Ступени памяти-часть 2

Самоилас Лорманас 2
Продолжение -

Два шанса...

Отдохнув несколько дней, стал размышлять над двумя предложениями, прийти на собеседование. Первое предложение поступило от предприятия “ЗОНА ОПТИМА”. Находилось оно в 17 километрах от Вильнюса и представляло два направления. Деревообработка, - столярный цех с необходимым количеством оборудования и сушильные камеры, для пиломатериалов разных пород. Ассортимент цеха был - “всё из массива”, что возможно сделать на позиционном оборудовании из массива. Двери, окна, лестничные пролёты, ступени для них различной формы и из разного материала, - сосна, ель, ясень, дуб и другие... Достаточно много погонажных изделий, - доска половая, плинтус, блокхауз, наличники к дверям и окнам, а так же, - по чертежам всё, что заказчик желает. Похоже на поговорку, - любую музыку, за Ваши деньги...
Когда я приехал, на “ЗОНА ОПТИМА”, предупредив, меня встретили и провели в офис. В разговоре выяснилось, что командовал производством, до моего прихода, товарищ по мебельному комбинату, бывший начальник цеха номер 9. Мелькнула мысль, - 9 цех на комбинате, - цех отделки, что он сумел сделать и почему его ушли... Зам директора, не выходя из кабинета, расспросив чем я занимался на мебельном комбинате, и узнав, что руководимый мной, в прошлом цех, был цехом вторичной обработки и сборки, предложил тут же писать заявление на работу. Я ему предложил сначала посмотреть производство, что бы составить себе представление о будущем месте работы...  Очень нехотя, он повёл меня в цех. Конечно, после цеха N 7 то, что я увидел, скажу честно, не произвело большого впечатления, но я понимал, что нужна работа. Было желание глубже вникнуть в то, что я увидал и я попросил, если он не против, я ещё побуду в цеху, а потом поднимусь к нему. Он, вынужден был согласиться и ушел по делам, мне показалось не очень довольным. Коллектив на этом деревообрабатывающем производстве насчитывал  двадцать с небольшим человек. Оказалось, что трое меня знали по мебельному комбинату, работая в других цехах. Вкратце, я поговорил с бригадиром и теми, кто меня знал, и начал рассматривать оборудование. Мне конечно, многое не понравилось, но хотелось убедиться, что хотя бы оборудование в рабочем состоянии. Времени на осмотр и перепись комплектации, много времени не заняло и я решил подняться на второй этаж в бухгалтерию, что бы взять список оборудования, для сверки, перечня, который проходил по основным средствам, в этом цеху. Цех сушилок меня не беспокоил. Взяв список, сверил со своим, после обхода, - были небольшие расхождения, но это меня не пугало. Я подумал, что завтра я просчитаю незавершенное производство по материалам, сравню с остатками и если больших расхождений не будет, напишу заявление...
Утром, на другой день я был в цеху и попросил ребятам, что бы помогли посчитать материалы. В нормальных производственных цехах, в передаче, обычно участвуют работники администрации цеха...  В течении двух часов, остатки материалов, незавершенного производства были у меня в руках. Иду снова на второй этаж, в бухгалтерию и прошу дать мне отчёт, за предыдущий месяц. Стал считать и понял, что мне надо выяснить у зам. Директора, - где могут находиться 75 кубометров ясеня и 25 дуба. Меня зам. директора стал успокаивать что, мол заказ в Москву отправили, а в документах, - материалы не успели списать.  Вы начинайте руководить, вот заказы, работайте, а потом спишем.  Я понял, куда я попал и говорю ему. Вот, как только спишите мне недостачу материалов в акте,- по факту, тогда я смогу написать заявление о приёме на работу... А мы, говорит Вас оформили со вчерашнего дня... Я улыбнулся и подумал, не зря я 33 года работал на мебельной фабрике и говорю: ”а Вы увольте, как не приступившего к работе... ведь трудовую книжку я им не отдавал”...
Сел в машину и уехал, размышляя о том, что мне предстоит второй шанс...
Сказать, что своей поездкой я был недоволен, это почти ничего не сказать, думал я, планируя на завтра, попытаться использовать второй шанс. Утро нового дня выдалось солнечным и погода благоприятствовала настроению, тем более я созвонился со своим другом, который работал у того хозяина, главным конструктором дерево обрабатывающего оборудования, наниматься на работу к которому, я ехал по его протекции, - а до того, он работал в должности главного конструктора, того же профиля, на мебельном комбинате “ВИЛЬНЮС”. Друг ждал меня у подъезда офисного здания. Мы поднялись на третий этаж к секретарю хозяина. Друг спросил разрешения войти, зашел и через пару минут пригласил в кабинет меня… Я вошел и остолбенел. Передо мной, - “картина маслом”, ну не привык я, за годы своей работы, к такой обстановке… Красивая мебель, на столе красивейшая композиция из карельской берёзы…, а рядом с ней и хозяином, гранёный стакан, заполненный на две трети водкой… Хозяин посмотрел на меня, улыбнулся и говорит, - ну вроде всё выяснил о тебе, но вот честно скажи, - почему не воровал, ведь на мебельном, в последнее время, - воруют все? Он просил честно ответить, - я и ответил, - боялся, что поймают.
