Как развить творческие способности

Екатерина Андрусевич
КАК СТАТЬ ТВОРЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ И НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КАК БОГ

Из этой книги вы узнаете о том, как стать творческим человеком на практике, а не в мечтах. Как легко попадать в «состояние потока» и получать энергию для личной жизни, дел и работы. Как разбудить и развить в себе творческие способности, заложенные в вас от рождения, — а они заложены в каждом. Как самостоятельно продуцировать мотивацию и вдохновение для любых, даже самых рутинных, дел вашей жизни.
 
«Прокачанная» творческая жилка подарит вам потрясающее времяпрепровождение. Захватит вас. И откроет новые занятия и умения. Они помогут постоянно чувствовать себя хорошо или даже счастливо. А быть счастливым, забыть про апатию и депрессии — это ли не мечта каждого человека?
 
А главное, вы получите простые и эффективные практические инструменты,  узнаете интересные упражнения и методы, выполнение которых поможет вам уже к концу этой книги существенно продвинуть свой писательский навык, понять, в какую сторону вы можете его развить дальше, и начать легко, быстро и с удовольствием писать любые тексты, которые нужны вам для работы, жизни и всего, что можно выразить буквами.
 
Эта книга может стать приключением, от которого вы будете в восторге.
 
Милая моя девочка,
за воротами райского сада
еще жив единорог,
ты же знаешь, ты знаешь.
 
Сиро Синкай
 
Посвящается моим родителям, брату и ученикам
 
Оглавление
 
     Послесловие 7
Для чего нужно творчество 11
Как быть вечно молодым 12
Магическое письмо 15
Письмо — это навык 15
Письмо — это соединение с собой 15
Письмо — это излечение. И медитация 17
Письмо — это развитие фантазии 17
Письмо — это спиралевидное развитие способностей 18
Основные навыки писателя. Наблюдение и вопросы 19
Простые приемы, которые сразу улучшат качество письма 22
Эффект наблюдений и записи историй 23
Полуденный зной 24
Похмелье 24
Маме 25
Что-то странное 25
«Утренние страницы». Волшебные изменения за 20 минут в день 26
В чем заключается метод 26
Как он работает 27
Про самосаботаж 31
Списки «Чему учился» и «Что хочу изучать» 32
Настоящие желания. И самообман 33
Продолжаем писать. Эпитафия 36
Намерение — в дело. Границы дел 37
Открытий новых полон мир 40
Идеальное пространство для «состояния потока» 42
Уборка 44
Таблица учета прокрастинации 46
Таблица навыков 47
Ваш маленький помощник. Аффирмации «Сегодня я...» 49
Трехактная структура 51
Метод Чака Паланика 54
Будь как Чак 58
Медитация «Вдох-выдох» 59
Мастера коротких рассказов 62
Несчастные случаи 65
Смерть в полдень 66
Из тумана 66
Осознанная злоба 67
Несчастная 67
Рандеву 67
Чего хочет дьявол 68
369 68
Метод «пополама» 69
Как писать диалоги 70
Правила хороших диалогов 72
Акция 74
База писателя 75
«Точка, точка, запятая» в диалогах 77
Прямая речь героев 78
Диалоги 82
Спарта 84
Передать чувства. Станиславский в буквах 86
Исцеление через текст. Нулевой нерв 88
Как это было у меня 89
Толстая тетрадь 92
История про доктора 94
Упражнение «Пересмотр» 96
Как правильно орать на лес 98
Нет жизни без наслаждения 101
Развиваем воображение 103
Как открыть в себе фантаста 105
Три задачи писателя 106
Говорящий предмет 107
Соблазн 108
Термометр 109
История одного побега 110
Наглый овощ и Джеймс 112
Неудачный подкат 114
Идеальный день в будущем 115
Случай 117
Пространство исполнения решений 118
Прошлое и будущее. Факты для писателя 121
Машина времени. Изобретение будущего 123
Еще раз про сбор базы 124
Эффект Турца 125
Мандалы. Прекрасная штука с неприличным названием 127
Эмоции в писательстве 129
Душа травы 133
Солнечный день 135
Диалог с ангелом 137
Объявление. Реклама. Сторителлинг. Каноны 137
Объявление с метафорами 143
Возмутительная реклама 144
Сторителлинг. Продам что угодно 145
Рецензия о любом. Метод «прогрессивного джипега» 146
Критик «короткого метра» 148
Свет в океане 150
Заключение 152


