Молот ведьм

Елена Загальская
Что такое молот? Викисловарь говорит, что это «орудие в виде тяжелой болванки на длинной рукоятке, используемое для нанесения ударов при ковке металлов, разбивании камней и т. п.»
Ну, в нашей стране, где советская атрибутика была повсеместно растиражирована, даже ребенок знал, что такое «серп и молот», причем до юношеского возраста я не знала, что эти предметы существуют и раздельно.
По детски я понимала, что ближайший родственник молота – молоток, нормальная железяка на деревянной ручке, часто используемый отцом инструмент. Но самая близкая дружба у меня была с молоточком – хромированной изящной вещицей, которой отец что-то расправляя, музыкально выстукивая «Радетский марш».

1.
В 13 лет мы с подругой занялись легкой атлетикой. Я мечтала бегать с барьерами,- так красиво выглядело, когда спортсмен, нисколько не подпрыгивая, распластывался и  буквально перелетал над барьером, а неустойчивая полосатая рамка оставалась стоять, не шелохнувшись. Не дали мне «полетать» в балете, так хоть над барьерами…

Но барьеры мы «понюхали» не скоро. Для начала мы наматывали круги по стадиону. Мелькающая перед глазами тартановая дорожка или пятки товарищей к двадцатой минуте становились утомительны, и мозг искал впечатлений «на стороне». Стадион был щедр на зрелища: параллельно с нами занимались прыгуны в длину и тяжелоатлеты – метатели диска, толкатели ядра (представляете девушку с ядром? а бывает…). В этом месте для метателей (круг диаметром 2 м 135 см, почему это?) вдруг появился метатель со странным предметом. Парень был хорошо сложен, его литые мускулы маечка не скрывала, а лишь подчеркивала. С огромной скоростью он вертел какую-то болванку за веревочку, вдруг выпускал в направлении центра поля, и она летела с тихим свистом. Праща, не праща? Никогда такого не видела!

Круги были намотаны, беговые ускорения выполнены, забеги на короткие и средние дистанции – тоже, лениво и устало побежали мы «заключаться». Парень тоже, видно, нашвырялся… Бегу и думаю, что вот, он уйдет, и я никогда не узнаю, что за штука летала с таким интимным свистом… Свернула прямо с виража и прямиком к нему.
- Что это у Вас за снаряд такой? - спрашиваю.
- Молот, - говорит.
- Какой же это молот без рукоятки? (И серп где?-добавила я про себя).
- Такая спортивная модернизация.
- Тяжелый? Можно потрогать?
- Да он с тебя, наверное, весом будет…
- Тяжеловат… А как с ним управляться?
- Ну вот так берешь и раскручиваешься с ним вместе. А потом отпускаешь точно напротив ворот, и он летит воон до той черты или дальше, как выйдет, - и он дал мне в руки петлю - подержать.
 
Сперва вокруг молота стала поворачиваться я, далеко не сразу удалось привести в движение и молот. Сначала он просто волочился по земле, то, набрав скорости, стал сам раскручивать меня. И было нам с молотом легко и весело. А скорость вращения нарастала…
Тогда парень каждые две секунды стал мне кричать: «Отпускай!» «Отпускай!»
Но как? Молот как будто держит… Продолжать вращение стало затруднительно – ноги не успевали переступать и готовы были сплестись в косичку. Я нашла, что отпустить в этой круговерти – ноги. И мы полетели… С молотом над стадионом… Видно, погода была летная… Метров 10 мы пролетели и смачно плюхнулись на живот, причем молот впереди и как следует дернул обе мои руки из плечей…

Потом, как водится, вопли двух тренеров – его и моего, неделю мои руки висели как плети, а потом все наладилось. И когда в школе читали восторженный монолог: «Почему? Ну почему люди не летают как птицы?», я про себя парировала: «Кто как, некоторые очень даже летают, правда за молотом…»

2.
Но не все, оказывается, летают за молотом, за некоторыми молот прилетает сам… Слышали про «Молот ведьм» - трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм? Основными задачами «Молота» было систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства, дискредитация тех, кто сомневался в его существовании, доказательство того, что женщины колдуют чаще мужчин, а также обучение способам обнаружения ведьм и процедурам доказательства их виновности, - вот это анонс!

«Молот ведьм» был написан в 1486-1487 гг. католическим приором, доминиканским инквизитором Генрихом Крамером из Германии. 

