20. Козявки

Юрий Игнатюгин
Тема щепетильная. Не каждый готов говорить или писать о гадах. А вот Виктор Степанович Гребенников мог. И не только писал и изучал, но и любил этих тварей. Точно знаю. Даже музей букашек создал.


                Козявки


   Всякое насекомое за шиворотом почему-то мне неприятно. Еще в детстве, бывало, найдешь с друзьями стог сена или скирду соломы и ну скатываться и забираться! А в сухой траве много разных тварей живёт, но ровесники как-то терпимо к этому относились, а мне хотелось домой убежать от этой «природы».  Каждая травинка за пазухой мерещилась клещом или жуком с челюстями. Клещей пацаны в нашем геологическом посёлке ликвидировали просто – выдёргивали, а оставшуюся головку выжигали. Приставит спичечную головку к ранке с пресловутой клещевой головкой, и чиркнет черкашом от коробки спичечной.  Ну и прививки, конечно, всем таёжным жителям поголовно делали. А головы всем стригли под ноль – клещи соскальзывали. Бывали и осложнения. Как-то одному впился клещ в причинное место. Сам не может вытащить, а друг тянет его за клеща к костру. Не вижу, мол, в сумерках…. Нахохотались все. А куда деться бедному – терпел жар, избавиться-то хочется. Это было в Горной Шории. Ещё там водились таёжные пауты и оводы. Звери зело хищные. Они не жалят, а выкусывают куски туловища. Их можно было наказывать. Умельцы бесстрашные, ловили и вставив в зад зверюге соломинку, отпускали. – лети, мол, и друзьям покажи!

   А в Южной Сибири, теперь Казахстан, были насекомые пауки – тарантулы. Мы их добывали из норок. Живут они в вертикальных норках, вот высмотришь такую, шарик глиняный на нитку и опустив шарик на голову пауку, стучишь им, пока тот не схватит шарик. Вытянешь его наружу, и тут ему каюк наступает. Бывало, вытягивали самку, а на ней десяток тарантулят. Давили безжалостно!

   Там же, в Павлодарских степях, живут кобылки. Это те же кузнечики, только туловище чуть короче и серые они. Их ловили руками – видишь – сидит на былинке, хвать резко и в бутылку. Наловишь штук двадцать-тридцать, и на рыбалку. Сорога и чебак просто прёт! На рыбалке, однажды повезло. В местности под названием Иртышские Зори. Заливные луга прииртышья. Ночью вдруг повалила подёнка. Тучами в костёр посыпалась. По нам ползать начала. Жутко неприятно! Колька Петренко, наш главный рыбак, как закричит – срочно проверяйте закидушки!!! Проверили – есть стерлядки! Это Кольке его сосед, старый рыбак, пояснял – подёнка падает, стерлядь будет. Вот мы и поймали. Даже домой, помню, принёс. Занёс в дом, и спать в предбаннике улёгся – ночь-то прокуролесили с пацанами. А к вечеру,
 слышу, кто-то в железные наши ворота долбится…. Кое-как встал, открыл, а там воронок стоит и меня спрашивают. Оделся я, и увезли меня на выборы. С почётом. Одного! Обратно-то, однако, пешком пришлось возвращаться. Это были первые мои выборы!

   Еще один раз, там же, был жукопад. Так же ночью, повалили неизвестно откуда майские жуки. Это ещё неприятнее, чем подёнка. Те-то просто маленькая бабочка, а эти-то здоровенные жуки! Стучали больно по спине. А упадёт и начинает ползать. Ему разницы нет, что земля, что твоя голова или пазуха. Фу!
И укрыться негде – палаток и пологов не брали. Вот и сидели под деревом. Сверху они на нас валились, и пикировали сбоку.

                Комары

   Что про них писать? А что в голову придёт. Вот, например, в Германии комаров нет. Конечно у жены и дочери другое мнение…. Но я веду подсчёт своим укусам, а не их визгам. Паники по поводу пролетевшего, якобы комара, хватает и поэтому все двери на замке. Супостаты-якобыкомары всегда кусают всех особей женского полу. А меня ни разу не укусили. В Сибири да, бывало лихо! Самые страшные комары, на территории России, живут в болотах между Енисеем и Обью. Я там был и как-то выжил. Но руки мои, даже в перчатках политых репеллентом и дёгтем, тем не менее так распухли от бесчисленных укусов, что кожа лопалась…. На манер женских целюлитных растяжек. 