Послесловие
 
Да, вы не ошиблись. Эта книга начинается с послесловия. Тем, кто не любит читать длинные прелюдии, — вот краткая версия.
 
«Я экспериментирую на кошках. Зачеркнуто. Я собрала в этой книге только работающие методы, которые помогали людям на протяжении двух с лишним лет начинать писать с разных уровней, в том числе с нуля. И писать офигительно! И с удовольствием. Поэтому поздравляю! Вы справились! Вы смогли научиться писать и испытывать удовольствие от процесса — я же обещала! Да и как иначе — уж если я смогла, то вы тем более были обречены на успех!» — именно это я могла бы сказать вам в конце этой книги, но скажу в начале. Чтобы вы знали, что вас ждет после ее прочтения и выполнения упражнений из нее.
 
Если вы нетерпеливый, можете переходить сразу к первому разделу.
 
Для тех же, кто любит почитать побольше и вдохновляется историями успеха из жизни реальных людей, я расскажу, как появилась эта книга.
 
Вообще-то я технарь. Химик. Сначала я отучилась в техническом вузе и с ужасом вспоминала уроки литературы в школе. Во-первых, я ненавидела писать сочинения, мучилась — ведь надо было взять и что-то высосать из пальца на скучную тему. Причем в отличие от анекдота «Чукча — не читатель, чукча — писатель» читать я любила. И всю программу по литературе на ближайший год «съедала» за летние каникулы. Это еще помимо стопки книг, которые таскала из библиотеки у папы. Но это мне не особо помогло. Писать не хотелось.
 
Сочинения — бррр, кто их вообще любил? Если найдутся такие, напишите мне в «Фейсбуке» — я хоть посмотрю на диковинного человека раз в жизни. Найти меня можно по имени «Екатерина Андрусевич» через «поиск». Как ни странно.
 
В институте тоже особо не распишешься. Ну, то есть мы постоянно что-то строчили. И делали всякие якобы важные работы. В начале моего обучения было не принято «гуглить», мобильные были кнопочными «звонилками», компьютеры были только в кабинете кафедры «Процессы и аппараты» и прочее — все переписывали от руки с работ прошлых курсов. Или реально писали сами. Я писала. У меня был нелепый принцип учиться самой. И это помогло возненавидеть «письмо» помасштабнее. Хотя куда уж больше?
 
Потом была работа в химико-аналитическом центре на Севере. Там я писала очень много. Инструкции всем своим подчиненным, журналы и отчеты по хроматографии и функционированию центра, журналы по безопасности  — обычная рутина для заместителя главного инженера-химика единственного аналитического центра на всем месторождении.
 
В 2008 году я вернулась в Москву и нашла работу в рекламном агентстве. Занималась всякой фигней. И вот тогда мне впервые понадобилось писать что-то человеческое. Например о том, зачем людям нужна контекстная реклама. Как вообще жить в мире новых технологий (тогда Рунет был все еще в новинку, все только начиналось по сути). Появились первые блоги. В одном  — про ночные клубы, в которые я не ходила, — я вела что-то вроде общественного дневника.
 
Получалось так себе. Но желание общаться и узнавать других помогало мне. Я думала о том, как заинтересовать людей. Через буквы, тексты. Надо было выделяться, чтобы тебя запомнили и нашли. Помните то чувство, когда вам за какой-то текст с вашими мыслями ставили первые в вашей жизни «лайки»? Каждый становился вам почти родным.
 
