Кухня народов СССР Грузия - Чанахи

Голиб Саидов
— Валико! Восемь было, один баран куда делся?
— А себя ты посчитал?
— Нет.
— Так восемь - это вместе с тобой было...
(из к/ф «Мимино»)



               Поскольку я родом из некогда огромной страны, то тема очередного цикла возникла, можно сказать, спонтанно и совершенно естественно - «Кухня народов СССР». Сегодня от этой империи не осталось даже точки на политической карте мира. Жаль? Не знаю... Я и в самом деле, так и не сумел до конца для себя выяснить, какие чувства испытываю к той ушедшей в небытие стране. И чувства эти, по большому счёту, очень противоречивы, тут перемешано многое: и злость на вбиваемую с детства ложь и пропаганду, и радость беззаботного детства, и гнев на закрытость системы от всего остального мира, и умиротворение от социальной защищённости, и бесплатное образование, и... самое главное - за то, что я тогда был молод, красив и уверен в себе. Да - мы все тогда были молоды и красивы, и потому наверное так жалеем ушедшее время.
               А взять, к примеру, «дружбу народов». Да, согласен, во многом, всё это «прививалось» по указке сверху, так сказать, добровольно-принудительно. Но...скажите честно: кто из нас не зачитывался в детстве такими книжками, как «Витя Малеев в школе и дома», «Волшебник изумрудного города», «Похождения Насреддина», «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Или, скажем, кто оставался равнодушным к таким фильмам, как «Золушка», «Морозко», «Старик-Хоттабыч», «Аршин мал алан», «Мимино»... Про грузинские короткометражки, прочно вошедшие в коллекцию мирового кинематографа, я вообще лучше промолчу.
        А ещё, мне почему-то, навсегда запали в душу те концерты, что транслировались по телевидению, ближе к Новому году, а точнее, к дате образования СССР - 30 декабря. Меня завораживала и восхищала эта многонациональная палитра красок, с её уникальными и самобытными песнями и танцами. Это всегда было познавательно и привлекало своим неповторимом колоритом, новизной и удивительным разнообразием жизни. Во всяком случае, я говорю исключительно про свои впечатления. Наверное именно с этих детских пор я полюбил народный фольклор, частушки и всё то, что связано самобытными традициями, обычаями и нарядами иных народов, которые отличались от всего того, что окружало меня. И осознание этого факта лишь подталкивало меня к познанию других культур, другой - параллельной - "вселенной", что несомненно обогащало мой внутренний духовный опыт и содействовало всестороннему изучению окружающего меня мира. Ведь, это так интересно!
          К сожалению, всё познаётся в сравнении... Сегодня вам уже не покажут таких концертов. В лучшем случае, «Роспотребнадзор» заботливо предупредит вас о задержанной контрафактной продукции «Боржоми» и отдельной партии вин из Грузии, на фоне подписанного накануне президентского указа «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий», в соответствии с которым российским авиакомпаниям начиная с 8 июля запрещено совершать полеты в Грузию, а туроператорам рекомендуется «воздержаться» от продажи туров в эту страну.
          Либо о том, как злодеи «жидо-бендеровцы» распинают на крестах бедных мальчиков. Иных новостей у сегодняшнего зомбо-ящика просто не существует.
        И когда начинаешь сравнивать тот духовный багаж  с сегодняшними реалиями... а если быть честным до конца, с её  откровенной пещерной отсталостью и той наблюдаемой деградацией во всех областях нашей жизни (про школу я уже даже и не заикаюсь), то становится как-то совсем грустно. Тут уж, даже самый отъявленный либерал, вроде меня, невольно заностальгирует по прошлым временам. Шучу-шучу, конечно. Ибо, если сегодня стало хуже чем вчера, то это вовсе не означает, что "вчера" было всё отлично.
        Но я, как всегда, отвлёкся. Итак, первая статья, посвящённая заявленной в заголовке темы, посвящается одной из 15 Республик  бывшей советской империи, а именно - Грузии.



ЧАНАХИ В ГОРШОЧКЕ


        Сказать по-правде, я особо не заморачивался над тем, КАКОЕ конкретно блюдо отражает национальный колорит того или иного народа. Объяснение этому простое - важно не столько само блюдо, как - наше отношение к культурным ценностям, обычаям и традициям иного народа. И отношение это, в первую очередь, должно быть УВАЖИТЕЛЬНЫМ. И тогда нам неважно, что у нас сегодня на обед: сациви или харчо, щи или оладьи, колдуны или драники, борщ или галушки, плов или манты... Важно проникнуться уважением к другому народу, к иной - отличной от твоей - культуре. И тогда всё будет "окей".
       Кстати, по поводу национальных блюд: это такая зыбкая и спорная тема... Мне уже доводилось писать о том, что ещё неизвестно, к какому народу можно отнести такое известное на весь мир блюдо, как "шашлык". Можно предположить, что самая первая палочка шашлыка была зажарена в палеолитическую эпоху, над костром в пещере Тешик-Таш или же, одним из первых охотников, проживавших во Франции, где-нибудь, в пещере Альтамира. Понятно, что уже первобытный человек был знаком с предтечей современного шашлыка. За редким исключением, то же самое можно сказать и о многих других блюдах.
       Тем более, что нечто похожее на "чанахи" блюдо, можно обнаружить даже в соседних странах Закавказья: скажем, то же самое "пити" в азербайджанской кухне, или же "кчуч" - в армянской. И - тем не менее...
       Я вам сейчас один умный вещь скажу, только ви не обижайтесь: дело в том, что у меня сегодня в холодильнике оказались именно те продукты, которые вполне сгодятся для того, чтобы приготовить именно "чанахи". Кстати, "чанахи" с грузинского можно перевести как "жаркое". Ну или что-то вроде того...  Нечто среднее между первым и вторым.
       И первое, что по ассоциации с грузинами нам приходит на ум, это конечно же, добротное домашнее вино. Без вина тут никак нельзя обойтись. Ну и следом - молодой барашек, сулугуни, орехи и кинза. Много зелени... Вот и я решил приготовить сегодня нечто такое, без чего вкушать это блюдо, граничит с преступлением.