   Там, на реке Кеть, жили в то время и мошки. Не те три мошки, что живут на блюдечке с вареньем у вас на кухонном столе, а злобные биллионы их таёжных родственников. За неимением варенья они жрут прохожих. Выедая глаза коровам и заползая вам даже под резинку трусов. Дальше резинки им и не нужно лезть –  теснота им не в тягость. Оттянешь пресловутую резинку, а под ней шрам – полоса изгрызенной гнусом кожи. И ЗУД!

Самые безобидные комары жили в бане на нашей даче в деревне Малый Чик. Но водились  они там в невиданных количествах. Зайдешь на утро, после банного вечера, в ещё теплую баню, а там…. Гул похожий на стон стоит. Эти твари от голода стонут. Выскочишь опрометью, и тишина!
        Один знакомый эстонец жаловался мне, что из-за России, с её Сибирью, в Эстонии появились комары. Якобы, приехали в вагонах на брёвнах из сибирской тайги по дороге в Европу.

   Однажды мне удалось побывать на Полярном Круге. Под Салехардом. Я там автостопил. И предусмотрительно взял с собой сетку для окна. Стоя среди бескрайней тундры на новеньком шоссе Салехард – Надым не видел я света сквозь эту сетку. Она была обсижена серой крылатой массой. Хорошо, что был просто комариный сезон, а гнус будет позже. И не выдержал я такого автостопа и сбежал. Уехал оттуда пароходостопом.

                Клопы

   Они жители тьмы и на охоту, кровь сосать, выходят когда люди спят. Знаком я с ними с детства. Меня родители спасали, и сами спасались от них, ставя ножки кровати в баночки с водой. Это когда у нас появились железные кровати, а вот когда спали на топчанах, то деревянные стены были все в пятнах кровавых.
Но и баночки с водой слабо помогали – сволочь кровососущая умела прыгать с потолка в кровать.
Из раннего детства я запомнил -  взял меня отец в тайгу со своим геологическим отрядом. И базировались они на таёжной пасеке. Пасечник решил сделать мне «хорошо» и пригласил ночевать в дом.  Я, увидев там клопов, передумал и стал спать на сеновале. Отец мой клопов не запомнил, а только отказ пасечника продать нам мёд. Правда, когда отец сфотографировал его семью и, сделав фотографии, вручил их хозяину, тот налил целый эмалированный битончик. Вот и всё что я знаю о клопах. Да! Выводили их дустом. ДДТ назывался. Таким дустом посыпали американцы вьетнамцев. А моя мать, засыпав в спринцовку грамм сто порошка, впрыскивала во все щели, где кучковались эти твари. Вонь стояла во всем доме. И во всех поселковых домах пахло одинаково. Смертельным для человека ядом. Это если в потайных щелях дивана кипяток их не брал.

(Рассказ родителей: В Майске поселили нас соседями к казахам. Квартира пустовала и нам понравилась,  но как только уснули на новом месте, обнаружились домашние животные – пробрались от соседей через погреб. Тогда не знали откуда они, а чуть позже пошел отец по просьбе соседки снять показания счетчика и очень удивился, когда за щитком обнаружил тучи клопов и тараканов. Мать спросила семиклассницу соседку – отчего они не выводят их? – А мама говорит, они тоже хотят жить!
   Но подговорили её и дали клизму с дустом. Так избавили от «животных» весь дом.)

   (Вспоминает Иосиф: Мама моя работала в исполкоме. Чтобы не забрали в трудармию от маленьких детей, топила 14 печей, мыла полы. Однажды ночью пришел сторож с обхода и малахай положил на лавку. А он шевелится! – Что это? –А, так это вошки. Сапсем мало, раньше много было, а теперь дустом пшик и мало-мало…. И сидит жует рубаху. То есть не жуёт, а зубами давит швы. Треск стоит! Это было в войну.)

                Вши

   Вшей головных также «кормили» дустом. И давили их расплод ножиком. Обычная картина – сидит баба на лавочке у дома, а у неё на коленях голова подруги. И баба чешет частым гребнем волосы подругины и вычёсывает оттуда вшей. А гнид, которые кустятся у корней волос и даже живут в бровях, она давит двумя ножиками. Хруст стоит слышимый вполне. Потом бабы меняются. Этот процесс даже воспет в русской народной песне «Вдоль да по речке», правда без упоминания гнид и вшей:

Доставались Его кудри,
 Доставались русы
Красной девице чесать.
Уж она и чешет,
Уж она и гладит,
Волос к волосу кладёт.

