О белорусской родне

Леонид Николаевич Маслов
     На фото - мои белорусские родственники.
     На левом снимке по центру сидят Павел Григорьевич Ехнев (1879-1934) и Елена Яковлевна Ехнева (1880-1970). Это родители родного маминого отца - Владимира Павловича Ехнева, т.е. мои прадедушка с прабабушкой.
     Стоят (слева направо): Валентина - жена Владимира; Владимир Павлович Ехнев (1906-1973) - сын; Анастасия Павловна Качанова (Ехнева) (1902-1995) - дочь; справа сидит Денис Григорьевич Качанов (1898-1977) - муж Анастасии; дети Анастасии и Дениса - Леонора и Валя.
     На правом снимке, сделанном в 1929 году, сидят Аделя Боровская (1875-1971) и Ян Боровский (1873-19??) - родители маминой мамы - Александры Ивановны Боровской (1906-1995) (на фото она стоит сзади). Аделя и Ян - мои прабабушка с прадедушкой. На коленях Адели сидит Бронислава - дочь Александры (Бронислава - моя мама, о ней ещё здесь: http://proza.ru/2010/07/31/493  ).


     *****

     В 30-е годы многие люди в Белоруссии жили бедно. Нередко по сёлам ходили нищие дети и просили подаяние. Наша бабушка Александра никому не отказывала — кому давала кусок хлеба, кому картошки. Зашли однажды к ним в дом нищие детишки и писклявым голосом стали жалобно просить:
     — Тётенька, дайте шАра на подмашку!
     Бабушка ничего не поняла, переспросила. Дети снова в голосок:
     — Дайте шАра на подмашку.
     Кое-как разобрали, что нищим картавым деткам захотелось ни много ни мало — «сала на подмазку»! Вот уж смеху было! Для смешных деток, конечно, нашёлся кусочек вкусного «шара». Для «подмашки».

      Байка эта реальная, мне её рассказывала моя мама, царствие ей небесное... Вспоминала она байку каждый раз, как только начинала печь блины, смазывая при этом сковородку кусочком свиного сала, наколотого на вилку. До сих пор щемит душу сладкий запах детства!
      
     *****

     О белорусской родне: Боровские

     Моя мама, Бронислава Яковлевна, родилась в воскресенье, 17 октября 1926 года в Белоруссии, на станции Борковичи, Витебской области.

     По материнской линии дедом и бабушкой у моей мамы были белорусы Ян и Аделя Боровские.
     Их дети: Аркадий (1900-19??), мамина мама — Александра (2.06.1906-12.11.1995), Владимир (1910-1993), Арсений (1914-1943) (погиб во время войны).
    
     С 1925 года Александра Ивановна Боровская стала встречаться с Владимиром Павловичем Ехневым. Брак оказался недолгим - они расстались. Александра осталась с маленькой Броней на руках. (Более подробно о причинах развода в конце статьи).

     Потом Александра вышла замуж за белоруса, Якова Александровича Сорокина (1900-1979), который и удочерил Брониславу. От нового брака Александра родила трёх сынов: Славика, Стаса и Леонида.
     Своё «нерусское» отчество Яновна она сменила на Ивановна — такое было время.

     О своём родном отце, Владимире, мама знала, что жил он в Краснодаре, сапожничал, слыл гармонистом, выпивал, имел семью - жену Валентину и двух детей (Ларису и Станислава), умер в 1973 году.
     Александра  умерла 12.11.1995 г. в Ермаке, куда из Борковичей переехала жить к дочери Брониславе.

     Дедом и бабушкой у мамы по линии её родного отца были белорусы Павел и Елена, о которых рассказ ниже.
   
     *****

     О белорусской родне: Ехневы

     Павел Григорьевич Ехнев.

     О детстве и юности Павла практически ничего неизвестно. Можно предположить, что он родился не позднее своей супруги Елены, т.е. 1880 г. У Павла было несколько сестёр.

     Сестра Юлия была красавицей, но юность её была несчастливой. Забеременев вне брака, она навлекла на себя позор. Ребёнок Юлии прожил недолго, а спустя время она вышла замуж за вдовца Морковича и взяла его фамилию.

