Про коммунизм и про фашизм

Игорь Ерошенко
Про коммунизм и про фашизм
     Оба социальных феномена ярко отметились  в ХХ веке, хотя в связи с  первым феноменом социально-политический термин «коммунизм» появился уже в Х1Х веке, а вторым феноменом  –   в ХХ – ом. Как обычно, в социальном познании вокруг этих феноменов и обозначающих их понятий имеет место разноголосица в понимании и толковании.    
   Коммунизм в политологии и социологии — согласно марксовой теории –  общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, у которой гипотетически предполагается две фазы: низшая – социализм и высшая  - собственно коммунизм, общее название политических организаций  (союзов, движений,партий)  и учений (теорий), выдвигающих целью ликвидацию частной собственности ; в исторической науке— архаическая эпоха в истории человечества (первобытный коммунизм), характеризующаяся отсутствием частной собственности, экономическая политика  большевиков (военный коммунизм)  в годы Гражданской войны (1918—1921 гг.).   
      Фашизм в политологии и социологии - обобщённое название крайне правых политических движений, политических партий и установленных ими в случае прихода к власти в той или иной стране форме политического строя, название проповедуемых ими идеологий, провозглашающие  форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, ксенофобию, реваншизм и шовинизм, вождизм, антикоммунизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм и политику геноцида или рабства «неполноценных»,  по их мнению, народов. Приблизительно такими довольно распространёнными в наше время предстают описания этих двух феноменов.
     Эти описания содержат верные констатации, но нуждается в уточнении. Многие всё  ещё думают, что коммунизм является системой социальных отношений. искусственно созданной фантазией чудаков. Но коммунизм – это первичный социум (первобытная коммуна), благодаря процессу возникновения которого, люди смогли выделиться из животного мира. По Ю.И. Семёнову, первобытная коммуна выросла из первобытного стада, из промежуточной формы между биологической и социальной форм организации.  От первобытного стада внутрь социума переходит борьба между биологическим (зоологическим индивидуализмом) и социальным (антропологическим коллективизмом) в процессе индивидуального развития членов  коллектива (социальный онтогенез). 
    Коммунизм - организация социальных отношений на принципах взаимовыручки и коллективизма сложилась в каменном веке в эпоху, когда основными видами трудовой деятельности были собирательство, рыболовство и охота, т.е. в эпоху простого общества (первобытный коммунизм).
     Однако, при возникновении земледелия, скотоводства начинает постепенно складываться сложное классовое общество, появляется социальное неравенство.   Но «родимые пятна» коммунизма сохраняются во всех последующих формациях сложного общества вплоть до наших дней. Без родимых «пятен коммунизма» социум в принципе невозможен. Сложное общества не разрушает полностью простое общество, а «снимает» его в себе. Коммунистические элементы сохраняются в семейно-бытовых отношениях, оживают в той или иной форме в социуме при чрезвычайных обстоятельствах. 
      Но и борьба между индивидуализмом и социальным (коллективизмом) в масштабе сложного общества переходит на филогенетический уровень и выступает как феномен социальной борьбы (межиндивидуальной, межэтнической, межклассовой). Первым классическим типом сложного общества явился рабовладельческий строй. Этот общественный строй позволял одним людям низводить других людей до положения рабочего скота (т.е. возвращал в животное состояние). И за счёт их эксплуатации развиваться. Появляется возможность «появляться»: правителям, жрецам, профессиональным воинам, философам, художникам. Появляется идеология оправдывающая деление людей на свободных и рабов.
    Со временем открытое рабовладение изживает себя, но те или иные модификации его переходят  от одной формации к другой: рабство, крепостное право,  экономическое принуждение. Несмотря на превосходство  экономического принуждения,  в эпоху капитализма сохраняется при определённых условиях тренд (импульс) восстановления рабства в скрытой и даже открытой форме. Наиболее ярко этот тренд обнаружился в феномене фашизма.
   К сожалению, и нашей страны это тренд не миновал. Если обобщить многие яркие высказывания наших современников и  якобы либеральных политиков (Чубайса, Грефа и т.д.) и простодушных в своей откровенности чиновников («типа» «про макарошки» или «государство вам ничего не должно»), то пульсирование в них антикоммунистических, профашистских и людоедских импульсов весьма заметно.