Жизнь Клима Самгина, Горький

Иза Адова
"Вся Россия банальность, вся!", "Володя, давай выпьем по медведю", "Жизнь мне дана не для того, чтобы я решал, кто прав - народники или марксисты."

я смотрю великое! я вообще великих дел мастерица на самоизоляции. вот добралась до 14-ти серийного фильма Виктора Титова снятого по роману Горького "Жизнь Клима Самгина".
я говорила, и еще раз скажу: роман "Жизнь Клима Самгина" вещь монументальная и гениальная. это последний недописанный роман Максима Горького, он очень объемен. но сколько в нем огня, таланта, мощи! это надо читать. это читать необходимо.

я добралась до 5 серии. решила, что напишу про этот фильм, когда досмотрю все 14 серий. но пишу сейчас потому что это гениально! и я не могу молчать.
даже одна 5 серия вмещает очень многое. мне особенно нравится момент "выпьем по медведю" и после пьяные посиделки и слезы Самгина, такого серьезного и холодного.

"Да что вы озорничаете?", "Мы все очень простые люди. Давайте жить просто, как голуби кротко", и тут же визжащее "А не поехать ли нам куда нибудь, господа?" и лютовское "К девочкам!" нечто, просто нечто. я в восторге от фильма, так же как когда то была в восторге от самого романа.

эту книгу, этот фильм нельзя разобрать на цитаты, я как любительница выписывать цитаты и вставлять их в текст про книгу или фильм, сдалась! вся книга как цитата! весь роман, общий объем которого составляет примерно 1500 страниц, как одна цитата, как одно крылатое выражение. "А был ли мальчик, может, мальчика-то и не было ."
изначально Горький хотел назвать этот роман "История пустой души", и я скажу сразу, со многими мнениями о романе, я не согласна. Клим Самгин не человек пустой души, на протяжении всей книги нам говорится об обратном. ну нельзя о пустом человеке писать столько и так! быть может Клим Самгин плод разочарования самого Горького. разочарования в революции, в себе, в России... и при этом в романе так много любви! любви к революции, к литературе, любви к России. нет, это гениально и точка. эту книгу хочется перечитывать и ее нужно перечитывать! там вся Россия. вся ее банальность и вся ее свобода. там вся ее история. это эпопея. это эпоха. это весь Горький.

отдельно по 5 серии. "Давай выпьем по медведю", нет, ну прелесть же! и главное надо видеть как они наливают этого медведя, как дьякон размешивает пальцем содержимое бокалов. как плачет Клим Самгин, как беснуется Лютов. Лютов по книге был моим любимым героем, сейчас мне нравится еще и Макаров. все персонажи выпуклы, интересны, все персонажи как готовые живые люди. это потрясающе и это заслуга Горького как писателя, и режиссера, который снимал этот фильм. роман приобрел красивую и не менее гениальную рамку в виде киновоплощения, это всегда радость. не испортить, а возвеличить. здесь я могу уже на 5 серии сказать, что экранизация ни коим образом не портит роман, а служит лишь ему во благо. прекрасные актеры.

чем интересна 5 серия. 1896 год, Москва. Самгин перевелся учиться в Москву из Санкт-Петербурга. сразу же безумный и пьяный Лютов, которого бросила Алина Телепнева. нужно кстати подготовить себя к тому, что Лютов закончит жизнь самоубийством, помню рыдала над этим в книге.
коронация Николая II, Ходынское поле и 400 тысяч царских гостинцев, которые приготовили для народа. в гостинец входили: кружка с гербом, булка, 200 грамм колбасы, мешочек с орехами и изюмом. все это было завернуто в ситцевый платок с изображением Кремля и портретом Императора с Императрицей.

/В 5 часов утра 18 мая на Ходынском поле в общей сложности насчитывалось не менее 500 тысяч человек. Когда по толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям. 1800 полицейских, специально отряжённых для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск толпы. Подкрепление прибыло лишь к следующему утру. Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку. Давка была ужасной. Часть людей провалилась в ямы и остальные шли по их телам, ямы были целиком заполнены трупами. Во многих местах толпа сжимала людей так, что они умирали, но оставались стоять./

/Запись в дневнике Николая II: «До сих пор всё шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки, напёрла на постройки и тут произошла страшная давка, причём, ужасно прибавить, потоптано около 1400 человек!! (и покалечены более 900, по неофициальным данным гораздо больше)/

я отдаляюсь от книги-фильма в историю случившегося, но мне хочется поделиться и вместе с тем я ужасаюсь произошедшему, ужаснитесь и вы.

