный подвиг. Почему радостный? Потому что он – человек искусства, озарённый звуками и живущий ими. Но и сам он, где бы не был и с кем бы не встречался, тоже весь озарение, радость и доброта, которые он и должен нести людям через собственные потрясения. Ведь освобождать и озарять миры остальных – это его призвание, он рождён для этого.

Вот почему каждая встреча и каждый день жизни такого человека – редкая удача для всех остальных людей, живущих в своих темницах и оковах.
Таким был при жизни и остался в памяти людей Дагба Ринчинов.
Прожил он 73 года…

Теперь можно пересказать его биографию, но читая дальше текст, возвращайтесь к началу моего рассказа…

Дагба Ринчинович Ринчинов родился 18 марта 1934 года в селе Челутай Агинского аймака. В этом моменте некоторые современники вспомнят других музыкантов и песенников, которыми, насколько я знаю, славен Челутай.
У Дагбы Ринчинова был не только дар музыканта, он, как и всякий талантливый человек, он прекрасно рисовал, слагал стихи, ибо такой человек с рождения до смерти живёт в ритмах и тактах, гаммах и нюансах, в красках и штрихах своей души, которая непрерывно занята композицией.
Вечное стремление такого человека к гармонии всегда не в ладу с дисгармонией общественного устройства. Разве возможно сочетание симметрии и асимметрии, гармонии и дисгармонии, порядка и беспорядка? Этот дисбаланс человек искусства приводит к гармонии в своём творчестве, вызывая восторг и восхищение, рождая прекрасное в душе слушателей и зрителей.
Именно этим и занимался всю жизнь Дагба Ринчинов. Сегодня словосочетание Дагба Ринчинов всегда стоит рядом с другими – слова и музыка, что переводится, как поэт и композитор.
Песни его исполняли многие певцы Байкальского региона и Монголии. Они стали органичной частью воспитательного процесса и праздничных мероприятий. Но, мне кажется, что люди ещё не вполне знакомы с творчеством Дагбы Ринчиновы, как и с творчеством многих других талантливых людей, покинувших мир живых.
Вот, скажем так, энциклопедическая биография Дагбы Ринчинова:
«РИНЧИНОВ Дагба Ринчинович (18.3.1934, с. Челутай Агинск. аймака – 30.4.2007, пгт Агинское), композитор, поэт-песенник, музыкант, педагог, самодеятельный художник, засл. работник культуры РСФСР (1965), почетный гражданин Агинск. Бур. авт. окр. (2004). С детства увлекался музыкой, живописью, лепкой, играл на различных музыкальных инструментах. Окончил Агинск. пед. уч-ще (1954), Вост.-Сиб. ин-т культуры (1969). В 1954–96 преподаватель музыки в Агинск. пед. уч-ще им. Б. Ринчино. Рук. окр. секции самодеятельных композиторов. Один из инициаторов создания Агинск. нар. филармонии (1963), чл. художественно-музыкального совета, концертмейстер коллектива, помощник художественного рук. В 1966 награжден дипломом 1-й ст. Всерос. cмотра художественной самодеятельности. Автор более 400 песен, стихов и басен. Основа творчества – песенный фольклор бур. народа. Его песни исполнялись на сценах гг. Чита, Улан-Удэ, Иркутск, а также Монголии. Песни «Победная», «Ага-Хангил» в течение нескольких лет были включены в репертуар Л.Л. Линховоина. Жанровый диапазон творчества разнообразен: песни патриотические, лирические, детские, о родном крае – Аге, Алханае, сс. Хара-Шибирь, Будулан, Цокто-Хангил. Автор музыки к спектаклю Г.К. Кобякова «Кони пьют из Керулена», вокально-хорового цикла «Мы росли вместе с Родиной». Ряд песен написан им в содружестве с заб. поэтами, музыка положена на стихи М. Карима, Д. Кугультинова, М. Джалиля, М. Светлова, А.Т. Твардовского, М. Рыленкова и др. Известными стали песни: «Дружба народов» (слова Ц.-Ж.А. Жимбиева), «Моя земля» (слова В.Г. Никонова), «Перелетные птицы» (слова Д.Р. Ринчинова), «Песня о братстве» (слова А.Ж. Жамбалона), «Помнишь ли?» (слова Ж.Т. Тумунова), «Кукушка» (слова П. Лонке), детские песни «Пять пальцев» (слова Г.Г. Чимитова), «Т-с-с-с» (слова Г.Р. Граубина) и др. Стихи опубликованы в сб., журн. «Байкал», «Д. Вост.», местных газетах. Лауреат Всесоюз. смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Великой Победы в ВОВ (1985). Награжден орденом «Знак Почета» (1971), медалями. С о ч.: Москва: стихи // Песни победы. – Агинское, 1950; Защитим детей от грома войны // Агинск. мотивы: сб. стихов. – Улан-Удэ, 1967. Л и т.: Ага литературная. – Агинское, 1972.»

