Три интегральных стихотворения Сергея Бирюкова

Александр Бубнов
Само название сборника, из которого извлечены первые два текста Сергея Бирюкова - "Муза зауми" - те самые два слова (сплетённые буквологикой и звучарностью), которые символизируют условные полюса "традиции" и "авангарда" - даю в кавычках, потому что сам автор (доктор культурологии) в своих трудах давно уже показал многие тонкости переплетения и перетекания одного в другое, то есть многие грани интеграции, если продолжить звучарующий дух музы зауми… Словосочетания, сочетания слов, букв, стихов… И здесь все три и-стихотворения это три грани, условные плоскости-зеркала, продолжения которых видятся в топосе топологий в режиме "плюс-минус безконечность", лишь обозначая те или иные перспективы возможных векторов развитий и вариаций - в над- и под-пространстве…

* * *

"Дятел в арбузинку" -
по определению Елизаветы

опухшие ноги старой берёзы

склеротический облик сосны

красная ягодка на листке
осины - кровавая слеза
режущая тоска прошлого
ого-го-го!

ОКЛИКАНИЕ ВСЮДУ

(1991)

Финал первого стихотворения - чуткого, зыбкорифмованного, детализированного и межпоколенческого - рифмуется с финалом фильма Андрея Тарковского "Зеркало": поле, затем сосновый лес и жаждущий мальчишеский крик в грядущее… Укрупнённое графически в завершающей строке во вселенское "Окликание" - "ОГО-го-го" - вышло из зеркально-палиндромической эхо-рифмы "прошлОГО", его "тоски режущей" - по стеклу, по зеркалу… (ср. с фильмом "Ностальгия" того же "поэта кинематографа"). Там же, в фильме "Зеркало", и "опухшие ноги старой берёзы", и "склеротический облик сосны", и их корни в путанице дней - уже из следующего стихотворения…

* * *

в корнях квадратных
путаница дня
извлечения чистой ночи
влечения стой очи
ич он от сич я ине челв зи

(1991)

В пятистишии "в корнях квадратных…" (чуть не написал - в Пятикнижии) максимально проявлен интегрированный спектр техник - будто в призме… Более хородный… Константный и констатирующий… Соседство с предыдущим стихотворением создаёт дополнительный тёплый флёр интеграции - межстихотворенческих - смыслов слова "корень", чуть усиливая чуткие "древесные" кольца времени в строгом математическом контексте извлечения квадратных корней (с помощью слов и их корней)… Некоему силлаботоническому снобу, едва услыхавшему рифму на грани пошлости "ночи / очи", будет невдомёк, что вслед за двумя стихами старой доброй просодии уже проследовали два других стиха, поданные с лёгкой постмодерновой улыбкой и чётким реверансом логогрифа. Но едва и они прошли, звукобуквы в этой "путанице дня" уже продираются назад, к "корням", да и сквозь них, дробясь в зауми, лепеча, задыхаясь, но оглядываясь аж через строку, через "книгу", через поколение, в свою далёкую - если иметь в виду Пятистишие интегрально как всё - ретроскрипцию… Как оглядывается в своё будущее в финале фильма героиня "Зеркала" - мать, дочь, жена, женщина…

* * *

Ты - Некто - состоящий из любви слов
Ты - уловитель-ловитель-воитель снов
Ты - Некто - из ферментов любви
Ты - состоящий настоящий - ты
Любовного сна
Находишься ли ты в промежутке
Необы-чайной
Страны ЛЮ
.........ОБВИтыЙ
Тайного света ниоткуда
Из высоты
Как система доказательств
О растворении химических веществ
О гляди и гряди и входи
В эту узкую дверь зачатия
В этот час и час и о-твори

(2001)

В завершающем подборку стихотворении – манифест, поначалу плакатно, а затем… любовно обращённый – к читателю ли, к адресату лирического героя – не столь важно… Снова от плюса к полюсу – с плюсами и без минусов… Интегральные – противоположные в своём единстве – «версусы» и «реверсы» рифм, а именно: соседствующие в начале снов / слов vs далековатые ты / высоты;, мерцающие пунктирчики фонариков рифм-ассонансов – Любви / входи / о-твори, начальное наращивание 4-5-кратного ты vs игра того же местоимения в прятки за частоколом больших звукобукв в новом неожиданом контексте – в слове «ОБВИтыЙ», извлечённая из «ребра» буквы Ю буква О, а сам частокол – речевой – из ЛЮОБВИ, из велимировых интонаций бобэоби-губ… Как из – оставленных в других формах – женских и мужских рифм – vs – здесь – из округлых женских и строгих мужских букв… Их сплетений… По-хлебниковски ли, пастернаковски, по-тютчевски ли, по-Библейски ли, но… всё из всего – интегрально – из вибраций звучар… в «узкой двери зачатия» форм… из ферментов и… – vs – чёткой системы… доказательств… тайного света…

Александр В. Бубнов.
19.05.2020