/Ров, этот ужасный ров, эти страшные волчьи ямы полны трупами. Здесь главное место гибели. Многие из людей задохлись, ещё стоя в толпе, и упали уже мертвыми под ноги бежавших сзади, другие погибли ещё с признаками жизни под ногами сотен людей, погибли раздавленными; были такие, которых душили в драке, около будочек, из-за узелков и кружек. Лежали передо мной женщины с вырванными косами, со скальпированной головой.
Многие сотни! А сколько еще было таких, кто не в силах был идти и умер по пути домой. Ведь после трупы находили на полях, в лесах, около дорог, за двадцать пять верст от Москвы, а сколько умерло в больницах и дома! Погиб и мой извозчик Тихон, как я узнал уже после.
Я сполз вниз по песчаному обрыву и пошел между трупами. В овраге они еще лежали, пока убирали только с краев. Народ в овраг не пускали. Около того места, где я стоял ночью, была толпа казаков, полиции и народа. Я подошел. Оказывается, здесь находился довольно глубокий колодец со времен выставки, забитый досками и засыпанный землей. Ночью от тяжести народа доски провалились, колодец набился доверху рухнувшими туда людьми из сплошной толпы, и когда наполнился телами, на нем уже стояли люди. Стояли и умирали. Всего было вынуто из колодца двадцать семь трупов. Между ними оказался один живой, которого только что перед моим приходом увели в балаган, где уже гремела музыка.
Праздник над трупами начался! В дальних будках еще раздавались подарки. Программа выполнялась: на эстраде пели хоры песенников и гремели оркестры.
У колодца я услыхал неудержимый смех. Вынутые трупы лежали передо мной, два в извозчичьих халатах, и одна хорошо одетая женщина с изуродованным лицом была на самом верху — лицо ногами измято. Сначала из колодца достали четверых мертвых, пятый был худощавый человек; оказался портной с Грачевки. (Владимир Гиляровский)/

приближаясь к нашему времени: в 1975 году на стадионе «Сокольники» в давке за жевательной резинкой погиб 21 человек, 13 жертвам не исполнилось 16 лет, 25 человек получили увечья.

в ком дело? в людях или в царях? хотели как лучше, обед и кружка с гербом. возможно выглядит как издевка, но я не думаю что кто то смеялся над людьми. вероятно хотели как лучше! а вышло как всегда. и кто кого затоптал? кто кого убил? сами же люди убивали друг друга, за булку, за орехи. тот самый народ, о котором всю книгу рассуждают герои романа "Жизнь Клима Самгина". тот самый народ.

пророческие слова Бальмонта: Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот. как он оказался прав. и все же, и все же...

сейчас пришла мысль, что проблема народа, как выражаются герои Горького, недостаток образования и нищета. даже первое, больше, чем второе. голодали ли все те люди, что пришли за царскими подарками или они просто были глупы и алчны. затоптать ближнего за булку и кулек с орехами. за жвачку. и сделать виноватым того, кто эти подарки надумал раздать. конечно я не снимаю ответственности с царя, после Ходынки было и Кровавое воскресенье, и вообще, говорят плохой был царь. трус, в политике не разбирался. и все же, и все же... за булку и жвачку. за булку и кружку.

в общем, продолжу просмотр фильма. и настоятельно советую читать роман Горького "Жизнь Клима Самгина". это история. это Россия. и это гениальное творение Горького.
...
ан нет! не закончила еще. чувствую просто необходимо вставить цитатку Лютова, слова что он говорит в день празднования коронации Николая II. сейчас найду. есть это в 5 серии как раз.

/Лютов был явно настроен на скандал, это очень встревожило Клима, он попробовал вырвать руку, но безуспешно. Тогда он увлек Лютова в один из переулков Тверской, там встретили извозчика-лихача. Но, усевшись в экипаж, Лютов, глядя на густые толпы оживленного, празднично одетого народа, заговорил еще громче в синюю спину возницы:
- Радуемся, а? Помазок божий встречаем. Он приличных людей в чин идиотов помазал, - ничего! Ликуем. Вот тебе! Исаия ликуй...
- Перестань, - тихо и строго просил Клим.
- Тоска, брат! Гляди: богоносец народ русский валом валит угощаться конфетками за счет царя. Умилительно. Конфетки сосать будут потомки ходового московского народа, того, который ходил за Болотниковым, за Отрепьевым, Тушинским вором, за Козьмой Мининым, потом пошел за Михайлой Романовым. Ходил за Степаном Разиным, за Пугачевым... и за Бонапартом готов был идти... Ходовой народ! Только за декабристами и за людями Первого Марта не пошел.../
...
вечером у меня просмотр "Жизни Клима Самгина", решила перед этим про Горького почитать. умилительно, выражаясь словами его же персонажей. две попытки самоубийства, множество психопатологий по мнениям психиатров и вместе с тем, один из величайших русских писателей по известности своей уступивший только Толстому и Пушкину. великие делаются так, мда. понравился этот абзац:

