Вечно в поиске. Г. Ф. Григоренко

Виталий Бердышев
      
       На фото Григоренко Геннадий Федорович, начальник Главного госпиталя Тихоокеанского Флота СССР, Заслуженный врач СССР, полковник медицинской службы, участник Великой Отечественной войны.
       Фото сделано 9 мая 1984 года сразу после парада. Геннадий Федорович со своими внучками, дочерьми Андрея Геннадьевича – Мариной и Наташей. Фото из интернета.


       Геннадий Федорович Григоренко! Полковник медицинской службы, начальник Главного госпиталя Тихоокеанского Флота СССР. Прекрасный руководитель и хозяйственник. Человек, смотрящий только вперед. В госпитале развернул широкое строительство – строил новые корпуса, лечебный бассейн, сауну, барокамеру. Внедрял в отделениях все новое, совершенное. Поощрял творчество своих починенных. Собирал вокруг себя энтузиастов медицинской науки и практики, всемерно помогал им преодолевать рутину косности и бездушия. Целеустремленный, твердый и решительный, всегда уверенный в торжестве справедливости, он постоянно был в борьбе – за все светлое, что видел впереди.

       Еще со времен работы хирургом и начальником госпиталя в Тимофеевке он внедрял в практику такие нетрадиционные методы лечения и профилактики, как лечебное голодание, лекарственные препараты из пантов оленей, растительные адаптогены. Во многом благодаря его настойчивости и энергии ТОФ стал использовать экстракт элеутерококка – с профилактической (как адаптоген) и лечебной целью. В отделениях Главного госпиталя – терапевтическом, урологическом, неврологическом – вырабатывались оптимальные курсы их применения. Работа велась при постоянном взаимодействии с ДВО АН СССР, в частности с профессором И.И. Брехманом, первооткрывателем местных растительных адаптогенов.

       Григоренко всесторонне развивал науку. При нем в госпитале было защищено 9 диссертаций. По инициативе Геннадия Федоровича было создано краевое общество иглотерапевтов, носящее имя Григоренко. Он знал все центры, где внедрялось и апробировалось новое, знал всех специалистов, участвовавших в разработке новых программ. Интересовался не только медициной, но и смежными с ней проблемами. В частности, когда я чуть-чуть восстановился после демобилизации, предлагал мне заняться медицинским обеспечением глубоководных спусков – участвовать в проектировании и строительстве отечественных батискафов. С этой творческой бригадой у него был тоже полный контакт.

       Под покровительством Геннадия Федоровича (а возможно, и по его инициативе) на базе госпиталя разрабатывалась методология автоматизированной экспресс-диагностики состояния здоровья. Была сформирована врачебно-инженерная группа энтузиастов, которые денно и нощно корпели над невиданной доселе аппаратурой. Эта группа достигла серьезных результатов, продолжая работать и после того, как ее руководителя вместе с уже созданной техникой перевели во вновь открывшийся в Купавне военно-морской госпиталь.

       Твердый и решительный во всем, что касалось развития медицинской науки и практики, Геннадий Федорович с большим сочувствием и заботой относился к подчиненным и ко всем окружающим его людям. К Григоренко всегда можно было прийти за советом. Он никогда не отказывал в помощи, в том числе и не по линии медицины. Будучи много лет подряд бессменным депутатом Горсовета, Геннадий Федорович способствовал решению многих сложных вопросов организации медицинского обеспечения в масштабах города и Приморского края.

       О Григоренко Г.Ф. сказано много добрых и теплых слов в интернете. О нем написаны статьи воспоминаний, чуть ли не целые книги. О нем были самого высокого мнения как о враче и организаторе не только в медицинских и иных учреждениях города (Владивостокский государственный медицинский институт, Владивостокский университет, ДВО АН СССР, городская санэпидстанция, Городской отдел здравоохранения и др.), но и в партийных и государственных городских структурах. И, конечно же, его уважали и ценили в медицинской службе Флота, а также командный состав КТОФ.