Блог в «Фейсбуке» у меня появился только через восемь лет. Потом меня спрашивали, как все началось, нужно ли было что-то особенное, чтобы стать блогером, писателем? Нет. Я просто писала всякие истории, которые случались в моей и чужих жизнях. Старалась преподнести их необычно, неоднозначно, весело. Стала делиться знаниями, которые мне когда-то помогли: как пережить потерю близкого человека (мама умерла) или сделать ремонт (я купила квартиру)?
 
Я писала обо всем, что было нужно когда-то мне, а теперь могло помочь другим людям. И их становилось все больше среди моих подписчиков.
 
Мне кажется, что в любом деле рано или поздно наступает какая-то критическая масса. Помните про десять тысяч часов, которые надо потратить на дело, чтобы стать профессионалом? Это во всем работает. Только там есть еще коэффициент. Точнее два. Десять тысяч часов умножаются на силу желания, то есть страсть к делу. И на талант немного. В какой-то момент «критическая масса» настигла и меня. Читатели стали спрашивать: «Как научиться писать, как ты?» И я не знала, что ответить. Мне просто нравилось писать. Я искала способы делать это все лучше и лучше. Читала книги, замечала приемы, смотрела какие-то видеоролики. Иногда я писала по три лонгрида в день, а хотелось еще больше. Мое внимание ко всему обострилось — я впитывала сюжеты и экспериментировала.
 
А потом я решилась. И позвала аудиторию блога в «Инстаграм» попробовать брать у меня уроки: читать небольшие теоретические выкладки про письмо и писать тексты по моим заданиям. Я придумывала эти уроки через день в течение месяца. Это был один из лучших месяцев в моей жизни: столько волнения, все новое и неизведанное! При этом у меня не было никакой уверенности, что я справлюсь, что не разочарую других, что им будет интересно. Поэтому я струсила брать деньги — курс был бесплатным. Я называла это тестами.
 
И в то же время я уже почти сразу поняла, что этот курс — что-то крутое. По обратной связи с занимающимися. И по своим ощущениям. Я чувствовала кайф. Чувствовала себя мессией. Не меньше. Ну, или хотя бы — просто учителем чего-то хорошего и полезного.
 
«Инстаграм» не оправдал моих надежд как площадка для обучения, зато все остальное было великолепным. Ученики писали. Ждали уроков. Я через экран чувствовала их улыбки, радость и счастье, когда у них получалось. Их азарт. Некоторые вставали пораньше, чтобы быстрее увидеть задание и подумать над решением — новым текстом. Я назвала свою школу «Мастерской имени меня». Очень самонадеянно, конечно, но «почему бы и да»?
 
«Мастерская Андрусевич» процветала, пережила пять потоков. Я регулярно переписывала и улучшала задания, экспериментировала и пробовала новое в заданиях, методах и подходах.
 
В итоге система, как мне кажется, стала максимально эффективной для обучения. И вместе с моим вторым курсом о личном росте «Вкус жизни» стала основой этой книги. И самым соком того, что я давала в своих уроках. Самой сердцевиной сочного спелого сладкого яблока с идеальной концентрацией витамина С и эндорфинов.
 
Ну а теперь подумайте, разве у вас был шанс? Шанс не справиться, прочитав эту книгу? И не начать писать как бог? С удовольствием, радостью и максимальным погружением в процесс? Самый доступный процесс, я хочу заметить! Письмо. Ведь для него не надо ничего, кроме вашего желания, небольшого количества времени и электронного листа бумаги. Господи, да это самый простой способ стать счастливым человеком!
 
Ну что, поехали? Вперед?!

Для чего нужно творчество
 
Вы, конечно же, замечали, что актеры, поэты, писатели, музыканты, художники и другие люди, занимающиеся творчеством, очень привлекательны для других. Они кажутся красивее, одухотвореннее и притягивают внимание.
 
Почему так?
 