/Пытался организовать среди крестьян земледельческую колонию толстовского типа. Составил коллективное письмо с этой просьбой «от лица всех» и хотел встретиться с Львом Толстым в Ясной Поляне и Москве. Однако Толстой (к которому тогда шли за советом тысячи людей, многих из них его жена Софья Андреевна называла «тёмными бездельниками»), не принял ходока, и Пешков вернулся ни с чем в Нижний Новгород в вагоне с надписью «для скота». (с)/

"для скота", умилительно! с Толстым позже Горький все же познакомился. мало того, квартиру Горького в Нижнем Новгороде, что ныне музей писателя на ул. Семашко, посещали такие гости как: Лев Толстой, Леонид Андреев, Иван Бунин, Антон Чехов, Илья Репин, Константин Станиславский, Фёдор Шаляпин.

/К 30 годам Пешков писал полуграмотно, с массой орфографических и пунктуационных ошибок, которые ещё долго выправляла его жена Екатерина, профессиональный корректор./

и вместе с тем, и вместе с тем... 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

/Первая из известных автобиографий Горького, написанная в виде письма под влиянием поэта Гейне имела вычурное название «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца» (1893)/

юморист. люблю юмористов. юмор это тоже талант.
...
вчера смотрела 8 серию "Жизни Клима Самгина" и рыдала... там показывают события 1905 года, а именно Кровавое воскресенье. снято потрясающе! у меня аж мурашки по телу бежали, ну и в слезах чуть не утопла.
особенно в самое сердце речь Гапона, в самое сердце. как хорошо и славно он говорил. и как все ужасно обернулось... расстреливать безоружный народ идущий вручить царю петицию лишь, идущий с иконами и портретами царя! нет слов, просто нет слов. даже дело не в нюансах истории события, а в самом факте этого события! ну просто как, как такое возможно? не понимаю. сейчас пересматривала короткое видео где только речь Гапона и последствия шествия рабочих ко дворцу, и на словах: Немедленно объяви свободу и неприкосновенность личности, - опять рыдала! ну невозможно, просто невозможно.

вообще, прочитала что в тот день царя не было в городе. непонятно кто отдал приказ стрелять в народ. ничего не ясно. почему не могли принять петицию и передать царю. почему все так, через жопу, так по русски безумно, как не скажет Горький.

/Тем же вечером о событиях в Петербурге доложили Николаю II. Император записал в своём дневнике:
«Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!» Дневник Николая II/

/Вечером 8 января в редакции газеты «Наши дни» собралась демократическая интеллигенция (в том числе Горький). Обсуждался вопрос о завтрашнем шествии к царю и способах предотвратить кровопролитие. Все были уверены, что столкновение рабочих с войсками неизбежно./

/Выстрелами были убиты председатель «Собрания русских фабрично-заводских рабочих» Иван Васильев и старик Лаврентьев, нёсший царский портрет. Оставшиеся в живых сползали на лёд речки Таракановки и уходили по льду. Гапон был уведён с площади эсером П. М. Рутенбергом и спрятан на квартире Максима Горького./

что интересно, Георгий Гапон - создатель и бессменный руководитель рабочей организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», организатор январской рабочей забастовки и массового шествия рабочих к царю с петицией, закончившегося расстрелом рабочих и положившего начало Первой русской революции 1905—1907 годов, был убит тем самым Рутенбергом и ко в 1906 году по обвинению в сотрудничестве с властями и предательстве революции. что за бред? здесь цитата в тему опять же из Горького:

- В безумной стране живем, Клим Иванович, в безумнейшей!

руками одних революцию значит делали, а после их взяли и убили. и даже если бы царь пошел на уступки, что плохого. возможно и правда революция в России была кому то выгодна. инициативу народа быть может перехватили другие руки, другие люди. не то... или что? все так непонятно. так много мнений. безумие да и только.

