Уильям Кидд, пират Его Величества

Александр Уваров
В массовом сознании, благодаря стараниям кинокудесников и авторов приключенческих романов, сложился вполне определённый стереотипный образ пирата, запечатлённый и прославленный в многочисленных голливудских и неголливудских блокбастерах: грозный морской разбойник, чаще одноглазый хромец на деревянной культе (хотя как вариант возможен и глянцевый красавец с яркой внешностью, или даже пиратский фрик в образе Джека Воробья), преследующий набитый золотыми дублонами купеческий корабль, или же (в варианте романтической драмы) – галеон, на борту которого путешествует в Новый Свет гордая дочь испанского гранда.
И в пылу сражения, с развевающимся плюмажем на гордо заломленной треуголке, наш романтический герой (как вариант – авантюрно настроенный либо алчно влюблённый в золотые монеты) со шпагой в руке и пистолетом за поясом храбро переносится на канате на палубу преследуемого им галеона, дабы в суровом бою обрести столь желаемую им добычу (красавицу, сундуки с сокровищем, секретную карту, пять бочек старого андалузского вина, склянку с эликсиром вечной молодости, волшебные сушёные уши мёртвого осла… дальше смотрите по сценарию).
И здесь наш вольный странник морей…
Стоп, снято!
Здесь мы вынуждены прервать полёт фантазии сценариста и обратиться к прозе жизни.
Слово «вольный» едва ли применимо к большинству известных матушке Клио пиратов.
Нет, не то, чтобы вольных морских разбойников совсем не было.
Бывали, конечно, ибо не бывает правил и тенденций без исключений.
Но эти вольные головорезы присутствовали на рынке пиратских услуг в крайнем небольшой количестве и были либо мелкими грабителями, морскими гопниками, оперировавшими на небольших, часто вёсельных судах, и действовавшими по принципу «налетел-хапнул-сбежал».
В открытое море выходили они редко, на основных морских коммуникациях старались не появляться, с крупными и вооружёнными судами – не связываться ни под каким предлогом.
Действовали в прибрежной зоне, в устьях рек, неподалёку от пиратских баз и мест укрытия (ибо бегство было их главной тактикой и залогом выживания), грабили небольшие каботажные суда и при малейшей опасности отсиживались на берегу либо на им одним известных необитаемых островах.
Такие шайки досаждали в основном мелким торговцам и внимания властей и влиятельных торговых кланов не привлекали, ибо для них были совершенно безопасны.
Были и иные вольные собиратели поживы: стопроцентные пираты.
Разбойники, на волне успеха поднявшиеся из уголовной мелкоты, разбогатевшие после крупного куша и купившие по случаю самый настоящий бриг или фрегат и подобравшие подходящую команду из беглых матросов, солдат-дезертиров и прочего портового сброда.
Славные бандиты морей, одному Нептуну и богу воров Меркурию подотчётные бродяги, в облагороженном образе с палубы фрегата шагнувшие прямиком на голливудский экран.
Вот они-то…
Стоп, и снова снято!
В-первых, таковых искателей приключений было очень и очень немного, единицы. Ну хотя бы по той причине, что стоимость вооружённого орудиями океанского корабля (пусть даже слегка подержанного) и в наше время – немалая, а в те доиндустриальные времена и вовсе могла зашкаливать до астрономических величин.
То есть, не по карману морскому разбойнику среднего пошиба.
Да команде надо бы аванс дать, да боцмана подобрать стоящего…
Весьма затратный бизнес-проект, окупить который могло бы разве что золото в слитках из раздобытого по случаю сундука, да где же взять такой сундук простому головорезу!
А во-вторых, вольные разбойники неизменно и, самое главное, очень быстро заканчивали свою нелёгкую бандитскую жизнь либо на рее, либо на плахе в колониальной либо европейской столице, так что дурная голова не давала им покоя очень недолгое время.
Так откуда же взялись те недобры молодцы, которые на великолепно оснащённых боевых фрегатах годами (подчёркиваю – годами!) терроризировали королевские флоты европейских государств, свирепствовали на магистральных торговых путях, устраивали артиллерийские дуэли с регулярными морскими флотилиями и даже штурмовали укреплённые города (как, к примеру, не к ночи будь помянут, Генри Морган)?
В том-то всё и дело, друзья мои, что вольных соколов среди прославленных пиратов… почти что и не было.
Подавляющее число пиратов были… каперами, то есть капитанами, официально купившими каперский патент у своего правительства.
Проще говоря, лицензию на морской разбой в отношении торговых судов того государства, с которым государство капера в настоящее время состоит… ка бы сказать помягче… в недружественных конкурентных отношениях.
И совсем не обязательно – в состоянии войны.
Каперствовали и в мирное время (даже по большей части – в мирное).
В том и состояла задумка благородных королевских особ: беспощадно, ни перед чем не останавливаясь, вытеснять из колоний и ресурсных территорий правителей-конкурентов, самим при этом не марая рук, не задействовав при этом свой регулярный военный флот и формально оставаясь в стороне от «ужасного и бесстыдного разбоя».
