Что это за неведомый зверь такой Синопсис?

Лариса Евсикова
Вот наши начинающие авторы сетуют на то, что издательства, куда они отправляют свои рукописи, требуют синопсис.

Синопсис – в литературе краткое изложение сюжета художественного произведения, которое без подробностей раскрывает его суть.
В отличие от аннотации, которая призвана вызвать эмоции у потенциального читателя, синопсис представляет собой сухой пересказ ключевых событий произведения. Синопсис также исключает глубокий анализ книги.
А также обязательно должно быть прописано:
– жанр,
– идея произведения (главная мысль),
– тема,
– на какую аудиторию рассчитано,
– иногда требуется и обозначить объём (количество знаков с пробелами).

Спрашивается, а зачем всё это нужно? Мол, прочтёт редактор и сам поймёт. Я тоже так раньше думала, пока не оказалась в роли редактора. И вот я вам хочу рассказать, какая это «интересная» и «лёгкая» работа.

Вот представьте: человек присылает тебе свою рукопись. Небольшая такая работка:) Его произведеньице по объёму чем-то напоминает роман из 3-х томов «Война и мир».  Там не то, что редактировать, а просто читать замучаешься. На это уходит куча времени и сил. После десятой главы мозги уже начинают закипать. А таких глав не менее 50-75. Вот из этого потока информации надо вычленить и главную мысль, т. е. идею произведения, и тему, и читательскую аудиторию (на кого рассчитано), а потом этот трактат надо ещё изложить в краткой форме.

Спрашиваешь автора: «А в чём идея произведения? Что вы хотите сказать читателю? Для чего вы это написали?» А он отвечает: «Как для чего? Ну-у… захотелось написать, вот и написал». Человек даже сам не знает, для чего он это пишет, но при этом мечтает, чтобы его читал весь мир.

Так вот читаешь и ничего не можешь понять: в одной главе смысл один, а в другой главе — совсем другой. Сюжетная линия нарушена, логичного перехода нет: каждая глава написана как отдельное большое произведение.

На 15-ой главе у тебя не просто мозги кипят, а они уже плавятся. И ты не можешь понять: откуда взялась какая-то Вероника, когда речь шла о Татьяне, и кто такой Руслан, если Татьяна была влюблена в Николая? А самое главное, непонятно: кто главный герой, а кто – второстепенный. Ооооой, мама-мия!
Ну это хорошо, если тебе в руки попал любовный роман из серии «сентиментальные женские истории». А если это исторический роман, где прописана история целого народа?

Какой редактор это будет читать? Где найти столько времени и сил? Естественно, ты начинаешь требовать у автора синопсис, т. е. краткое содержание романа и объяснение: в чём идея произведения. И вот тут начинается самое интересное! Ни то, ни другое он тебе предоставить не может. О как! Человек пишет и сам не знает, о чём написал и для чего.
Если нет идеи произведения и чёткого плана, то автор плавает в сюжете, как корабль без руля. Его бросает из стороны в сторону. (Идея – это руль, а план – маршрут на карте). Ну как можно отправляться в далёкое путешествие под названием: «роман», «повесть», «сага» без руля и карты?
Возьмёт редактор какого-нибудь издательства такую рукопись к рассмотрению? Никогда!

Поэтому мой вам совет, друзья: прежде чем стучаться в издательства, надо сначала разобраться с синопсисом. Посмотрите в интернете, как его правильно писать. Изучите этот вопрос от начала до конца. Синопсис очень здорово дисциплинирует мысль. Он заставляет автора разложить свою работу по полочкам. Вот когда ты сам разберёшься во всём, вот только тогда ты сможешь дать чёткие и вразумительные ответы редактору.

Помните: написать произведение намного проще, чем объяснить его идею и изложить сюжет в краткой форме. А грамотно написанный синопсис или аннотация – это залог успеха.