Речь Гапона (та, которая произносится в фильме):

Мы скажем ему: Государь, мы рабочие и жители города Санкт-Петербурга разных сословий. Наши жены и дети, и беспомощные старцы родители пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей. К нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать.
Мы терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества. Нас душит деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, Государь, настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Нас многие тысячи, но все мы люди только по виду, только по наружности. В действительности же за нами как и за всем русским народом не признают ни одного человеческого права. Ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры по улучшению нашего положения. Всякого из нас, всякого из нас кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают как за преступление за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека, значит совершить тяжкое преступление? Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты, Государь, царствуешь? Разрушь стену между тобой и твоим народом. И пусть он правит страной вместе с тобой. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, что бы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо что бы сам народ помогал себе и управлял собой, ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь. Повели немедленно сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель. Пусть все кто бы они ни были изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания. И для этого повели что бы выборы в учредительное собрание происходили во всеобщей тайной и равной подаче голосов. Немедленно освободи, Государь, и возврати всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. Немедленно объяви свободу и неприкосновенность личности. Свободу слова и печати. Свободу собраний, свободу совести в деле религий. Общее обязательное народное образование на государственный счет. Свободу профессиональных рабочих союзов, немедленно! Восьмичасовой рабочий день, немедленно! Нормальную заработную плату, немедленно! Вот, Государь, наши главные нужды. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом. У нас только два пути: к свободе и счастью или в могилу.
...
дошла до 10 серии Жизни Клима Самгина и словами Горького вся в какой то раздерганности и полной неясности. неясности своего отношения к событиям истории России, что описываются в фильме. отношение мое к героям и Климу Самгину известно мне давно и там все ясно. но вот к событиям на фоне которых они живут... очень сложно.
так же меня заинтересовало такое явление как интеллигенция в России, к которой относится и Самгин, и большинство героев романа. интеллигенция - образованные, думающие о народе люди стоящие в оппозиции к самодержавию и аппарату власти. некая прослойка между той самой властью и простым народом. интеллигенция по роману Горького яро поддерживала революцию. они же и говорили о ней изначально, жалели народ за его бесправность, тяжелый труд. но как обернулась долгожданная революция для интеллигенции? (хотя не вся интеллигенция ее поддерживала конечно)

/В конце 19-начале 20 века, после революции 1917 года Россию начинает покидать интеллигенция. С приходом советской власти стала наблюдаться тенденция отъезда за рубеж наиболее образованной группы граждан. Эмиграция из новой России по приблизительным подсчётам составляла от 1.5 до 3 миллионов человек. Главной причиной бегства из страны стали массовые репрессии, голод и угроза жизни, в связи с сложившейся политической ситуацией. (Ядрышникова В.М. ЭМИГРАЦИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА)/

цвет нации, умы России, поэты, писатели, театральные деятели, философы - все покидают постреволюционную Россию. все бегут из нее. как же так? как же так... что то явно пошло не туда.

/Потом наступил веселый день «конституции» (Манифест 17/30 октября 1905 г.), тоже ветреный. Над городом низко опустилось и застыло оловянное небо, ветер хлопотливо причесывал крыши домов, дымя снегом, бросаясь под ноги людей. Но Москва вспыхнула радостью и как-то по-весеннему потеплела, люди заговорили громко, и колокольный звон под низким сводом неба звучал оглушительно. По улицам мчались раскормленные лошади в богатой упряжке, развозя солидных москвичей в бобровых шапках, женщин, закутанных в звериные меха, свинцовых генералов; город удивительно разбогател людями, каких не видно было на улицах последнее время./

с 22 минуты 9 серия, ресторан и та самая интеллигенция и ко распивают спиртное и радуются Манифесту, что принял царь. и как ерничает Лютов:

— Радости-то сколько, а? На три Европы хватит! И, ты погляди, — кто радуется?
Он перечислил несколько фамилий крупных промышленников, назвал трех князей, десяток именитых адвокатов, профессоров.
— Угнетенные! (- наигранно пропел он)
и его же:
— Понимаешь? Самоубийцы! Сами себя отпеваем, — слышишь? Кто это может? Русь — может!
и в конце тихое:
— Господи помилуй нас...

