Неожиданная встреча с медведями

Жердев-Ярый Валерий
Неожиданная  встреча с медведями.

Мы проходили мимо, и если бы я не повернул голову, то так бы и прошел, ничего не заметив на своем пути. И это было бы немудрено, потому что измотанный до предела наш маленький студенческий отряд возвращался на базу геологической практики, навьюченный тяжелыми рюкзаками с каменными образцами. И если утром мы замечали, как прорезаемые солнечными лучами мшистые каменные громады начинали сверкать свежестью сколов, искрились капельками слюды под солнцем, пробивающимся сквозь вековые деревья, тоже покрытые серо-зеленым мхом, то в конце дня нам уже было не до природных красот. Мы очень сильно устали, но не из-за тяжелого маршрута.
До сегодняшнего дня мы, здоровые, крепкие парни, такие маршруты проходили играючи, несмотря на наличие в нашей небольшой группе девушки. Впрочем, мы считали, что нам с ней крупно повезло, хотя часть ее камней, конечно же, перекладывали в свои рюкзаки. Света, так звали симпатичную блондинку, была хорошим походником. Невысокого роста, спортивно-подтянутая, она никогда не ныла, даже если нас подводила старая потрепанная карта и приходилось делать несколько лишних километров. На обратном пути, ближе к вечеру, наши спины уже изнемогали от тяжести каменного груза и нас тянуло присесть на какой-нибудь пенек на несколько минут и дать отдых измученному телу. Но и это было нам в радость.
 Но сегодня Света Тропкина – вот уж фамилия, весьма подходящая, для геологического бродяжничества, коим мы и занимались в юношеские наши годы на Северо-западном Кавказе в районе плато Лагонаки – подвернула ногу, неудачно наступив на скрытый под водой камень. Это мы сползали с очередного, уже казавшегося бесчисленным, водопада по каменным валунам сбоку от стремительно мчавшейся куда-то вниз воды. И не могла больше идти самостоятельно. А, это значит, мы попали в сложное положение. Очень сложное. Вместо того, чтобы быстро спуститься по ручью, то по его каменистому берегу, а то и шлепая прямо по воде, в долину нам придется поднимать Свету по крутому склону наверх и уже там искать старую тропу вниз, к дороге, а, значит, к людям, без помощи которых нам – мы это уже видели – не обойтись. Но поначалу мы, вернее, я натолкнулись, не на людей, а на настоящих хозяев этих мест.
Мы с Колей Аверчановым понесли, было, Свету на скрещенных руках, но быстро отказались от этой затеи. Невозможно оказалось в отсутствии тропы, по корягам и шатающимся камням протискивать девушку сквозь буреломы. Она постоянно цеплялась за что-то поврежденной ногой и громко стонала от боли. Кое-как мы выползли на более-менее чистый лесной участок, тяжело дыша и отдуваясь. Рубашки были мокрые от пота, хоть выжимай, впереди еще дальняя дорога, и я не знал, что делать дальше. Оставить Свету и Колю в лесу, а самому пойти за помощью? Но сколько это займет времени? А если им придется заночевать, что тогда? «Это не самый плохой вариант», - пошутил Коля. – «А, Света?». Света безучастно промолчала. «Пойдемте все-таки вместе», - сказал я -  «Будем Свету тащить по очереди сколько хватит сил. Куда-нибудь, да выйдем. Чай, не сибирская тайга». Света молча сидела на поваленном дереве и, морщась от боли, терла лодыжку, ожидая нашего решения. Потом попыталась встать, но со страдальческим выражением на лице опять села. И тут нам крупно повезло: я обнаружил, совершенно случайно, по старым следам, тропу, идущую вдоль водораздела двух ручьев и постепенно спускающуюся вниз. Мы быстро сверились по карте, и увидели, что если эта та тропа, на которой мы находимся, то через пять километров она должна упереться в лесную дорогу, по которой доставляются грузы для чабанов, пасущих овец на пастбище Абаго. И если нам повезет, и дальше, то обратная попутка нас довезет до базы.
И откуда только у нас взялись силы? Коля передал мне свой большой рюкзак и небольшой рюкзачок Тропкиной, подхватил Свету на руки и быстро пошел по счастливо найденной тропинке. Появилась цель. А Аверчанову больше ничего и не надо. Он такой, Аверчанов. Будет идти и тащить Свету, сколько надо, пока не подогнуться ноги. Наверно, юная студентка геофака почувствовала еще тогда в Коле его неудержимость, и поэтому я не удивился, когда через много лет узнал, что они соединили свои геологические судьбы в одну. А в годы перестройки, когда геологи стали никому не нужны, Колины навыки по тасканию камней плавно трансформировались в перетаскивание полосатых сумок ширпотреба с турецких базаров. Света торговала пестрым барахлом на Центральном рынке, а он таскал и таскал сумки, люто ненавидя людей в таможенной форме.