В Англии подобную практику начала масштабно применять ещё добрейшая королева Елизавета, насылавшая своих любимцев-пиратов на испанский флот, и при этом с искренним недоумением выслушивавшая жалобы испанских послов на «каких-то разбойников», которые грабят испанские флотилии, перевозящие золото из колоний.
Королева возмущалась, соболезновала, обещала непременно найти и покарать разбойников.
Нападения множились и множились, разбойники богатели, и кое-кто из них даже удостоился рыцарского титула.
Впрочем, испанцы урок усвоили и на диверсии англичан вскоре стали отвечать своими нападениями «неведомых грабителей», а за ними подтянулись и французы.
А в довершение же рассказа послушайте печальную и поучительную историю некоего Уильяма Кидда, который волею судьбы совместил ремесло лицензированного диверсанта с занятиями вольным разбоем.
Впрочем, некоторые исследователи полагают, что совмещение это было невольным и объяснялось либо ошибкой самого Кидда, либо интригами его недоброжелателей, либо банальной (и роковой для пирата) судебной ошибкой.
Итак, коротко и по порядку.
Уильям Кидд – английский капер, родился в местечке Гринок, что находится в Шотландии, 22 января 1645 года.
Его биография до 1689 года прослеживается с трудом (существует несколько версий его начальной биографии, но все они довольно путаны и состоят по большей части из одних предположений).
По одной из версий отец его был пресвитерианский священник и ушёл из семьи, когда Уильяму было пять лет от роду.
По другой – умер.
По третьей (но не последней) версии – отец был священником нонконформистской церкви и погиб в кораблекрушении в 1679 году.
Все прочие обстоятельства жизни – и вовсе покрыты мраком и восстанавливаются по крупицам, собранным из самых разнообразных, часто противоречащих друг-другу источников.
В официальных документах из тьмы безвестности капитан Кидд всплыл в 1689 году, когда его имя было упомянуто в официальном рапорте губернатора английской колонии генерал-лейтенант Кристофера Кодрингтона, в коем упоминается подошедший к Невису 16-типушечный французский фрегат, с английской командой на борту и под командование Уильяма Кидда.
Таким образом, уже из этого можно сделать вывод, что в 1689 году капитан Кидд уже занимался морскими диверсиями (захватом вражеских кораблей) и был патентованным капером.
В последующем он всё так же успешно грабил врагов английской короны, в основном – французов (в ту пору активно конкурировавших с «владычицей морей»), успешно богател и даже прикупил построенный на английской верфи для Ост-Индской компании галеру-фрегат Adventure.
Если учесть, что совладельцем Ост-Индской компании была королевская семья Англии, то продажа корабля пирату… вопросов не вызывает!
11 декабря 1695 года Кидд оформил каперский патент на разбой в Индийском океане.
И в тех индийских широтах капитан дал промашку…
30 января 1698 года у Малабарского побережья Кидд со своей шайкой захватил и разграбил торговое судно «Кедахский Купец», нанятое богатыми купцами-армянами из Нор-Джуги (армянского квартала Исфахана, Иран).
Судно шло под армянским флагом, но перевозило грузы по контрактам с Ост-Индской компанией и под командой английского капитана.
Капитан торговца честно предупредил Кидда, какой торговой конторе фактически принадлежит груз и посулил крупные неприятности, если капитан не одумается и не прекратит разбой.
Кидд по старой пиратской традиции вынес вопрос на голосование.
Команда, большей частью состоявшая из уголовников, нанятых в Новом Свете, проголосовала: «Грабить!»
Как только весть о разграблении корабля с грузом Ост-Индской компании дошла до Лондона (вспомним, кто были акционеры компании) Кидд был немедленно лишён патента и объявлен… пиратом.
Просто пиратом.
Непатентованным уголовником.
Английский флот начал на него охоту и вскоре незадачливый разбойник оказался арестован.
В Ньюгетской тюрьме капитан Кидд писал многочисленные письма в свою защиту и обращался за помощью к лордам-покровителям.
Тщетно…
Торговые интересы Англии – превыше всего.
Уильям Кидд был публично повешен 23 мая 1701 года.
Посмертная его слава была связана с… картой острова сокровищ.
По легенде Кидд, перевозя награбленное из Индийского океана в колонии Нового Света, сделал остановку на одном из необитаемый островов на Карибах и зарыл большую часть сокровищ, зашифровав на клочке бумаги место захоронения нажитого нечестным трудом.
Легенда гласит, что перед казнью капитан выкрикнул в толпу, что теперь, после его смерти, никто не получит его сокровищ, ибо место известно только ему.
Возможно, таким способом он пытался купить себе жизнь…
А ещё капитан Кидд стал прототипом никогда не существовавшего в реальности литературного пирата Флинта из «Острова сокровищ».
И примером того, как не нужно выстраивать бизнес-отношения с английской короной, которая ошибок и вольностей не прощает даже патентованным пиратам.

Александр Уваров   (С)   2020