мне очень понравилась музыка на фоне фильма, где поют "Господи помилуй", но негде не могу ее найти.
и слова Клима Самгина, там же в ресторане:

— Это — пир на вулкане. Ты — понимаешь, ты пьешь водку, как яд, — вижу…
— Напоила ты его, Лина, — сказал Лютов.
— Неправда! Я — совершенно трезв. Я, может быть, самый трезвый человек в России…

и вот хорошее определение Клима Самгина - самый трезвый человек в России. он не человек пустой души, как возможно хотел его изобразить Горький, как многие пишут в отзывах о книге, нет. Клим Самгин человек трезвый и сомневающийся в происходящем! это плохо? разве это плохо? за что клеймят Самгина, за что Горький называет его пустым? что он не воспринял сгоряча стихию революции? не поддался ее влиянию? но он как человек размышляющий направил свой взгляд вперед, и потому у него есть сомнения, что дальше? что будет со страной, с народом, с ним самим. это естественные мысли и страхи. разве от пустоты души они исходят? да, возможно Самгин не идейный человек, как Кутузов яро двигающий революцию и самозабвенно ей служащий. но не может быть много идейных людей, их единицы. да, идейные люди создают события, делают историю, но не все разделяют их рвение и идеалы, цели, к которым они хотят прийти. и главное цену за эти перемены не все согласны платить. это нормально, и клеймить Самгина, как человека, и как героя считаю неверным.

у всех, у всех двоякое отношение к революции в романе. Самгин, Макаров, Лютов - помогают революционерам и вместе с тем не понимают зачем они это делают. мнения людей о происходящих событиях не оформлено, сложно понять кто прав, где правда. убивал царь, его армия простых людей, убивали и люди - солдатов, министров, друг друга. что говорить, по прошествию более чем 100 лет отношение к революциям и 1905-1907гг и 1917г, нельзя назвать четко оформившимся! я сама не могу конкретизировать свои мысли, эмоции на этот счет, не могу собрать все факты воедино и сказать: это хорошо, или это плохо. и какой должно быть перелом души у человека живущего в то время. как в одной из серий, пока не могу вспомнить где, Самгин размышляет сам с собою: разрушить то, что есть, всё сломать, смести, и ради чего? ради неизвестного будущего, не безумие ли? и его слова, революция - трагедия.
трагедия, до которой доводит страну и ее народ, власть. если люди довольны своим положением, если они сыты, если их потребность в образовании, знании удовлетворена, если у них есть работа, если их правительство их слышит, - зачем им бунтовать? кто в благоустроенной стране, со свободой и неприкосновенностью личности, со свободой слова и печати, с достойными зарплатами и пенсиями будет создавать революцию? ни одна провокация даже если она и имеет место быть не потревожит спокойный, сытый и уверенный в том, что его слышат и понимают, народ. я отметаю вариант о провокациях, которыми была создана революция в России. даже если они и были, это не меняет ничего. озлобленный, полуголодный и униженный народ. предел терпению. и тогда разверзается она - трагедия революции. борьба за свою свободу. возвращение себе прав человека, через борьбу, кровь и развал страны. можно ли этого избежать? конечно! сокращая пропасть между властью и народом. прислушиваясь к народу, к его нуждам, правя страной во благо людям, а не наоборот. иначе... иначе власть может словить мощную обратку своим глупым, неправомерным, оскорбляющим людей поступкам. чем больше пропасть между властью и людьми, чем равнодушнее власть к голосу народа, тем сильнее яростнее разрастается в народных массах влияние стихии, как можно назвать революцию. да, это нечто стихийное. и массы людей поддаются ей, но поддаются тогда лишь, когда имеется много поводов.
гражданские бои между народом и армией царя, ужасны. один народ воюет, и за кого? армия, охранка, полиция - это государственный орган, но должен служить он народу своей страны. он стоит на защите людей, а не власти. так должно бы быть. армия должна защищать людей своей страны от вторжений других стран и от произвола власти в своей же стране. армия, церковь, власть - все это не должно быть единым аппаратом, в оппозиции к которому стоят люди этой страны. все эти государственные явления должны служить своему народу, который и есть сама страна. не власть - страна, народ - страна. взять царя, богом данное право служить своему народу и своей стране. служить народу, а не что бы он служил тебе! это самая суть. когда люди стоящие у власти забывают о том для чего они там находятся разрастается пропасть, непонимание между народом страны и ее управителями. народные бунты, проявления недовольства, несогласия неминуемы если власть не идет в диалог с народом своей страны. неминуемы.

в конце 9 серии еще очень хорошо поет Дуняша, на квартире у Лютова. и ее слова:

— Споем, Линочка, пока не умерли.

уже 10 серия и слова Самгина на квартире у собравшихся революционеров:

— Какие фракции? Партии... цинизм. Сейчас на Арбатской площади ни в чем неповинных людей протыкают штыками, как чучело. Послушайте, сейчас на улице убили дьякона! При чем тут он?! Он не состоял в вашей партии. Ваши уроки цинизм!