Но это потом. А сейчас я слегка завидовал Аверчанову, на плече которого покачивалась аккуратная головка Светы, а рука ее при этом обнимала его за сильную шею. И так мы шли и шли, не обращая внимания на разворачивающиеся вокруг летние краски трав и дерев, пока не подошли к большой поляне, подступающей к тропе негустым подлеском.
Коля, тяжело дыша, потащил Свету дальше, а я остановился, потому что меня стал преследовать слепень. Он кружил и кружил вокруг, ища незащищенное место, и я ждал, когда он все-таки на меня сядет, чтобы прихлопнуть надоедливое насекомое. И вдруг сквозь ветки я увидел круглую мохнатую морду, которая, не обращая на меня никакого внимания, пожирала дикую малину, примыкавшую к опушке леса. Чуть в стороне я увидел еще несколько светло-коричневых мохнатых туш, также увлеченно возившихся в малиннике. Да сколько их там? Я ахнул про себя, почему-то в единственном числе: «Медведь» и замер. Аверчанова со Светой уже не было видно, только дрожащие веточки говорили о том, что здесь недавно прошли люди. Я остался один, на тропе, в опасном соседстве с животными, о коварстве которых я только перед самым отъездом на Кавказ разговаривал со смотрителем передвижного зоопарка, раскинувшим свои шатры и вольеры в Западном микрорайоне, около университета. «Не смотрите, что они такие с виду добродушные. Суньте к ним руку в клетку и мгновенно останетесь без оной», - так витиевато закруглил свою речь невзрачный с виду мужчина. Да я и сам недавно читал, что от медведя не убежишь. При всей его внешней неповоротливости он бегает как хорошая лошадь. Поэтому я встал как вкопанный.
«Что делать? А если среди них медведица с медвежатами?» - думал я, а сам, не отрываясь, смотрел, как завороженный, на медвежью трапезу.
Это, действительно, если бы дело происходило в вольере, было потешное зрелище. Потому что к ближнему ко мне медведю присоединился еще один и им так понравилась одна и та же ягода, что они стали к ней тянуться мордами, отталкивая лапами друг друга. Не успеет один из них вот-вот дотянуться до малины, как другой толкнет его в бок, тот и отлетает в сторону, смешно падая на спину четырьмя лапами вверх. Но моментально вскакивает и бросается с коротким рявканьем на своего соперника. И через некоторое время оказывается, что им вовсе и не нужна малина, которую они совсем утоптали своими толстыми ногами и умяли круглыми спинами. Ну, конечно же, это были шаловливые медвежата. Просто малинник скрывал размеры, и я поначалу не мог определить, кто передо мной. Но где же медведица? И тут меня укусил слепень. Боль была настолько острая, что я не смог удержаться и хлопнул по телу ладонью со всей силы. Хлопок был такой звонкий, что медвежата перестали бороться друг с другом и насторожились, смешно топорща свои мохнатые ушки. Душа у меня, как говорится, ушла в пятки. И я не знаю, что произошло бы дальше, если бы не обращенный ко мне крик Коли, который становился все ближе и ближе. На медвежьих мордашках, минуту назад только любопытно-внимательных, я увидел страх. Они осторожно попятились, потом развернулись и опрометью бросились наутек. Только на большом расстоянии я увидел как к ним присоединилась могучая медведица. Через некоторое время они скрылись в лесу на другой стороне поляны.
Когда Аверчанов подошел ко мне, то увидел только как я рву ту самую ягоду, из-за которой у медвежат разгорелся шуточный сыр-бор.
- Мы тебя ждем, а ты малиной балуешься.
- Коля! Медведи!
- Где? – весь напружинился, Аверчанов.
- Только что были и ушли.
- Свете только не говори, а то она с ума сойдет от страха.
- За кого ты меня принимаешь?
Мы вышли к лесной дороге вовремя. Бортовая машина остановилась перед нашими вскинутыми руками. Аверчанов, так и не доверив мне свою драгоценную ношу, осторожно посадил Свету в кабину. Экспедиторы угостили нас овечьим сыром, который они каждую неделю забирали у пастухов, и с ветерком домчали почти до базы. Коля понес Свету к врачу, а я полез в палатку заново переживать первую мою встречу с дикими медведями и не заметил, как уснул. Вторая моя встреча с диким зверем состоялась на острове Кунашир, спустя двадцать лет, и тоже закончилась для меня вполне благополучно. Третья вряд ли случится. Не хватит времени. Ну, если не иметь в виду наш городской зоопарк.


                Валерий Жердев-Ярый