     Вторая сестра Павла заболела в довольно молодом возрасте и была парализована.

     Приблизительно к 1900 г. Павел женился на Елене Выгарной и жил в деревне Каменка. С Еленой у него было 6 родных и 1 приемный ребенок.

     Павел прекрасно разбирался в лошадях, до революции служил кучером у пана. Периодически выращивал лошадей на продажу и довольно успешно.

     В 1914 г. Павел был призван в армию. После революции Павел вновь оказался дома. Идея отправиться на заработки в Санкт-Петербург привела к смене фамилии на русский манер с Юхневича на Ехнева. Так ему кто-то посоветовал «знающий». Фамилию Павел изменил, но на заработки не уехал.

     Все дети, за исключением Георгия, носили фамилию - Ехневы.

     Павел страдал алкоголизмом, часто спускал заработки на выпивку и картёжничал. Умер он осенью 1934 г., находясь в отделении милиции, куда его забрал патруль.

     *****

     Елена Яковлевна Юхневич (Ехнева).

     Елена Юхневич (Ехнева) в девичестве Выгарная. Родилась в 1880 году (точная дата рождения неизвестна) в деревне Раёво (сейчас Миорский район Витебской области, на карте обнаружить не удалось).  
    
     Её отца звали Яков Семёнович Выгарный, а мать – Анна Игнатьевна Выгарная.
    
     Анна Игнатьевна умерла в возрасте 104 лет во время Второй Мировой войны, вероятно, что она родилась не позднее 1841 года. Значит, к моменту рождения Елены ей было около 40 лет, следовательно, Лена была одной из самых младших детей.

     Елена происходила из весьма небогатой белорусской семьи (национальность родителей указана в свидетельстве о рождении Елены, выданном повторно в 1951 году).

     По воспоминаниям Ремы Молотовой (Рема - третья дочь Анастасии и Дениса Качановых, внучка Елены) Елена воспитывалась в семье, где росло 15 детей.

     Произошла беда – умер дядя Елены (по другой версии – отец), и в одной хате оказалось две семьи: один мужчина, две женщины и 15 детей.

     Хата была курная, т.е. печь топилась по-чёрному, а пол был земляным. Чтобы отвлечь внимание детей от огня, взрослые расстилали кожух вверх шерстью, высыпали в него съедобные семена, а дети эти семена выискивали и ели.

     О родне Елены известно немного, достоверен лишь факт, что после Рижского мирного договора семья была разделена границей между БССР и Польшей. Родные Елены остались в Западной Беларуси.

     Много лет спустя, Елена навещала родственников: во время войны (приблизительно в 1942 г.)  она ходила туда пешком и в 1954 году. Там, в Раёво, жили  её родные братья – Стефан, Микола с женой Гелюсей, и Василь.  Там похоронена её мать.

     Практически всю жизнь Елена была домохозяйкой, периодически подрабатывала – стирала белье у пана, как она сама рассказывала. Была глубоко верующим человеком. Елена никогда не училась и была безграмотной, но значение учебы понимала хорошо – все её дети получили образование.

     У неё с Павлом было 6 детей, но поскольку муж страдал алкоголизмом, Елене часто приходилось не сладко. Семья держалась, по сути, на ней.

     Однажды ей буквально пришлось молить пана, у которого служил муж, не выгонять проштрафившегося Павла. Взяв всех детей, которые держались за мамину юбку, она пошла к пану, плакала и просила оставить мужа. Суть же проступка была в следующем.

     Павел служил кучером и как-то повёз хозяина в гости. Пока пан отдыхал, Павел выпил с обслугой, да так, что не смог управлять лошадью на обратном пути. История завершилась благополучно, пан простил Павла, пожалев его маленьких детей.

     *****

     Елена и Павел Ехневы.
    