Разговор длинным не был, мне дали возможность, посмотреть дерево обработку, оборудование, людей. В двух цехах работало около ста человек и на завтра я начал работать, выполняя обязанности начальника цеха, без конкретной материальной ответственности. Надо мной, был ещё директор по производству, который и считался материально ответственным лицом. Нормальный мужик, к работе относился очень ответственно, не считаясь со временем. Поработав некоторое время, познакомился с коллективом, пригодился опыт предыдущей работы. Из станочного оборудования, почти всё было знакомо. Оказалось, что главным производством на этой фирме, было производство самого деревообрабатывающего оборудования, которое тут же в цехах проходило испытание и совершенствование, выполняя заказы евро окон, дверей филинговых, фанерованных, сейф дверей и если было необходимо, делали мебель. Со временем заказов стало больше и уже через пол года, хозяин арендовал в районе КИРТИМУ, бывшую дерево обрабатывающую фабрику, площадью 2600 квадратных метров, на которой поставил своё оборудование для производства оконного клеёного бруса и заготовок для дверей, тем самым увеличив объём выпускаемой продукции. Шло время, с зарплатой была напряженка, шли знаменитые 90 годы… Бывало разное на производстве, как во всяком тогда частном бизнесе. И вот однажды, присмотревшись ко мне и прокатав на разных оборотах, он вызвал  к себе и пригласил прокатиться. Надо сказать, что работая на его производстве и бывая, по производственной необходимости на заготовительном, в Киртиму, - участке, я не мог понять, почему он арендует такой большой завод, платит за аренду большие деньги и я откровенно сомневался в рентабельности его идеи.
Гляжу на дорогу, а он и спрашивает, вот ты бываешь на заготовке, для вашего производства, знаешь ли, во сколько мне они обходятся? Я удивился, как будто он мои мысли прочитал. Проезжаем заготовительный цех мимо и сворачиваем во двор бывшего АТП…. Вызвал он дежурного с ключами и вместе со мной вошел в пустое, высокое помещение. Вот говорит, здесь 700 квадратов, как ты думаешь можно перевести сюда, то производство, которое делает вам заготовки, ведь там 2600 квадратных метров? Я и отвечаю, надо всё просчитать и через неделю, я подготовлюсь дать ответ. Хорошо, говорит он, - через неделю я соберу техсовет,- будь готов представить планировку и расчёты… Всю неделю я ломал голову, надо было разместить не только поток оборудования и рабочие места, но и поступление пиломатериала в сушилки, установить, не нарушив технику безопасности и пожаробезопасности. Корпел над планировкой и расчетами и через неделю, представил их техническому совету. Кроме хозяина, на техническом совете присутствовали два его технических директора, - бывшие директора небольших деревообрабатывающих производств, главный конструктор, зам директора по производству, и директор производства деревообрабатывающего оборудования. Повесив, мной предлагаемую планировку потока, начал объяснять, что, где и почему с расчётами. Вопросов было много и разных, да и всё обсуждение длилось около трёх часов. По улыбкам, в конце заседания я понял, что меня поддерживают, без поправок… Но хозяин в заключении сказал, раз принято единогласно, то тебе эту планировку и осуществлять. Всё необходимое для монтажа и пуска, - получишь.
 Скажу честно, то что я смогу планировку приготовить и рассчитать, хоть и было маловато площади, не сомневался, но с установкой оборудования, строительством сушилок и прочим… надо было под рукой держать целую бригаду…  Было немного боязно, но интересно. Сроки были максимально сжаты, при монтаже случалось всякое, то кабель не тот, то к вытяжной вентиляции надо было усиливать воздушный поток, но через полтора месяца, комиссия в полном составе и не только, - прибыли смотреть, как первые заготовки, грузятся с нового участка… Конечно я испытывал вместе с другими радость. Я понимал, какую материальную ношу за аренду, снял с плеч хозяина… Были и фанфары, и баня,и шашлыки, хозяин любил иногда вывезти своих приближенных, то есть нас, если заслуживали на природу.
Пошли будни, производство работало, появлялось более совершенное деревообрабатывающее оборудование и объём заказов рос… И вот однажды раздался звонок из Москвы… Звонил мой давний друг, бизнесмен, которому ещё в 80 – тых, я помогал отвечать на вопрос, - что делать, если денег есть немного и во что их вложить, если хочется, что бы пахло древесиной? Я посоветовал, затем помог запустить три цеха по изготовлению различных изделий. Надо сказать, что эти цеха работали, до той поры, пока он не собрался продолжить свою деятельность в Москве.
Так вот, раздался звонок от друга, который почувствовал себя в материальном плане достаточно крепко, для того, что бы с двумя друзьями, купить мебельную фабрику. А для того, что бы принять окончательное решение, им нужен был консультант, произвести осмотр этой фабрики, на которой ранее, до остановки работало 800 человек и которая выпускала мебельные щитовые изделия… Я на три дня отпросился у шефа и поехал, взяв с собой друга, тоже мебельщика, смотреть эту фабрику… Но об этом уже в следующей части…
Май 2020год