Коррекция баланса сил в Ливии

Матвеев Владимир Иванович
Правительственные войска в Ливии отбили стратегически значимую авиабазу у Хафтара

Date: Май 19, 2020 Author: системный аналитик, политтехнолог канд. наук Vladimir Matveev, Киев

Правительственные войска в Ливии отбили имевшую стратегическое значение авиабазу Эль-Ватыя, на которой размещалась используемая для воздушных ударов авиация ЛНА, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Панцирь», изменяя баланс сил в Ливии и регионе.

Международно признанное правительство национального согласия (ПНС) Ливии взяло под контроль ключевую тыловую авиабазу Эль-Ватыя в 130 километрах к юго-западу от Триполи, с 2014 года использовавшуюся силами руководителя «Ливийской национальной армией» Халифы Хафтара, заявил 18 мая глава ПНС Фаиз Сарадж, пишет
«С гордостью объявляем об освобождении нашими силами военной базы Эль-Ватыя от преступных банд. База станет еще одним освобожденным пунктом на западном побережье. Мы полностью контролируем базу. Этот успех еще не означает конца битвы, но как никогда приближает нас к великой победе», сказал 18 мая Саррадж.

Представители ПНС сообщают, что после взятия авиабазы обнаружили на ней склады с боеприпасами, оружием и военным оборудованием, включая российский ЗРК «Панцирь», попавший в Ливию, согласно сообщениям, через ОАЭ, В ряде ливийских СМИ также есть другая информация о закупках ОАЭ для сил Хафтара.

Все стороны конфликта жалуется на нарушение эмбарго. Представитель МИД Мухаммед аль-Джиблави сказал, что доказательства «поставят в неловкое положение сторонников Хафтара, особенно ОАЭ, Египет и Иорданию».

Исходя из этого, база имела стратегическое назначение, так как на ней был обнаружен среди прочих, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Панцирь». Сразу после этого в ПНС заявили о намерении представить Совбезу свидетельства нарушения международного эмбарго на поставки оружия в Ливию «со стороны отдельных государств».

Напомним, борьба за власть в Ливии обострилась с апреля 2019 года между правительством национального согласия и Ливийской национальной армией.

Авиабазу Эль-Ватыя с 2014 года находилась в руках ЛНА; с середины апреля ПНС удалось установить контроль над побережьем на западе Ливии от Мисураты до границы с Тунисом.

С апреля 2019 года Хафтар совершал попытки наступления на Триполи. Генерала поддерживали Египет, ОАЭ и РФ. Согласно СМИ, Триполи также утверждает, что на стороне сил Хафтара воюют наемники из Судана, Чада, Сирии и «ЧВК Вагнера».

На основе совместных договоренностей с декабря 2019 года военную поддержку ПНС предоставляет Анкара.

Подписанные сторонами в 2019 году соглашения в сфере безопасности и военного дела напрямую затрагивают интересы Афин и Каира, что не просто поставило под угрозу очередную попытку ливийского урегулирования, а и вызвали обеспокоенность ЕС и РФ в декабре,
«Мы будем защищать права Ливии и Турции в Восточном Средиземноморье. Мы более, чем готовы предоставить Ливии какую угодно необходимую ей помощь», сказал тогда Эрдоган в интервью каналу А-хабер. При этом  Эрдоган назвал Халифу Хафтара «незаконным лидером, представителем нелегальной структуры».

В конце ноября 2019 года Госдепартамент США обвинил российских военных и наемников в дестабилизации ситуации в Ливии.

Утрата Хафтаром стратегически значимой военной базы с «Панцирями», на которой держался западный фронт сил Хафтара под Триполи, и происходили  вылеты вертолетов и беспилотников, означает утрату контроля над западом Ливии и возможность блокировать Триполи теперь.

Характерно, что после победы ПНС, президенты РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обговорили по телефону ситуацию в Ливии и Сирии, в ходе которой «отмечена необходимость скорейшего возобновления бессрочного перемирия и межливийского диалога». 

Как бы там ни было, очередные переговоры и «перемирия» едва ли принесут реальное перемирие Ливии, и на Большом Ближнем Востоке до разрешения проблем урегулирования регионального и глобального энергетического сектора на фоне переизбытка нефти и затухания мировой экономики.

СПРАВКА:

1.Подписанные в конце ноября 2019 года Турцией и Ливией пакт о военном сотрудничестве и соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море,  вызвали открытое противодействие со стороны лидеров Кипра, Греции и Израиля, которые в начале января 2020 года подписали соглашение о строительстве наиболее глубокого и контраверсионного израильско-американского газопровода EastMed в восточном Средиземноморье. Однако, под таким соглашением отказалась поставить подпись Италия.

Федеральное агентство по сетям ФРГ (Bundesnetzagentur) 15 мая отказало компании Nord Stream 2 AG - оператору проекта - в освобождении строящегося газопровода от соблюдения норм Третьего энергопакета ЕС, сообщает немецкий ресурс
В этом контексте США вводят в строй наибольшее количество новых терминалов СПГ, которые увеличивают переизбыток газа, подобно нефти и на мировом рынке. Поставки американского СПГ в страны ЕС (Польшу и Украину) возросли в 2019 году.

Конкуренция за источники и пути поставок газа в Европу происходит при резком обострении ситуаций в Черном и Средиземном морях, активизации борьбы за порты, терминалы приемки газа, СПГ в Греции, Италии и Румынии между США, КНР, РФ, Израилем и др.

Напомним, порты на востоке Ливии прекратили отгрузку нефти, что ударило по ее экономике, сократив весь ливийский экспорт нефти, сообщили 18 января представители Ливийской национальной армии. Согласно СМИ, приказ о закрытии портов отдал командующий ЛНА генерал Халифа Хафтар, передает
В июне 2018 года генерал Халиф Хафтар взял нефтяные порты востока Ливии под свой полный контроль, отказавшись от посредничества Триполи в продаже нефти.

2. Участники Международной конференции по Ливии, состоявшейся в Берлине 19 января 2020 стремились гарантировать безопасность работы ливийской Национальной нефтяной корпорации (NOC).

В рабочем документе зафиксирован призыв «воздержаться от любых враждебных действий, направленных против всех нефтяных объектов и инфраструктуры» NOC, а также противостоять «любому незаконному использованию энергетических ресурсов» Ливии.

На саммите в Берлине глава правительства национального согласия Фаиз Сарадж заявил о необходимости незамедлительного возобновления экспорта нефти. Из-за приостановления работы расположенных в 800 км к юго-западу от Триполи месторождений нефтяная промышленность Ливии фактически остановилась.

Однако, в то время как в итоговом документе нет конкретных положений о недопустимости закрытия нефтяных месторождения и закрытии терминалов в портах Ливии, 19 января в Ливии было закрыто крупнейшее нефтяное месторождение Эш-Шарара др. и блокированы терминалы в пяти основных портах Ливии.