09. 05. 1900 Встреча В. Максимова с архиереем

Александр Суворый
Василий Максимов – 13-летний алтарник-пономарь церкви Николая Чудотворца села Бабка во время совместной службы священника церкви и приезжего архиерея в престольный праздник 9/22 мая 1900 года был, вероятно, очень хорош. Он был в расцвете своего юного возраста, ещё детско-подросткового ломкого голоса и музыкального певческого таланта. Ему, несомненно, нравилось то, что он делал по обязанностям алтарника-пономаря, и он это делал с душой, смирением и благоговением. Автор это утверждает, потому что после этой службы, с рекомендациями и по благословению штатного священника Никольской церкви приезжий архиерей взял Василия Максимова с собой к месту своей новой службы в городе Шадринске Екатеринбургской епархии.

Даже слепому по болезни небогатому крестьянину Никите Максимову, отцу Василия, вероятно, трудно было решиться отпустить куда-то во «взрослую» жизнь (церковную службу) или учение в духовном училище своего 13-летнего сына. Однако, возможно, это предложение священников высокого ранга было твёрдым, настойчивым, приемлемым и выгодным со всех точек зрения. Самое главное, вероятнее всего, Василий сам этого хотел, желал и пылко стремился выйти в иной, то есть «большой» или «горний» мир. Чем же понравился Василий Максимов приезжему архиерею и священнику Никольской церкви села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии?

Алтарник (пономарь) Василий Максимов не делал ошибок при чтении молитв, не путал ударения в словах церковнославянского языка, на котором в Никольской церкви села Бабка шла служба престольного праздника 9/22 мая 1901 года. Правильные тона, голосовые приёмы и выражение, с которым Василий читал молитвы и отвечал священнику и архиерею, показывали, что он хорошо понимал смысл читаемого, правильно делал логические ударения, останавливался на знаках препинания. Василий очень красивым юношески-звонким голосом читал молитвы, читал речитативно, без выкрикиваний, не монотонно и без скачков, которые «режут» ухо мирянам. Чувствовалось, что Василий заранее изучил тексты молитв, текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии.

Алтарник-пономарь Василий Максимов правильно «затеплял» свечу огарком другой свечи. Когда ставил или уносил свечу с горнего места, он перед этим крестился и кланялся горнему месту, кланяются престолу. Подавая кадило священнику, он правильно правой рукой держал его за кольцо, а левой вытягивал цепочку крышки и обхватывал все цепочки рукой. Войдя в святой алтарь, алтарник Василий Максимов делал с благоговением три земных поклона перед святым престолом, крестился с поклоном в сторону горнего места и смиренно, но по-деловому безбоязно, подходил за благословением к старшему по чину священнослужителю (архиерею). При этом, как требуют правила поведения алтарников в субботу, в воскресенье и в праздничные дни (по предписанию Типикона), совершал только поясные поклоны. Перед облачением в стихарь алтарник-пономарь Василий Максимов испросил благословение на надевание стихаря сначала у священника церкви, а затем у архиерея. Сделал он это потому, что согласно Правилам, «если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется».

В обязанности алтарника-пономаря входило наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле (алтаря). За последними смотрят сами священнослужители, потому что «ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается». Кроме того, алтарник-пономарь должен был внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нём горел уголь. Василий Максимов строго и ревностно выполнял эти свои обязанности и подавал кадило правильно, то есть всегда с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, он, как было положено, совершал крестное знамение. Перед тем, как подать кадило священнику, алтарник-пономарь Василий Максимов вместе с ним совершал крестное знамение в сторону иконы горнего места и кланялся служащему священнику и архиерею. При этом Василий Максимов старался как можно меньше ходить по алтарю и выполнял только заученные приёмы и действия. Всё это Василий Максимов делал молча, без вопросов и обращений к священникам, так, что они не чувствовали от него помехи и не отвлекались на него. Изредка только алтарник-пономарь Василий Максимов шепотом, спокойно и незаметно, что-то уточнял и говорил согласно порядка богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия он не совершал никаких посторонних действий и не говорил никаких слов, кроме молитв.

Характеризуя архиерею Василия Максимова, священник Никольской церкви, несомненно, отмечал, что его алтарник-пономарь строго соблюдал запрет касания престола и жертвенника, никогда не проходил перед престолом (между ним и царскими вратами), не входил и не выходил через Царские врата. Василий Максимов никогда не был замечен в алтаре с продуктами питания (тем более, животного происхождения). В Богослужебных книгах он никогда не делал пометок, кроме вложения между страницами молитвенных закладок. Даже при получении каких-либо царапин и ушибов он сразу же покидал алтарь. Василий Максимов исполнял свои обязанности с первого раза научения и показа (примера); исполнял строго, с охотой и даже ревностно, не допуская малейшего отступления от Правил поведения алтарников-пономарей.

Во время причастия мирян, священник Никольской церкви с благословения архиерея пригласил алтарника-пономаря Василия Максимова и поручил ему держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание Василий исполнял «на пределе внимания и осторожности». Он следил за тем, чтобы причастники: держали руки на груди крестом; ни в коем случае не крестились перед Чашей и чтобы дети сразу проглатывали Святые Дары. При этом он держал плат широко (полностью развёрнутым) и был готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт (поперхнувшись). Делал он это так просто и естественно, с такими гибкими и заботливыми движениями, что дети его не пугались, а взрослые миряне были благодарны за заботу. При этом. Если младенцы или дети сучили ножками или ручками, алтарник-пономарь Василий Максимов их придерживал, помогая родителям.

Но особенно понравилось приезжему архиерею во время службы престольного праздника в Никольской церкви 22 мая 1901 года чтение и исполнение 14-летним алтарником-пономарём Василием Максимовым молитв. Такого чистого, звонкого, музыкального бархатно-ангельского голоса и тембра приезжий архиерей ещё не слышал и не знал. Он, вероятно, своим опытным музыкальным слухом воспринял уникальность таланта юного алтарника сельской церкви и взволновался желанием взять его с собой на место новой службы и обучить его в духовном училище Екатеринбургской епархии. Кем же был 9/22 мая 1901 года этот приезжий архиерей, проводивший службу престольного праздника в церкви Николая Чудотворца (Никольской церкви) села Бабка?      

Источник для написания новеллы: Православная энциклопедия: «Азбука веры» (с 2005 г.). Библиотека Святых отцов и церковных писателей: «Алтарник».

На картинке: Алтарник в алтарном свете. Современная фотография из открытой сети Интернет. Точно таким же был в 1901 году 14-летний алтарник-пономарь Василий Никитович Максимов, будущий псаломщик, священник, протоиерей, благочинный и священномученик Русской Православной Церкви (1887-1937), дедушка автора по материнской линии рода Суворовых-Максимовых.