Как я снимался в кино

Владимир Гайсинский
Как я снимался в кино

Вообще-то я человек далёкий от кинематографа, но однажды мне пришлось поучаствовать в съёмках фильма. Работал я тогда в проектном институте, проектировал промышленные предприятия, а институт наш находился недалеко от киностудии "Таджикфильм". Сейчас я знаю, почему фильм снимался на нашей республиканской киностудии, а тогда…

Режиссёром фильма был В. Ахадов, сценаристом М. Ибрагимбеков, а музыку написал известный в то время молодой композитор Фируз Бахор, да и ансамбль актёров был очень известный: А. Кайдановский, М. Терехова, Н. Гринько; назывался фильм "Кто поедет в Трускавец". Один из эпизодов снимался прямо на киностудии. Однажды утром появился в нашем институте представитель киностудии с предложением сняться в кино нескольким сотрудникам интеллигентного вида в будущем фильме. Директор института, "местный кадр", сразу выставил пару "своих", смачно самобытных таджиков, но киношник отказался, сказав, что местные не подойдут, так как снимается эпизод в научно-исследовательском институте, занимающемся какими-то физико-математическими изысканиями, а у предложенных товарищей внешность, да и лица, далеки от тех, кто освоил основы высшей математики. Обратились к нам, в отдел экономико-математических обоснований, и уже здесь киношник выбрал двух самых красивых женщин в нашем институте и двух интеллигентов, одним из которых оказался я. По дороге на киностудию киношник рассказал, что в фильме снимаются звёзды, что мы - серьёзные научные работники, и головы наши заняты серьёзными сугубо научными исследованиями и отстранены от жизненной суетности, потому никаких улыбочек и поменьше взглядов в сторону камеры.

Потом нас одели в синие халаты и придали вид учёных, намазав лица какой-то гадостью, на меня одели ещё и очки, которые съезжали с потного носа и которые я постоянно поправлял. Эпизод снимали у главного здания киностудии, сооружения из стекла и бетона, перед фасадом которого бил фонтан. Главный герой, Кайдановский, появлялся в проходной, шёл мимо наших красавиц, здороваясь с ними, а я должен был закурить и следовать за ним. Дорогу нам перекрывал электрокар, тащивший какой-то прибор научных сугубо серьёзных надобностей. Кайдановский уходил вперёд, а я, пропуская электрокар двигался за ним, потом он подходил к ЭВМ, вытаскивал перфоленту и удалялся на своё рабочее место, а я, бросив окурок, уходил в другую сторону. В общем, этакая деловая обстановка НИИ. Расставили нас по местам и таинство киносъёмки началось.

Смотрю, идёт главный герой, я, соответственно и ответственно закуриваю - и за ним. Сделали всё, как предусмотрено в сценарии, а режиссёр орёт: "Ты чего здесь, иди на исходную!" Пошёл, куда послали. Так продолжалось раз пять, а я всё закуриваю и снова на исходную. Ещё надо отметить, что курил я, по молодости и в связи с отсутствием хороших сигарет, наш местный "Памир", сигареты, по крепости не уступающие ядрёному деревенскому самосаду. И начало меня слегка подташнивать, а в глазах двоиться. Стою я, значит, на своей исходной. И выясняется, что съёмки всё это время не было, а были просто пристрелки оператора, как герой смотрится в объективе и входит ли в кадр окружающий пейзаж, сочетается ли главный персонаж с лицами других актёров, и нет ли каких накладок. Вот снова с исходной позиции появляется Кайдановский, я снова закуриваю и уже готов топать за ним, но тут происходит что-то странное. Одна из наших красавиц подпрыгивает на месте и смотрит на героя так, будто увидела перед собой разинутую пасть крокодила, а вторая хватается за живот и скрючивается в приступе гомерического смеха. Выясняется, что все пять раз Кайдановский ходил молча и женщины к этому как-то привыкли, а в этот раз он громко произнёс: "Здравствуйте девочки", красавица не выдержала, с испугу давай креститься.

Снова режиссёр орёт "Стоп!", и всё начинается сначала. Снова Кайдановский проходит рядом со мной, я старческо-шаркающей походкой следую за ним и чуть не попадаю под электрокар, но и это не всё. У меня двоится в глазах, и вместо одного фонтана я вижу два. Не зная, как их обойти, решаю пройти между ними - и чуть не падаю в фонтан. Последнее, что слышу - крик режиссера: "Стоп, стоп, стоп! Уберите на хрен эту Анну Каренину, такие кадры испоганил!".
 
На следующий день, едва явившись в отдел, сразу же становлюсь звездой. Все уже с разными интерпретациями рассказывают о моих съёмках и последнем наставлении режиссёра. 

Недавно посмотрел фильм "Кто поедет в Трускавец", увидел наших женщин-красавиц, а вот себя так и не заметил, наверное, вырезали, да и то сказать, солидный НИИ, - и я со своей зелёной рожей, прилипшим к губам окурком, на полусогнутых ногах, пытающийся влезть в фонтан. Фильм остался незамеченным, хоть и снимались в нём звёзды, короче, на "Оскара" не потянул. А вот то, что я в институте надолго остался звездой экрана - это да, ещё долго вспоминали мои съёмки в различных историях, причём каждый из рассказчиков рассказывал по-своему, вызывая бурный восторг слушателей.

В. Гайсинский
Хайфа. 1.05.2013