       Мое взаимодействие с Геннадием Федоровичем на научном фронте началось в 1975 году, когда я в очередной раз попал в госпиталь с моим дискозом и когда решил испробовать в лечении метод полного лечебного голодания по Николаеву. Геннадий Федорович не только не запретил мне его проведение, но, наоборот, всячески способствовал «эксперименту». Во-первых, организовал мне консультации в городской Больнице физических методов лечения, где уже использовался этот метод. Во-вторых, подключил к динамическим обследованиям «подопытного» биохимическую лабораторию и лабораторию функциональной диагностики. Чтобы дать мне возможность проводить над собой другие физиологические, биохимические и иммунологические исследования, он распорядился положить меня в отдельную палату на все время проведения эксперимента. Зная о сложностях и тонкостях восстановительного периода, Геннадий Федорович лично контролировал правильность его проведения. И постоянно интересовался моим состоянием и результатами анализов. В период этих полутора месяцев он хорошо узнал меня и в последующем всякий раз помогал мне при всех моих начинаниях.

       Он охотно взял меня к себе, в госпиталь, на временную работу, вскоре после моей демобилизации, когда я еще по-настоящему не загорелся идеей масштабных всеобщих диспансеризаций и донозологической диагностики. Он хотел, чтобы в госпитале я апробировал некоторые методики массовых скрининговых обследований и получил предварительную информацию о состоянии здоровья его коллектива. Это удалось сделать без проблем, и даже с определенным интересом. Особенно со стороны женской части коллектива.

       Работая в госпитале, я стал обрабатывать собранные за время службы материалы по адаптации и климатофизиологии человека в тропиках. Хотелось выдать их в виде полноценной монографии. Геннадий Федорович полностью одобрил эту идею и обещал постараться издать ее через Дальневосточное пароходство, с которым у него были тесные связи. В конце концов монография была издана. Но в сокращенном варианте – в виде методического пособия для моряков гражданского флота. Геннадий Федорович включился в эту работу, предоставив материал по рефлексотерапии. (Бердышев В.В., Григоренко Г.Ф. Особенности труда моряков и вопросы адаптации при плавании в низких широтах. Методическое пособие. Владивосток, 1982, 149 с.)

       Именно в этот период работы у Григоренко Г.Ф. (1981 год) у меня возникла идея применить нашу флотскую методологию оценки здоровья и массовой профилактики в гражданских условиях, на больших организованных коллективах. В это время не было намека на то, что через 6 лет в стране начнет реализовываться Всесоюзная программа «Здоровье». В начале же 80-х еще только начинали разрабатывать ее методологические основы. Но идея уже витала в воздухе. Сложности были с ее практической реализацией. У меня же, как физиолога, была задумка организовать работу с помощью группы физиологии труда, создаваемой в системе гражданского здравоохранения.

       Геннадий Федорович с интересом воспринял эту идею. И сразу же приступил к ее реализации. Познакомил меня с руководителями Горздравотдела, городской санэпидстанции, с представителями горкома и крайкома КПСС, с которыми начали обсуждать эту проблему. И уже примерно через неделю я был принят в штат Владивостокской городской СЭС с задачами формирования нештатной группы физиологии труда и развертывания всей этой работы.
       Активнейшая работа продолжалась в течение 7 лет и завершилась достижением значительных положительных результатов в виде снижения заболеваемости и трудопотерь в коллективах и получением серьезного экономического эффекта. Геннадий Федорович держал ее под постоянным контролем. И, когда было нужно, помогал мне в преодолении трудностей.

       Трагическая гибель Геннадия Федоровича в декабре 1988 года в автомобильной катастрофе была страшной и невосполнимой утратой и для меня, и для профессора Брехмана, и для всех, кто был близок с этим удивительным человеком, – для всей медицинской службы КТОФ и гражданского здравоохранения г. Владивостока. Он оставил о себе добрую память в наших сердцах и очень многое успел сделать для развития и совершенствования отечественного здравоохранения.

       За заслуги перед родиной награжден орденами Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", многими медалями. Удостоен звания Заслуженного врача РСФСР (1980 г.), а также звания Почетного гражданина города Владивостока (1997 г.), его именем названа Клиника лазерной хирургии г. Владивостока.