     Судьба детей Елены сложилась следующим образом: сын Александр 1900 г.р. умер в возрасте 2-3 лет.
     Дочь Анастасия 1902 г.р. прожила 93 года, умерла в Гродно 3 ноября 1995 года.
     Сын Георгий 1904 г.р. умер в Тинковцах в 1980-х гг.
     Сын Владимир 1906 г.р. умер в 1970-х гг. в Краснодаре.
     Сын Леонтий 1908 г.р. погиб в авиакатастрофе  11 марта 1951 г.
     Младшая дочь Юлия 1912 г.р. умерла в младенчестве.

     Кроме родных, у Елены и Павла был приёмный сын Митя. История его появления связана с голодом в 1921-1923 гг. в Поволжье.

     На станцию Боровка рядом с Дриссой прибыл вагон с детьми из голодающих регионов. Елена велела дочери Анастасии забрать одного ребенка, но та вернулась одна, сказав, что всех детей разобрали, и остался только один мальчик - подросток при смерти. Елена велела вернуться и забрать его. Несмотря на плохое состояние
приемного сына, его удалось отпоить коровьим молоком и поднять на ноги.

     Внешне Митя не напоминал славянина, скорее всего, он был башкир по национальности. Повзрослев, Дмитрий работал на Севере, писал письма своей приемной семье, рассказывал, что на работу его отпускают привязанным на веревке. Переписка прервалась во время войны. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.

     Сама Елена прожила долгую жизнь и умерла в Верхнедвинске 11 июля 1970 г. от атеросклероза сосудов.

     *****

     Владимир Павлович Ехнев.

     Владимир родился в 1906 г. и был четвёртым ребёнком в семье Павла и Елены Ехневых. О Владимире сохранилось информации значительно меньше, чем о его братьях. Документальных сведений об его участии в войне нет, только косвенные.

     Известно, что Владимир имел добрачный роман с Александрой Яновной Боровской. Однако из-за конфликта между родителями молодых брак долго не продержался: мать Александры, Адэля, сказала отцу Владимира - Павлу, что у него "кони корОсливые" ("корОсливые" означало уродливые, корявые, покрытые трещинами). Павел обиделся и оскорбил Адэлю. Тем не менее, от этой связи 17 октября 1926 г. родился ребенок – Бронислава.

      Как бы то ни было, Александра  некоторое время жила в семье Ехневых, и ушла от Владимира потому что тот любил выпить и гулял от неё. Развод был неизбежен.

     Здесь следует сделать небольшое, но существенное пояснение. Из работ некоторых историков (в частности, Константина Ветрова), известно, что в 1920-х годах прошлого века советское законодательство о разводе было самым либеральным во всем мире – для получения развода достаточно было взаимного согласия и дело даже не рассматривалось в суде – с 1927 года брак расторгался в органах ЗАГС, часто даже без присутствия другого супруга (его просто уведомляли о разводе).

     И тем не менее Ехневы Брониславу признавали как внучку. Долгие годы она поддерживала связь с бабушкой - Еленой Ехневой, писала ей письма и присылала фотографии.

     А с Яковом Сорокиным Александра сошлась, когда Брониславе было два года.

     Владимир в конце 1920-ых гг. оказался вместе с братьями в Краснодаре. Работал в трамвайном депо. Женился на медсестре Валентине, с которой имел дочь Ларису и сына Станислава (1937 г.р.)

     Некоторое время Владимир жил в Витебске с семьёй, но позже вернулся на родину жены в Краснодар. Возвращаясь с войны, а он, по воспоминаниям Ремы Молотовой (Рема - племянница Владимира, в девичестве Качанова), дошёл до Берлина, по пути заехал к матери и вёз два платка жене и маме. Елена Яковлевна от своего платка отказалась, велев трофей везти жене, а она свой подарок в виде живого сына уже получила.

     После войны Владимир несколько раз приезжал в Верхнедвинск, но это не доставляла семье долгой радости т.к. Владимир имел пристрастие к алкоголю.
    
     В Краснодаре Владимир построил дом на улице Деповской, 117. И сейчас эта улица представляет собой частный сектор. От его приезда с супругой осталось много фотографий, авторства Федора Алексеевича Фиронова, заснявшего семью на фоне дома.

     *****