Люди любят что-то особенное, не подвластное им. Человек, который умеет что-то создавать, априори становится в глазах окружающих более значимым. Даже если у творческого человека нет всемирной известности, он выделяется и ценится в своем окружении.
 
Помимо этого творчество — самый простой способ попасть в суперэнергетическое «состояние потока». Оно преображает человека, «прокачивая» его способность нравиться другим. Если вы — творческий человек, вас могут начать опекать и даже боготворить.
 
Впрочем, мы будем стремиться не к этому, точнее не столько к этому — прокачанная «творческая жилка» подарит вам потрясающее времяпрепровождение. Захватит вас. И откроет новые занятия и умения. Они помогут постоянно чувствовать себя хорошо или даже счастливо. А быть счастливым — это ли не мечта каждого человека?
 




Как быть вечно молодым
 
Самый ценный навык в жизни — умение учиться. Пока мы учимся и узнаем что-то интересное — мы живы. И молоды душой. Именно интерес к неизведанному, желание обучаться новому и способность это делать не дают нам стареть, сидя на лавке перед домом.
 
В первую очередь за нашу старость отвечает наш мозг.
 
Мозг — удивительная система. Его клетки — нейроны — при различных ежедневных процессах передают друг другу электрические и химические сигналы. Все нейроны соединяются между собой синапсами и образуют нейронную сеть. Каждый раз, когда происходит событие, мы реагируем на него (думаем о нем, принимаем решение, действуем) в соответствии с теми осуществляемыми через синапсы нейронными связями, которые у нас уже образованы.
 
Если вы всегда поступаете определенным (одним и тем же) образом достаточно долгое время (ну или хотя бы 2–3 раза подряд), то у вас в мозге образуются очень устойчивые связи. Я называю их «траншеями».
 
Если ваши мысли и поступки словно солдаты ходят только по этим траншеям, вы выдаете одинаковые (не всегда радостные) реакции на события, из-за которых совершаете одинаковые действия… И протаптываете траншеи глубже и глубже. Ходите по кругу.
 
И вот вы — уже раб своих нейронных связей, не способный быть спонтанным, увлеченным. Не можете управлять собой, своим настроением и жизнью. Прискорбно.
 
Но! Не стоит унывать! Пока вы живы, сколько бы лет вам ни было, это можно изменить. Помогут эксперименты и учеба. Новые мышление и поведение.
 
Смотрели фильм с Джимом Керри «Всегда говори да!»? Посмотрите. Фильм классный. А еще это наглядная иллюстрация того, о чем я сейчас толкую.
 
Герой Джима все время делал одно и то же: рутину, стандартные операции. Много сомневался, много отказывал. Боялся, был закрыт и не делал ничего нового. Классический средний современный человек, чего-то достигший и боящийся это потерять. В итоге, живя самым скучным и обыденным способом, товарищ загнал себя в тоску и депрессию (что неудивительно). Негибкая психика, «траншеи», все дела...
 
Потом его надоумили — поступай ровно противоположно тому, что делал раньше — всегда говори «да!». Он доверился, послушал. Принял это для себя. И у него «поперло» (хотя совсем бездумное «соглашательство» может быть опасным: нельзя отключать совесть и мораль).
 
На протяжении всего чтения этой книги я попрошу вас всего об одной вещи.
Попробуйте хотя бы на время перестать «ходить по траншеям». И начните исследовать новые территории. А я расскажу, как это сделать весело, интересно и легко. Попробуйте изучить все возможности вашего еще подвижного, молодого и любопытного мозга. Откуда я знаю, что он подвижный? Все просто — вы ведь держите в руках эту книгу, она вас заинтересовала. А это лучшее доказательство того, что вы еще ого-го!
 
Поэтому дайте себе шанс. Тем более что все, что я буду вам рассказывать и предлагать сделать, не требует никакой особой подготовки, никакого специального оборудования или настроек. Или чего-то типа того. Вам надо будет просто выделить немного времени. Довериться. И сделать что-то, открывшись навстречу новому. Только и всего. Не так уж много, правда?
 