и разве он неправ? он прав. но и люди возжелавшие изменить свою страну - правы. вот он очень сложный выбор, где и там, и там есть правда. Самгин не может сделать выбор между правлением царя, которого он явно не любит, возмущен им, и между революцией, которая неизвестно что несет с собою. и это так мне понятно, так близко! разрушить что есть, но знать бы ради чего? цена велика и готовы ли люди, и каждый отдельный человек ее заплатить. кто то состоянием, имуществом, кто то здоровьем, жизнью, родиной. это сложно, это тяжело и быстрее пусты те, что не думая рвутся в бой не успев даже представить к чему это приведет. это недальновидность, а может и глупость. и все же даже зная цену многие внутренне решаются, принимают чью то сторону, но не могут возможно в себе принять этот выбор. так же как и Самгин, ведь он помогал революционерам и следовательно революции, он сомневался, но помогал. и Макаров, и Лютов.

еще из других серий, слова Самгина после Кровавого воскресенья:
– Царь и этот поп должны ответить, – заговорил он с отчаянием, готовый зарыдать. – Царь – ничтожество. Он – самоубийца! Убийца и самоубийца. Он убивает Россию, товарищи! Довольно Ходынок!

и его же:
— Революция - это трагедия.

и ведь он прав! оба его вывода верные. и там плохо, и там плохо. и царь ничтожество, и революция трагедия! какой ужасный выбор! оба варианта что есть: правление царя или свершение революции, несут потери. и там, и там своя трагедия. сложно, осмыслить сложно через столько лет, а выбор сделать людям того времени должно быть было еще сложнее.

в 10 серии слова Лютова Самгину:

— Уезжай, пришибут.

+ неоднократные аресты Самгина. Самгин не чуждый революции человек, за что так его принизил Горький, вопрос. его разберу после того как досмотрю фильм. и так же слова возглас Лютова в 10 серии:

— Ты только вдумайся, что с нами то тогда будет? Что нам то тогда делать?

у всех, у всех страх и сомнения по поводу надвигающихся событий. и только почему то именно Самгин у нас человек пустой души, загадочно. может оттого, что мы не слышим и не знаем по фильму мысли других людей?

в конце 10 серии Самгин говорит наблюдая за тем как разбираются баррикады:

- Как просто, революции нужны для того, что бы уничтожить самих революционеров.
- Вы считаете?
- Не я, история.

как хорошо, как верно сказал. не Самгин сказал, Горький. и уж кого точно убила, изгнала из страны революция - это интеллигенцию. и это тоже трагедия.

при всем при этом, осознавая трагедию революции и ее цену, мое мнение к ней неизменно. между произволом власти, царей ли и революцией, конечно я отдаю свой голос последней. конечно. почему? потому что должно быть иначе быть и не может. революция это хаос, но он не приходит из ниоткуда. революция это следствие, причина - глупые люди у власти. когда власть сама себя компрометирует, когда нет точек соприкосновения с народом, когда люди чувствуют себя униженными и бесправными и им не хватает денег, тогда происходят стихийные массовые события, тогда приходят волнения и бунты. только тогда.
...
за свободу развития духа! (Жизнь Клима Самгина, Горький)

что ж, я досмотрела 14-ти серийный фильм Жизнь Клима Самгина. надо что то о нем написать, а то меня уже уносит новый водоворот событий, а именно - сериал "Петербургские тайны". загорелась его посмотреть. так повеяло прошлым, боже! 1994 год и 1998 год, когда досняли последние серии. а мне так помнится этот сериал... ладно, это позже.

и роман Жизнь Клима Самгина, и фильм снятый по роману, удивительны. я готова первый перечитывать неоднократно, второй неоднократно пересматривать. но все на любителя опять же. слушала лекцию Дмитрия Быкова про фильм Жизнь Клима Самгина (ЖКС) и про Горького. в целом, не согласна. во первых, как можно путать таких персонажей как Лютов и Дронов? Лютов! "Московский, первой гильдии, лишний человек" как он сам написал о себе в посмертной записке. нет, Лютова не спутаешь ни с кем. Макарова и Туробоева тоже. по фильму мне очень понравился еще Макаров. и вообще почти все. прекрасно сыграны и Митрофанов, и Тагильский, и Безбедов, Бердников, Нехаева и Марина Зотова-Премирова, Варвара жена Клима, Тося. да что там перечислять, роман изобилует людями, выражаясь словами Горького. и люди все эти очень яркие персонажи, они много говорят, они проявляют каждый себя. они запоминаются, вот что. по крайней мере мне они запомнились.