     Баранина б/к (задняя часть)  -  450 г
     Масло топлёное                -  50 мл
     Лук репчатый                -  240 г
     Баклажаны                -  300 г
     Картофель                -  540 г
     Помидоры                -  200 г
     Перец жгучий "Чили"              -   6 г
     Томатная паста                -   75 г
     Вода                -  240 мл
     Кинза                -   15 г
     Чеснок                -   6 г


      Поскольку, настоящих глиняных грузинских горшков у меня нэма, то я предпочёл обойтись обыкновенными керамическими кашниками, что тоже вполне подойдёт для нашего случая. Правда, их у меня оказалось всего три штуки. Ну и хай  себе: нам с супругой и этого хватит "за глаза". Вот из этого расчёта я и составил приблизительное количество необходимых ингредиентов.
             И в первую очередь, мною было принято решение, приготовить топлёное масло и спассировать томатную пасту.
            Должен заметить, что топлёное масло - это самый идеальный продукт для жарки не только мяса, но и овощей. И вообще, несмотря на его относительную дороговизну, оно является самым идеальным маслом, которое я бы рекомендовал всем хозяюшкам. Единственная сложность заключается в том, что оно требует некоторого времени для его приготовления. Зато плюсов несоизмеримо больше.
            Я взял две пачки обычного магазинного сливочного масла (по 180 г), жирность не менее 82%. Разрезал на небольшие кубики, забросил в глубокий сотейник и поставил его на водяную баню, то есть, поместил сотейник в кастрюлю с кипящей водой. И оставил растапливаться на полтора часа, при минимальном пламени горелки. В процессе вытапливания, на поверхности масла вскоре образовалась пена, которую я вначале проигнорировал. И лишь спустя минут 40, аккуратно снял её ложкой, стараясь не потревожить нижнюю часть и осадок. По истечение полутора часов, отставил сотейник в сторону, дождался, когда содержимое немного остынет, а затем, при помощи марли, слил готовое масло в специально подготовленную банку. Храниться в холодильнике оно может очень долго, месяцами.
           С томатной пастой всё вышло гораздо проще: я влил в сковороду 10 мл растительного масла, дождался, когда оно немного разогреется, а затем запустил вослед примерно 100 г томатной пасты (30%-ной). И, не отходя от плиты, помешивал содержимое в течение 3 - 4 минут, при небольшом пламени конфорки. Вот и всё! Эти две операции можно считать самым сложным этапом на пути к конечному результату.
              Ну а далее всё просто: вначале следует обжарить небольшие кусочки баранины на сковороде, влив в неё предварительно примерно 20 мл топлёного масла. Я сознательно пропускаю подробности и иные промежуточные нюансы, ибо всё наглядно видно из выложенного мною видео-ролика, прикреплённого к данной статье. Мясо вначале пустило сок, а потом, через минут 15, стало покрываться своеобразным коричневым колером. Сняв с плиты, я разложил равномерно полу-готовую баранину по кашникам и принялся обжаривать репчатый лук, предварительно порубленный на крупные кубики. На это у меня ушло 5 минут. Полу-готовый лук я также пустил вослед баранине. И - принялся обжаривать баклажаны, которые у меня заранее были почищены и порублены на «кубики». Кроме того, я их посолил обильно, дождался, когда пройдёт минут 15 - 20, после чего, промыл под струёй холодной воды, высушил их салфеткой и только затем обжарил на сковороде. Жарка у меня заняла ещё 5 минут.
            Наконец, наступила очередь картофеля, который также, был заранее порублен на небольшие брусочки и замочен в воде, чтобы не потемнел. Процесс обжарки картофеля (до полу-готовности) занял у меня ещё минут 10. Распределив его равномерно по горшочкам, я взялся за специи. Соль, черный молотый перец, жгучий красный перец и хмели-сунели. Затем отправил сверху томаты, порубив их на крупные «кубики», добавил по 1 ч.л. спассированного томата, залил в каждый горшочек примерно по 70 мл воды, накрыл крышкой и отправил кашники в заранее разогретую духовку (t - 180 С) на 1 час.
           Пока «чанахи» томились в печи, я порубил мелко кинзу и чеснок, смешав их вместе. По истечение часа, вынул горшочки из духового шкафа, переложил содержимое одного из них в подготовленное блюдо, посыпал подготовленной смесью чеснока и зелени, и... пригласил для дегустации супругу. Бо, не царское это дело - «Отведай ты сначала из моего кубка!»
           — Да, ничего - есть можно... - сдержанно изрекла моя жена, с достоинством выдержав 2-3 минуты дипломатического этикета.
           И вы знаете, я вам признаюсь как на духу: более похвального отзыва мне не доводилось слышать за всю мою многолетнюю практику.
          — Спасибо, дорогая... — сойдя на шёпот, едва выдавил я из себя, не удержавшись и пустив слезу.