Есть более развёрнутый рассказ дочери Дагбы Ринчиновича Ринчинова – Светланы Дагбаевны Базаровой, которая, продолжая дело Дашицырена Жамбаловича Жамбалова и своего отца, более десяти лет работала одним из руководителей окружного студенческого ансамбля песни и танца «Сансара», созданного на базе Агинского педагогического колледжа.
Приведу только несколько абзацев из этого рассказа, раскрывающих неутомимую жизнь Дагбы Ринчинова, отданную искусству, своим землякам и подрастающему поколению на все времена:
«Дагба Ринчинович с детства увлекался музыкой, живописью, лепкой, играл на различных музыкальных инструментах. В 1954 г. окончил Агинское педучилище. В 1969 г. — Восточно-Сибирский институт культуры. В 1954–1996 гг. — преподаватель музыки в Агинском педучилище им. Б. Ринчино. Руководитель окружной секцией самодеятельных композиторов.
Дагба Ринчинович — учитель по призванию. В свободное время он рисовал, выпиливал и выжигал разные поделки из дерева, делал сувениры из кости и рогов. В народном музее В. И. Ленина в поселке Агинском экспонировались картины Д. Ринчинова «Ленин и Сухэбатор», «Вечно любимый», «Горки». Любимое увлечение — мужское национальное троеборье — стрельба из лука, конные скачки и борьба с восторгом воспеты в его творчестве. Ещё одно увлечение — игра в шахматы. Он является неоднократным призёром, чемпионом районных, окружных соревнований по шахматам. С 2009 года проводится краевое первенство по бурятским шахматам «Шатар» на призы памяти Дагба Ринчинова.
С самого детства и до седых волос Дагба Ринчинович сохранил восторженное отношение к тоонто, улгы нютаг – родному краю, к своей семье. Этот трепет красной нитью проходит через все его творчество, где в стихах и песнях воспеты красота и ширь степной Аги, уважение к предкам, к выдающимся личностям родной земли. В стихах Дагбы Ринчинова — доброта и мудрость, вечно юная любовь к жизни, к родной земле, людям. Многие песни посвящены героям Великой Отечественной войны. Эта тема ему близка как дань памяти отцу, воинам – землякам, павшим смертью храбрых в Великой Отечественной войне, преклонение перед подвигом народа…
Супруга Дагба Ринчиновича Цындыма Жаргаловна, верная спутница, муза и вдохновитель его творческой жизни, Кавалер Ордена «Материнская слава» трех степеней, «Мать-героиня» много лет проработала лаборантом кабинета музыки в Агинском педагогическом училище. Вместе вырастили и воспитали 11 детей. Все дети получили высшее образование, 9 из которых работали и работают в системе образования, 2 инженера, 1 врач, 1 режиссер. Общий педагогический стаж династии на 2019 год – 296 лет.
Дагба Ринчинович — автор более 400 песен, стихов и басен. Основа его творчества – песенный фольклор бурятского народа. Его песни исполнялись на сценах Читы, Улан-Удэ, Иркутска, а также Монголии. Песни «Победная», «Ага-Хангил» в течение нескольких лет были включены в репертуар Л.Л. Линховоина…»

Какая разносторонность и многогранность явствуют из этих абзацев. Как и какими словами можно рассказать о возможностях, данных природой и раскрытых человеком, хотя все обстоятельства только препятствуют такому развитию? Но ведь именно препятствия и способствуют переосмыслению и дальнейшему движению.
Любой творческий человек должен быть только благодарен препятствиям. Без преодоления их, и последующего переосмысления жизни – никакой гормон не сработает, а без потрясения – не родится звук и мелодия, в которых раскрывается суть всей жизни.

Мы о многом не договорили с Дагбой Ринчиновым. Но я ещё не досказал ему о примере. Ведь пример – единственное, что можно оставить потомкам. Думаю, что он бы согласился. Ведь Дагба Ринчинов был и остался примером, который с годами будет раскрываться всё больше и больше.
Думая о примере, я продолжаю шагать по степи, делая открытие за открытием, которые потрясают мою душу, заставляя переосмысливать жизнь и рождая во мне ещё неизветную музыку...
Рождённый для гармонии в итоге своего пути всегда становится примером. А к чему ещё должен стремиться человек?

На снимке: Дагба Ринчинов.


.............................................