как можно назвать роман Горького скучным? не знаю. опять же на вкус и цвет. диалоги Лютова, Макарова, Зотовой, мысли Самгина с самим собой, слова Трифонова в последних сериях, военного, все это настолько сильно, ярко и тревожит, что о скуке не может быть и речи. я честно говоря бросила это дело выписать некоторые диалоги из фильма, например в конце уже слова Зотовой о духе и слова Трифонова о войне, революции и пр. это все надо читать! из фильма-книги ЖКС не вырвешь по цитатке потому что весь роман словно одна большая цитата. там столько мысли! что придется скопировать почти весь текст. нет. не буду, это надо читать.

Горький придавал очень большое значение своему последнему роману, роман как итог всему. вот что он писал об этом:

"Начал писать роман о выдуманных людях. Очень хочется работать. Роману придаю значение итога всему, что мною сделано" (Р. Роллану, 21 марта 1925).

"Дорогой Далмат Александрович - сердечно благодарю Вас за отзыв о “Деле Артамоновых”, но - книга эта - не то, чего я хотел. И если я не сумею написать новый мой роман значительно лучше, то, должно быть, застрелюсь. Это - не поза, не игра. Писать 35 лет и все еще не уметь писать, как хочешь, - это безнадежно. Не из честолюбия говорю, а из великой моей любви к искусству, к литературе" (Д.А. Лутохину, 17 февраля 1926).

(писать 35 лет и все еще не уметь писать - умора! )) нет, я обожаю людей с юмором.)

"Роман сводит меня с ума, работаю по 10 часов в день, а достиг еще только Всероссийского Тор(гово)-Пром(ышленного) съезда и Всерос(сийской) выставки в Н.-Новгороде. 96-й год! А конец романа - в 19-ом году! И я должен изобразить все классы, “течения”, “направления”, всю адову суматоху конца века и бури начала ХХ-го! Если все это мне не удастся - проткну себе пером глаза. Возможно, что первые главы романа дам “К(расной) Н(ови)” осенью, но - не уверен" (А.К. Воронскому, 23 марта 1926).

"…мне кажется: скончаюсь я за столом, не дописав романа. И очень грустно будет мне на том свете. Подойдет Антон Чехов в ангельской хламиде, скажет мягким баском:

- Я же Вам говорил: не пишите романов! Какие же у нас романы, если мы любить не умеем!

Лев Николаевич жестоко проберет меня... Федор Михайлович потребует, чтоб меня прогнали к чертям, на землю, в Арзамас, где фабрикуется “арзамасская тоска”.

Ох, трудно будет мне на том свете! А - не миновать" (Б.Д. Григорьеву, 10 апреля 1926).

"Роман мой я еще не кончил и не знаю, когда кончу, но уже почти уверен, что это будет книга тяжелая и неудачная. Женщин писать я не умею, и они будут у меня, наверное, похожи на портрет римского папы, написанный католиком-китайцем (такой портрет был на Миссионерской выставке в Ватикане в anno santo) - папа-то косоглазенький и желтый вышел. Да. И вообще - парнишка я - бойкий, а таланта у меня - мало. Факт" (М.М. Пришвину, около 10 апреля 1927).

"Слышал, что меня сердито ругают за роман, за то, что он печатается в 27-и изданиях и что понять ничего нельзя. А я - нарочно сделал это: пускай не понимают, м. б., вообразят, что это замечательный роман" (В.М. Ходасевич, 2 августа 1927).

(м. б., вообразят, что это замечательный роман - хохотаю! )) но роман и правда замечательный. правда! )

из Италии в письме секретарю он пишет следующую странную фразу:

"Надобно кончить Самгина. Мне начинает казаться, что меня отсюда “уедут”, а в Союзе я не кончу Самгина, это мне твердо известно" (П.П. Крючкову, 28 февраля 1930).

По ощущениям Горького, он не смог выразить в романе всего, чего хотел. Он колебался между разными вариантами финала, говорил, что доведет роман до 1918-го, потом до 1919-го и в конце концов признался одному из своих корреспондентов:

“Самгин” - вещь, которую необходимо переделать с начала до конца" (В.Я. Зазубрину, 21 августа 1931).

Горький умер так и не дописав окончание романа.
...
я прочитала немало статей на тему романа ЖКС и самого Горького. какими вопросами в основном задаются люди читающие этот роман-эпопею. во первых и в главных, с кого написан главный герой, который вообще не герой к слову, Клим Иванович Самгин. во вторых, третьих и десятых, о чем и для чего этот роман без героя. роман о людях, которые выдумали себя. что хотел сказать Горький написав по его же словам эту "панихиду русской интеллигенции".