Ну что же, приступим.
 
Исследовать возможности нашего мозга, психики и чувственности мы будем на практике. Потому что только практические действия (деятельность) меняют нейронные связи. А не мечты на диване о новой жизни с понедельника.
 
Кстати, если вы любитель начинать новую жизнь, которая так ни разу и не началась ни с понедельника, ни потом, то не грустите — это немудрено. Ведь для всего в этом мире нужна энергия — толчок. И если у вас мало энергии, чтобы толкать свою «тележку действий» самостоятельно, если у вас пока нет опоры или она очень слабая, то на время я через эту книгу могу стать вашей опорой, «толкачом». Который постепенно, но настойчиво будет подталкивать и мотивировать вас на определенные шаги и действия, выполняя которые вы, именно вы, самостоятельно сможете разогнаться до предела. А потом — еще чуть больше. Главное, чем вы сможете мне помочь, — это начать делать маленькие шаги, о которых вы будете читать сегодня, завтра, послезавтра... и все остальные дни во время чтения этой книги. Маленькие шаги вперед. Действия. Не откладывая их и не затягивая с их началом.
 
И, кажется, скоро будет уже пора перейти к первому такому маленькому шагу. Но сначала еще несколько слов о том, что вам даст умение писать.
 






Магическое письмо
 
В этой главе я расскажу, почему каждый человек может писать. И если вы до сих пор не пишете, то только потому, что у вас много установок, не соответствующих действительности и навязанных извне. Мы от них будем избавляться. На практике.
А еще вы не пишете потому, что не знаете, для чего нужно письмо. И о том, что письмо — это навык.
 
Письмо — это навык
 
А навык — это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Понимаете? Если вы что-то постоянно и усердно делаете, то со временем это становится привычным. И вы без труда можете делать это все быстрее, приятнее и незатруднительнее. На автомате.
 
Таким образом, чтобы научиться писать… надо просто писать чаще.
 
Письмо — это соединение с собой
 
Да, это процесс, который эффективно и действенно помогает формулировать свои чувства, мысли и весь тот «белый шум», который вас окружает.
Тут хочу привести отрывок из романа «Луна и грош» моего любимого Сомерсета Моэма: «Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца... Мы похожи на людей, что живут в чужой стране, почти не зная ее языка; им хочется высказать много прекрасных, глубоких мыслей, но они обречены произносить лишь штампованные фразы из разговорника. В их мозгу бродят идеи одна интереснее другой, а сказать эти люди могут разве что: "Тетушка нашего садовника позабыла дома свой зонтик”».
Что же получается?
 
Чтобы писать что-то сложнее фраз из разговорника, нужно максимально сильно соединиться с собой.
 
Научиться облекать ощущения и чувства в слова. Говорить языком букв и слов. Это непросто, но возможно для каждого.
Это вам я говорю — человек, который не написал за время обучения в школе ни одного сочинения длиннее тетрадного листа (да и то со слезами и соплями на «фейсе»).
Наверно, многие из вас знают, что ученые давно обнаружили, что если грустный человек начинает принудительно, через силу улыбаться, то мозг воспринимает этот сигнал как знак — человеку хорошо, раз он так делает. И командует нашим железам: «Выбросить гормоны счастья!»
Таким образом, принужденные действия нашего тела реально формируют ощущения, которые в норме провоцируют эти действия. Принудительно (сначала) улыбаясь, мы получаем настоящую радость. А уже дальше улыбаемся от настоящих чувств.
По этой же схеме мозг действует и с письмом.
 
Если вы начинаете много писать о своих чувствах, наблюдениях и мыслях, то таким образом усиливаете свои способности чувствовать, наблюдать и мыслить.
 
Учась писать как бог, вы реально становитесь частью Бога — соединенным с собой и окружающим миром человеком. И, согласитесь, это просто прекрасная новость.
 
