Дело случая

Любовь Архипова-Уральцева
С Лилей мы не виделись давно, лет десять. После школы уехала я на учёбу в город, потом – работа. А Лиля вскоре после выпускного вышла замуж, потом один за другим стали появляться дети… Два сыночка и…лапочка… И жила она в родном посёлке невылазно. Слышала я, когда наведывалась к родителям, что беда у Лили приключилась – муж погиб в аварии. И она, как могла, тянула одна всю семью. За любую работу бралась, да много ли её в сельской местности?
В тяжёлую минуту кто-то однажды протянул ей сигарету: «Затянись хотя бы пару раз – помогает. Напряг снимешь».
Затянуло… На годы. Лиля и сама уже была не рада, но никак не хватало сил остановиться. Похудела, лицо потемнело, раньше времени морщины появились. Дочка один раз, взобравшись на колени, пристально посмотрела в глаза и спросила:
– Мама, а ты теперь бабушка?
Такой, рано постаревшей, я и увидела её в свой прошлый визит домой.
Недавно мне удалось вырваться на малую родину. Зашла в ближайший магазин купить торт-мороженое. Людей там было немного. Расплатившись, я направилась к двери, как почувствовала, как кто-то тянет меня за рукав. Оглянулась и увидела молодую розовощёкую женщину.
– Привет! Ты меня не узнаёшь?
– Лилька, ты? По голосу узнала. А так… ты похорошела. Прежней красавицей стала.
– Пойдём ко мне, чайку попьём. Расскажешь о себе, а то столько лет не виделись.
– Так ведь мороженое растает.
– Ничего с ним не случится, в холодильник уберём.
Лиля в мгновение ока организовала стол. Заварили душистый, на травах, чай, разрезали яблочный пирог. Я не выдержала: так хотелось узнать: что же такое случилось, почему такое преображение?
– Всё просто. Курить я бросила. Долго боролась, долго собиралась, а потом сказала себе: «Всё! Точка!».
– У меня муж много раз пытался, всё никак, – посетовала я.
– Я много чего перепробовала: и к бабкам ходила, и всё, что рекламируют по ящику, покупала – не действовало! Вот надо было железно себе сказать: «Всё! Приехали! Дальше – ни-ни!» Наверное, сила воли со временем окрепла, и её хватило для решающего шага. Теперь даже самой себе смешной кажусь – тогдашняя.
– Это как?
– Понимаешь, у меня ведь психология рабская была! Я стала рабой привычки. По-другому соображала. Нет, иногда проблески появлялись, но опять же – на фоне зависимости. Порой, когда у нас заканчивались деньги, я на последние ходила покупать сигареты. А дома, сама знаешь, дети, они есть просят. Мне как будто голос подсказывал: «Продавцы – они же люди, они поймут и дадут хлеба в долг, запишут в чёрный список – это сейчас в каждом магазине компьютеры, а тогда у продавцов в блокнотиках свои списки должников были. Давали мне и хлеб, и макароны. С голоду не пухли. А сигареты сегодня дорогущие! Бюджет истончают.  Главное, что меня зацепило, – это слова доченьки: «Мама, а ты теперь бабушка?» С этим я мириться не смогла и дала себе зарок бросить курить. Вот уже восемь месяцев без этого дурмана.
– Тебе идёт румянец! Ты даже помолодела, – сказала я.
– Здоровье всех красит, – мудро заключила Лиля.
Мы ещё поговорили – о детях и их учёбе, о нынешней непростой весне, и я стала собираться домой. По дороге всё думала: как порой случай, даже слово могут изменить жизнь человека, и как непросто сказать «стоп!» себе, любимому.