Поводом к созданию трактата послужило фиаско Крамера в судебном процессе 1485-го года в Инсбруке. Рассмотрев подготовленные Крамером материалы процесса, а также выслушав подозреваемых, епископ Инсбрукский отменил приговоры инквизиции, освободил обвиняемых женщин и предложил Крамеру покинуть город. Обиженный приор написал тогда этот жуткий трактат и зашел с ним с другой стороны к властителям дум. Слава богу, "Молот..." молотил недолго, в 1490-м году Генрих Крамер сам был осуждён судом инквизиции за неоправданные средства дознания, неправильные инквизиционные процедуры и повышенный интерес к сексуальным аспектам колдовства. Осужденный, безусловно, был кандидатом в пациенты  Фрейда, жаль, что доктор к тому времени еще не родился.


3.
Ведьминский флер кружился над всей нашей мирной семейной поездкой в Бургенланд и Штирию на озеро Нойзидлер-Зее (нем. Neusiedler See). Мы пару ночей провели в живописном отеле на полуострове в этом птичьем озере. Днем плавали на лодке в зарослях рогоза, а потом гуляли в городе аистов Русте. Был конец апреля -  как раз время гнездования водных и околоводных птиц: утки, всех сортов и мастей, высиживали своих утят, а аисты величаво восседали в уже готовых гнездах на трубах и столбах городка Руста.
Очень хотелось внучат, дай, думаю, подколдую, пусть один из них принесет младенчика в дом моей дочери. Есть один такой языческий приговор, кто русский, может, и знает... Удалилась от мужа прямо в центр газона, к вящему ужасу законопослушного австрийца, смотрю на гнездо аистов на трубе церкви и говорю, говорю – много сказать нужно… Вдруг, чувствую, голову рядом с моей. Вот, думаю, как некстати муж надумал за мной по газону пробежаться… А это не он, это аист! Вот такой большой, абсолютно вытянув шею, он оказался ростом со взрослую даму! И смотрит внимательно мне в глаза своим красным глазом и голову наклоняет, как будто прислушивается к моему бормотанию. Я, конечно, опешила, но виду не подала, а закончила свой заговор. Аист головой кивнул и пошел на меня, я, конечно, отступила на пару шагов, а он на том месте поймал лягушку и слопал. Фи, какая проза жизни…

Потом мы направлялись в Грац, но заночевать планировали на полпути в «Mein gut Schatz» - таверна, где отлично накормят, напоят местным вином и дадут переночевать. По пути была шоколадная фабричка Zotto, но мы туда не попали, и освободилось немного времени. Муж предложил: «А давай посетим Ригерсбург?» Я была согласна посетить любой замок, но почему сегодня? «Ну как раз нынче Вальпургиева ночь (31 апреля, информация для сестер), думаю, тебе будет интересно увидеть самое крупное место действия «Молота ведьм».
 
Когда я увидела вблизи этот замок на скале, волоски на моем "загривке" встали дыбом. И на протяжении всей экскурсии меня преследовал «морок». После покупки билетов (недешовых, кстати), наверх нас подбросил довольно современный лифт, а мне все казалось, что мы опускаемся в яму. Само здание, хоть и на высоте, окружено рвом, ранее с водой. А сейчас в этом заросшем рву мирно паслись свинки, точнее свиньи, а еще точнее – огромные черные боровы, каждый из которых словно был готов, чтобы его оседлала служанка Маргариты Наташа и понеслась по своим делам…
Через подъемный мост, механизм которого был необычным даже для 21 века, не то что для 15-го, мы попали в ворота… Ригерсбург - не просто замок, это целый маленький город, знаменитый своими жуткими застенками, много лет до «Молота» и после там была тюрьма, из которой убежать невозможно.

Экскурсия была построена как тур по станциям, на каждой рассказывалось по конкретной теме про ведьм: на одной выдержка из Трактата «Как распознать ведьму»:

*Ведьма не тонет. Если же жертве удавалось тем или иным способом сохранить жизнь и не утонуть, то ее виновность считалась доказанной.
*Ведьмой становятся посредством сожительства с чёртом, змием.
*Ведьма может зайти в церковь и при желании стать невидимой. Чтобы ее увидеть, нужно в Чистый четверг надеть одежду наизнанку, пойти в церковь, но ничего там не трогать, тогда можно увидеть обнаженную ведьму возле священника.
*Ведьма чаще красива и притягательна для лиц противоположного пола. Чаще всего у нее рыжие волосы. На теле ведьмы могут быть необычные отметины и родинки.
*Ведьму можно распознать по весу.
Считалось, что метла, на которой летает ведьма, не выдержит больше 50 кг. Были даже созданы «весы для ведьм», на которых взвешивали подозреваемых (весы, пожалуйста, экспонируются).

