Чёртова бабушка

Клименко Галина
Сашка Чёрт, а в миру Чертков Александр, был круглым сиротой, его воспитывала бабушка. А родители умерли. Отца машиной сбило, а мать не перенесла такое несчастье.
Бабушка баловала единственного внука, ни в чём ему не отказывала по мере возможности, и из тихого послушного мальчика, вырос хамоватый и грубый эгоист, думающий, исключительно, только о себе. Сашка еле закончил восьмилетку и отправился в ПТУ, чтобы получить хотя бы специальность тракториста. И то, потому что бабка заставила.
Вскоре он связался с плохой компанией, стал покуривать травку и употреблять горячительные напитки. Бабка не давала ему много денег, догадываясь, на что он их потратит, тогда внук стал воровать у неё припрятанную пенсию. Старушка была вынуждена перевести скудные "доходы" на сберегательную книжку. Когда требовалось, то шла в сберкассу, снимала, сколько надо на продукты и уплату коммунальных услуг, а излишки оставались в целости и сохранности.

По этой причине Сашка задолжал продавцам наркотиков энную сумму, сюда же плюс проценты. Как-то они приехали к ним домой и хорошенько его встряхнули, что Сашка едва не выскочил из собственных штанов.
Помогла бабка. Она грудью встала на защиту внука, который сразу же этим и воспользовался, рванул в огороды, да и был таков.

-   Напрасно вы влезли. - сказал бабке один из "гостей". - Ну повезло ему сегодня, но мы же всё равно его достанем. И убьём.

-   Да за что же убьёте-то? - бабка смахивала рукавом старой кофты навернувшиеся слёзы. Какой-никакой, а внук кровный. Жалко его, паршивца, до потери пульса.  - Он ведь живой человек, неужто и правда жизни лишите?

-   Ха! - засмеялся детина с её детской наивности. - Нам что, впервой, а, бабка?

-   Хлопцы! А давайте договариваться? - внезапно предложила она.

-   Вы хотите сами за него расплатиться? - это уже подал голос другой, он даже вылез из машины, ради такого серьёзного разговора. - Скажу сразу - нам всё равно, кто заплатит, только бы долг остался покрытым. Мы ему верили, а он нехорошо с нами поступил, подлец этакий.

-   А зачем же вы эту дрянь продаёте, а, хлопцы? Ведь губите души молодые! Неужели вам их не жалко?

-   Не жалко. Мы, например, не курим и насильно тоже никого не заставляем. - сказал первый. - У каждого своя голова на плечах.

-   Бабка, ты зубы нам не заговаривай. За внука будешь платить или ну его нафиг? Похоронишь, раз переплачешь и всё, жизнь твоя наладится в лучшую сторону. - изрёк второй.

-   Дурак, что ли? - вскинулась бабка. - Один он у меня. В общем так, господа блатные, денег у меня нету, но есть поросёнок, я его год кормила, в зиму хотела заколоть... Так что, возьмёте порося? - голос её дрогнул, но она упрямо подняла голову вверх.

Приезжие отошли на несколько метров, посовещались. Они понимали, что денег отсюда им никогда не выбить, потому что их нету. А поросёнка можно продать, целиком или мясом на рынке, а это будет стоить гораздо больше, чем должен им Сашка.

Бабка почернела лицом, когда на следующий день увезли её поросёнка, но вернувшемуся Сашке она и слова не сказала. Он виновато поглядывал на неё, но старушка ни разу его не упрекнула. Сашке было жаль свою бабку, но с собой он ничего не мог поделать. Продолжал пьянствовать, неделями дома не появлялся, потому все домашние хлопоты легли на хрупкие плечи старушки. И однажды её сердце не выдержало.

Сашка, оставшись один после похорон, выл на всю хату. Потом неделю и капли в рот не брал ничего спиртного. Замёл во дворе, вычистил в сараюшках, даже дружбу перестал водить с сомнительными пацанами. Перебивался случайными заработками, ходил в наёмники по людям. А куда ещё его примут, если с ПТУ он давно распрощался, выгнали за прогулы.
В выходной у него намечался день Рождения, восемнадцать лет, скоро и в Армию. Сашка пошёл к своему однокласснику, Женьке Косьянову, тот не пил и не курил. Пригласил Женьку на именины, собрался шашлык из курицы пожарить и салат нарезать из помидоров и огурцов. Но одноклассник отказался. Наверное, не поверил, что Сашка завязал со своим бурным прошлым.

А вечером заглянул к нему Кучер, то есть Кучеров Виталик.

-   Ну что, Чертяка, здравствуй, что ли? Раз ты дорогу ко мне забыл, то я не гордый, сам решил пожаловать. Самогоночки принёс, колбасы на закусь. Вот выпьем с тобой, да и в картишки срежемся. Как ты на это?

-   Самогонки выпью, если угощаешь, а в карты мне - не под что играть, денег нету. - сказал ему Сашка.

-   Не прибедняйся, Чёрт, зато хата у тебя есть. - нагло улыбался Кучер.

-   Ты малахольный или как? А жить я где буду?

-   Так уж и быть, я тебя к себе возьму.

-   Ага, не надо нас маленьких на ёлочку сажать. Сегодня ты примешь, а завтра на порог укажешь, ещё и пинка под зад для скорости врежешь. Не, Кучер, хата - это всё, что у меня осталось.

На утро во рту было пакостно после выпивки, но Сашка вспомнил, что ему ночью приснилась его бабка. Она не ругалась, а просто сидела в углу на старенькой табуретке, а после тихонько спросила:

-   Опять ты, Сашка, за своё взялся?

-   Это ты виновата. - оправдывался он.

-   Глядите на него! В чём же это моя вина?

-   Бросила меня одного, а я не знаю, как мне теперь быть в этой жизни?

-   Да что ж мне, до самой твоей пенсии за тобой ухаживать? Всему своё время, сокол мой, теперь мужайся.

-   Ба, ну подскажи, что мне делать? Жалко тебе, что ли? Я же внук твой родной!

-   А что хочешь, то и делай! Тебе выбирать свою дорогу. Хату только не пропей. То хоть помрёшь под крышей, а не как собака под забором.

Сашка смотрел в окно на низкорослые кривые сосенки, которые когда-то посадила бабка. Он снова и снова перебирал в уме ночное сновидение, а потом шумно выдохнул и проговорил в голос, будто бабка могла его услышать:

-   Ба, хату я не пропью! Я пить вообще больше не буду, поняла? Думаешь, у меня ничего не выйдет? А вот увидишь! Я квартирантов сюда пущу, пока буду на срочной службе. А когда вернусь, то обязательно приобрету профессию и сразу же семью заведу. Ты говорила, будто мамка с папкой на нас смотрят оттуда, с самого неба, вот и ты удостоверишься, что я не брехло какое-нибудь собачье. - голос юноши срывался, но он продолжал убеждать свою умершую родственницу. Ему так важно было, чтобы она ему поверила. Сашка любил её по-своему, только никогда не признавался ей в этом. А теперь жалел, сильно. Потому что уже ничего невозможно исправить.

Единственное, что через годы его немного утешило - он всё-таки выполнил все свои обещания. Сашка изо всех сил старался, хотя очень боялся оступиться. Но у него получилось. Ради бабушки.

Сашка свято верил, что это именно она незримо вела его через все превратности жизни. Без неё - ему бы не справиться.