Письмо — это излечение. И медитация
 
Сейчас только ленивый не знает, что большинство психологических методик заключается в том, чтобы отпирать замки человеческого сознания и вычерпывать ил со дна наших душ. Это (иногда) — болезненный процесс. Но только вычерпав все лишнее, вы получаете кристально чистую воду и яркие лучи солнца, отражающиеся в ней.
 
Через письмо мы можем выразить боль… и отпустить ее. Выразить радость — и лучше запомнить состояние, в котором мы находимся, чувствуя ее потом и в других ситуациях.
 
Так же работает и медитация, проведенная на берегу океана. При одном воспоминании о ней в дальнейшем вы погружаетесь в состояние невероятного «релакса» и умиротворения.
Через письмо мы можем выразить досаду, страхи, опасения, уверенность, нежность, любовь… и всю огромную гамму чувств, посещающую любого взрослого человека ежедневно. А выразив что-то на бумаге, мы получаем «радугу — спектр своих состояний». И уже сами можем решать в дальнейшем, какие из оттенков этой радуги оставить и усилить, а какие приглушить или откинуть за ненадобностью.
Через письмо вы сможете научиться управлять своими внутренними чувствами. Как тумблером — усиливать сигналы или ослаблять.
 
Письмо — это развитие фантазии
 
Когда вы научитесь выражать те чувства и мысли, которые кружатся в вашей голове, вы сможете чувствовать, понимать и выражать чувства и мысли других людей. И события. И придумывать их с нуля.
 
Это как с обучением танцам — сначала вы, наступая партнеру на ноги, не в такт и неуклюже, словно деревянный истукан, двигаетесь по залу. А потом, танцуя все дольше и дольше, делая множество движений уже на автомате, лишь подумав о них, начинаете импровизировать и вплетать все новые и новые па в ваше расслабленное и чувственное выражение себя. И так блистательно, будто вы умели это делать с рождения самым лучшим для вас способом. И вот уже другие новички-истуканы смотрят на вас и мечтают танцевать так, как вы. Экспромтом.
 
Письмо — это спиралевидное развитие способностей
 
Многие люди, которые считают, что «вообще не умеют писать», на самом деле находятся даже не на первом витке спирали, а гораздо выше.
Но из-за своих ментальных установок, блоков и слов какой-нибудь Зинаиды Николаевны (которая учила их родному языку и литературе и на одном из уроков сказала что-то вроде «ты совсем не умеешь писать, фу»), поставили на себе клеймо. И с радостью показывают его окружающим: «Вот, смотрите, я не умею писать. Нет, совсем. Даже не стоит и начинать. Все бестолку».
Но это неправда!
Одно дело, если у вас нет слуха, нет чувства ритма или слишком толстые пальцы, чтобы играть на скрипке. Это еще хоть как-то можно понять. Хотя тоже спорно. С письмом же все иначе.
 
Письмо — это то, что реально доступно каждому
 
Потому что не требует суперталанта или чего-то типа этого. А требует, как и многое в нашей жизни, немного усилий (сначала) и побольше желания (далее). И времени, чтобы эти усилия и желание реализовать. Только и всего.
И это подтверждают сотни учеников моих курсов по письму. Люди, которые сами прошли через стадии от «Я иду на курсы, но не очень верю, что из этого выйдет толк» до «Боже! Я могу! Я пишу это?! Вы видите!? Как же это классно — писать!». А некоторые — и до публикаций, признания множеством читателей и получения разных премий.
 
Давайте уже и мы с вами убедимся в том, что вы можете стать пишущими людьми.
 
И начнем с основного.
 
 
Основные навыки писателя. Наблюдение и вопросы 


Купить книгу можно на Ридеро. Она печатается и доставляется каждому читателю, после покупки. Ссылка на страницу книгу тут: ridero.ru/author/andrusevich_ekaterina_jgue5/