детство

Нина Шарыгина
Разговаривала с подругой и вспомнилось детство...
Станция железнодорожная "Енисей". Там жили бабушка и дядя.
Мне, наверно, года четыре. Мама с бабушкой занялись по хозяйству, а я побежала на улицу. Гуляла. Цветы рвала. Это помню. А потом пошла на рельсы. Ну, там же вот метров 60 и ж/д дорога. Кругом рельсы. Шла и перебирала в ручонках цветы. А сзади таварняк! Но я ничего не слышала. Шла и шла.
Меня шибануло буфером и я упала между рельсов, лицом вниз.
Маме кто-то сказал, что ребёнок под поезд попал...
Мама летела к этой линии, как сумасшедшая. Еле дождалась, когда таварный поезд прошёл. А он такой длинный. Люди показали примерно место, где я упала. И когда поезд прошёл, мама кинулась сразу ко мне. А я без сознания. Очнулась уже в хате у бабули. Мама так плакала и целовала меня, и щупала. Спрашивала, где болит. Бабушка сразу же полечила от испуга.
Это я помню. Пошла на линию, взяла там пыли между рельсов, потом уголёк из печки. Всё это на совочек и меня обкуривала с молитвой.
Я к чему это? Сейчас детям тридцать три удовольствия, всё что хочется. А тогда мы любому цветочку, тряпочке, стёклышку радовались. И старались посильно помогать родителям.
Моя помощь была в том, что я всегда была с отцом, была его глазами. Отец был слепой и мы с ним везде ездили и ходили. Потому я и поездов не боялась. Семью надо было кормить, пенсии ещё у него не было.
Я даже козьи ножки ему скручивала. Ну, он курил табак и я из газеты скручивала ему трубочки. А он потом насыпал туда табак и языком заклеивал. Он и сам это умел, но меня-то чем-то надо было занять. Я же ребёнок. Когда были дома, я полола грядки. Как уж там полола, но это была обязанность. Травку от морковки и свёклы отличать научили. Кормила кур - они были под столом, в загородке.
И сапоги ему мыла, и платочки носовые ему стирала. Кормила собак приблудных, кошек. Нянчила котят чужих, а потом и своих братьев сестёр. Такое моё детство. Кукол не было, играть было некогда.
Наверно и люблю кукол до сих пор, потому что не наигралась в детстве. Это ребёнок в 3-4, 5 лет.
Сейчас у детей нет забот. Даже постель не могут заправить, чашку помыть. Зачем? Для этого есть специально обученные люди т.е. мама с папой.
Я считаю, что у меня не было детства. Всегда - "надо, надо, надо". Вот своих детей ростила в более расслабленном режиме. Ну, не сделали, сама быстрее сделаю. А им надо жёсткий режим, как в Армии. После шести лет ребёнок - маленький солдатик. Всё умеет, понимает и старается. А потом, если не прижимать, постепенно расслабляется и становится пофигистом.
"Зачем? И без меня всё делается". С пяти лет уже читала книги. Взрослые. И читала отцу газеты. Сначала всю газету, от корки до корки. Потом стала хитрить - читала только заголовки и, если скажет, то саму статейку. Наверно в электричках люди научили меня читать. Маме некогда было, отец слепой.
В школе уже, в первом классе, учительница, зная как я бегло читаю, садила меня за свой стол и уходила почти на весь урок. И дети слушали! Не шумели. Была очень застенчивой и у доски, когда отвечала урок, если перебили вопросом, я уже дальше не могла отвечать. Иногда и двойки были от этого. Уходила от конфликтов и до сих пор не люблю спорить. Доказываю, но другим способом.

Я просто спела то, что я смогла,
Я просто захотела и сумела...
Я пела! Но была я так мала -
Воробышек на ветке, только смелый.

О, эта сцена! Как голгофа для Христа.
Глаза, сверкающие в зале ожиданьем...
Причастьем песня с чистого листа,
Звук, исчезающий навеки в мирозданье.

А после... колыбельные с улыбкой,
Звучанье не записанных всех песен,
Непрошенной росой слеза над зыбкой
И понимание, как мир огромный тесен.

Я просто спела! Я смогла, сумела.
Четыре жизни, как куплеты песни.
Я оказалась даже очень смелой
И мы поём уже теперь все вместе.