Этот зал мне понравился куда больше того, где были выставлены орудия пыток, которыми мучили бедных женщин до того, пока они не сознаются в связи с дьяволом, а уж тогда во исполнение долга, их сжигали на костре (гравюры с таким сюжетом демонстрируются). Кошмар, конечно, всех красивых женщин в Европе выбили, выжгли, представляете, какое осталось слабенькое генетическое наследие? Поэтому для удержания расы им и нужны славянки, но это совсем другая тема.

Да, но внешних признаков было недостаточно, чтобы осудить ведьму. В «Молоте ведьм» сообщалось, что, как обоснование ведьмовства необходимо наличие  трёх элементов: это злой умысел ведьмы, непосредственная помощь дьявола и попустительство Божье. Ну, два последних факта были недоказуемы, а вот с первым стоило «поработать»…

На одной станции рассказывалось о деяниях ведьм. Прошел, скажем град, девять полей не тронул, а на одном все посевы выбил. Это значит семья пахаря будет в этом году голодать, из семи детишек выживут только трое и прочие напасти. Несчастный мужик начинает вспоминать, кому ж он насолил? И припоминает, что на базаре засмотрелся на красивую молодуху, что продавала яблоки, попросил ее выбрать пяток для детишек, а сам ее за задницу хвать… Молодуха как развернется, как хватит его яблоком по скуле и еще послала – иди ты к черту! Она, точно она! Ведьма! И процесс запущен…

Во внутреннем дворике разыгрывалась нехитрая пьеска, артисты в средневековых костюмах и, понятно, в естественных декорациях средневекового замка. Актеры играли до того натурально, что после крепкого удара у мужичка пополз по лицу синяк, и он, уже не притворяясь, схватил рыжеволосую артистку и поволок к двери…

Досмотреть пьесу не удалось, надо было спешить на выход, темнело, а нам еще искать путь в таверну «Мое хорошее сокровище».  На выходе из замка сворачивалась небольшая ярмарка, где можно было откушать ведьминых лепешек (с привкусом лакрицы) и попить чаю на колдовских травах (при желании с алкоголем). Народ там толпился все больше молодой, часто семьи с маленькими детишками. Седая голова была только у меня. Над всей этой веселой толпой на ходулях шествовали три ведьмы – молодые лохматые девицы, явно чуть тяжелее разрешенных 50-и килограммов. Две подошли прямо к нам с мужем. Быстро перекинулись парой фраз над нашими головами,понятно, на немецком языке.Одна мило заговорила с моим мужем и явно уводила его куда-то, мол, пойдем, красивый, этот разговор не для мужчин, там (за углом) есть что-то и для тебя.
Больше я ее не слышала, ко мне же обратилась вторая, я поняла ее так:

- Приходи сегодня в полночь, здесь будет праздник, не чета этому.
- А почему ты мне предлагаешь?
- Ты свои глаза видишь? А я вижу!
- Ну, говорю, - если метла поднимет,- прилечу…
- Вот держи, чтоб не забыла, да и метле полегче с этим будет,- и протянула мне черное перышко…

А тут и муж вернулся, веселый, довольный, с какой-то съедобной штукой на палке.  И мы поехали…

4.
Нашли мы «наш дом» с трудом, изрядно поплутав. В ночевку был включен и ужин с вином от хозяина. А хозяин оказался армянин и говорил немного по-русски. Хозяйка, точнее дочь хозяйки, оказалась интересной разбитной особой, с хорошим юмором. Она все подливала и подливала нам вина, и когда мужчины углубились в свои мужские темы, мы почти договорились с ней лететь на шабаш вместе. И сидим дальше за столом, помощник только от стола пустые бутылки оттаскивает. Пилось легко, беседа лилась как масло, хотя, на каком языке? А, не важно.

Взошла луна и полночь приближалась. Я уже и метлу у входа присмотрела, думаю – поднимет – полечу, а не поднимет, пойду спать. Ровно в полночь вдруг запел петух и …  помню, что уронила голову на руки прямо за столом… Дальше не помню. Проснулась в кровати в странной комнате в полтора этажа с деревянными балками и открытым окном высоко над головой, в него было видно луну на фоне которой что-то промелькивало, то ли летучие мыши, то ли… Рядом мирно сопел муж. Эх, думаю, проспала, или все же…

Утром мы еле встали, голова побаливала и хотелось кофе. В столовой на террасе с удивительным видом, нас уже ждала теплая яичница с беконом, кофе со сливками и булочками. На горизонте пробегала хозяйка с копной взъерошенных рыжих волос, одетая во что-то невообразимое. И мне подумалось: «Вот она успела!»

Когда мы вернулись домой и стали разбирать «трофеи» этого путешествия, из буклета выпало черное перышко и я вспомнила: «Чтоб не забыла…» Теперь я помню 31 апреля – Вальпургиева ночь, и это ничего, что в календаре в апреле только 30 дней…