  Вычешет, бывало, кержачка своему чалдону кудри, сядут они рядком и будут, уже не чешась, сидеть парой, бухтины бухтеть, да семечки щёлкать, собирая слюнявую шелуху на подбородок в виде бороды. Иногда, еслиф в колефтиве, и срамную частушку проорут. Бывало!

   Выводили их, смазывая голову керосином. А кыргызы кислым молоком. Дух в классе стоял! Сказать, что нынче нет вшей, никак нельзя – провожая внука в пионерлагерь, видел процесс приёма пионеров врачом лагерным. В каждую голову заглядывала. В третьем тысячелетии!

                Блоха

   Знаменитая немецкая танцующая блоха, которую подковал заедаемый вшами в вонючей секретной избе Левша, вызывает симпатии. А вот как  выглядит живая, я видел только на чертеже. Тут голова, челюсти, ноги…. Главное у блохи это, конечно, ноги. Ими она прыгает, говорят, на два метра! Это при микроскопических собственных размерах. Ноги в помощь челюстям. Ими она кусает человеков и кур. И остальной мохнатый живой мир.
   Однажды я посетил курятник, где жили блохи. Жуткие ощущения, хотя куриные блохи человечеством не питаются а просто покусывают. Думаю, еще живы на планете люди, особенно на территории РСФСР, вкусившие ощущений от общения с ними.

                Глисты

   Их, не знаю, можно ли отнести к насекомым, но, думаю, нужно. Собственно, сам я их не наблюдал, так как живут они там, куда не заглянешь. Но страдал от них точно. Может быть их у  меня и не было, но я был обязан один раз в день съесть ломоть хлеба с повидлом. Это вкусно, когда набегаешься. А вот чтобы детям мёдом жизнь не казалась, взрослые мамы посыпали повидлу порошком из какой-то травы. Отвратительного вкуса, но профилактического противоглистного свойства. И мы давились этими бутербродами с порошком и повидлой на глазах радующихся матерей. (Сухаринка, Тельбес)


                Моль


   Я моли не боюсь. Но брезгую. В темноте, бывает, кааак зашуршит по подушке, и хрясь в ухо!  Есть здоровенные экземпляры – укусить могут. Наверное. И вот откуда-то залетела ко мне в квартиру одна и дала потомство. Летом дело было и отложила она деток в пищеотходы. Наверное. И начали они плодиться даже до потолка. Ползают и ползают. Я провел ревизию продуктов и хорошую половину отнес в мусорный контейнер. А они все равно летают и ползают! Мелкие. Купил им липучку. Бумажки квардратные, а липнут они по кругу. Середина идеального круга пуста, а диаметр взлохматился. Короче плохо они липнут. Отпугивалки немецкие тоже не действуют. Продукты уже все в контейнерах, а летают твари! А тут повезло! В городе Сан Пауло, в аэропорту, два клерка били комаров. В Бразилии и комары есть. Не только Педры и дикие обезьяны. Так вот комаров аэропортовских уничтожали электромухобойкой.
Мухобойка выглядит как теннисная ракетка, но с кнопкой. Летящую тварь заметишь и подносишь ей поперёк полёта эту ракетку. И осыпается тварь пеплом под треск элеткрического разряда!
И я выписал себе такую. Вставил батарейки. И жду. А моли НЕТ.


                Оса


   Бегу опаздываю на автобус и в последний момент втискиваюсь в закрывающиеся двери. Носом в чей-то зад. Уже обидно, да? А еще в шаге до двери, откуда ни возьмись, оса! И впивается между пальцами правой руки. Охнул, но в автобус впрыгнул. Двери закрываются и мой локоть у них на пути. Как я ни старался ужаться на нижней ступеньке автобуса, а часть меня оказалась снаружи и сустав зажало закрывшейся дверью…. Ни вздохнуть, ни охнуть. Молю бога чтобы обладатель зада в который я упёрся нюхом, не газанул. Стою зажатый и от лютой боли чую как слёзы капают. Куда-то вниз. Терпел до следующей остановки. Локоть цел, рука остыла. На работу успел!


                Пчёлы


   Дают мёд. И укусами лечат людей. Меня точно. Максимально выдержал 24 укуса. И вам желаю!