вот что пишет сам Горький:

"В “Самгине” я хотел бы рассказать - по возможности - обо всем, что пережито в нашей стране за 40 лет" (Д.И. Ширину-Юреневскому, 20 сентября 1927).

и это он выполнил. хронология событий отображается в романе, мы проживаем вместе с героями все события тех лет. Горькому прекрасно удалось передать разношерстность персонажей, множество взглядов на происходящее, атмосферу того времени. страна неминуемо шла к революции, летела в бездну, рвалась к свободе, а что же люди? все ли они стремились к новой жизни и новому миру? как оказывается не все. и что же, так ли были плохи те люди, что заявляли о том, что революция это трагедия, те, что не рвались в бой, те, что предпочли бы не вмешиваться в ход событий? тот же Самгин.
мне не думается, что Горький писал Самгина с Ходасевича и что весь роман написан как акт мести, бред. что то возможно от Ходасевича в Самгине конечно и есть, но лишь что то. мало того, и сам Горький в Самгине есть. я думаю именно Самгину Горький вкладывает свои поздние мысли о революции и произошедшем в стране. возможно зная наперед сам Горький вел бы себя наподобие Самгина. возглас Лютова: а что с нами то будет? что нам то делать? и правда, говорили о новом мире, о переменах, но что с этими переменами то делать? как жить там, в новом мире, ведь нам и тут было неплохо. таким как Лютов, Макаров, Самгин и пр. интеллигенции. говорили о народе, жалели народ, а что сами? и очень хорошо показано в последних сериях 13-14 этакий пир во время чумы, та самая интеллигенция предстает не в лучшем свете, приходит Кутузов и говорит: как вам не стыдно! а люди пьют, кривляются и провозглашают тосты: за свободу развития духа! за свободу личности! кто стоит во главе, личность или массы? в 1917 году победили массы. личность была стерта. очень хорошо показано в конце фильма, как Самгин пытается убежать от толп народа, но - некуда. со всех сторон идут толпы демонстрантов. люди слились в одну большую массу, армия встала на сторону народа, свершилось. и Самгин, изображая словно саму суть личности, индивидуума, человека отдельного от какого либо движения, был просто раздавлен той массой народа. его смели. ход истории, стихия революции она убивает будто бы само понятие личности. нет уже отдельного самосознания человека, есть коллективное сознание. желание масс, а не индивида. и это есть и хорошо, и плохо. мда. человек он часть общества, и меж тем, человек где то над обществом, над историей, над происходящим. и вместе с тем, он варится в том же котле со всеми этими демонстрантами, революционерами, агентами охранки, военными и интеллигентами.
Горький написал великое, но сам он должно быть этого не осознал в полной мере. здесь такая штука, что написанное живет свою отдельную жизнь от автора. автор задумывает одно, а пишется то, что пишется. слова автора о романе никогда не есть суть романа! роман он больше, чем сам автор о нем думает, написанное является большим, чем сам автор может увидеть в нем. это магия письма.

Горький написал трагедию личности переживающей переломный момент в истории. мало тех, кто знал что и как делать. таких как Кутузов например или Люба Сомова. людей идейных. людей, которые не желают сомневаться в некогда сделанном выборе, тех, кто готовы идти на жертвы, в ссылки и вести страну к неизбежности перемен.
в большинстве своем нам всем свойственно сомневаться и мы имеем полное право критически относиться ко всему что происходит. имеем право принимать или не принимать происходящее, поддерживать что то или нет. трагедия романа и самого Самгина, а может быть и Горького, людей того времени, что то, что мы еще не решили принять, а может быть и то, что враждебно нам и никогда нами принято не будет, свершается здесь и сейчас! это могут быть такие события как война, революция, государственные перевороты. тот момент, когда от нас ровным счетом уже не зависит ничего. перемены. и как жить в эпоху этих перемен, как себя вести, на чьей быть стороне, все эти вопросы предстоит решить человеку, которому возможно вообще никогда не хотелось думать о политике, народе и своей стране в целом. и почему вообще он должен это делать? прекрасные слова: жизнь мне дана не для того, чтобы я решал, кто прав - народники или марксисты. ведь есть нечто большее, правда? правда, говорит Горький и словами Зотовой переходит на тему духа, и провозглашает тост словами еще одного персонажа: за свободу развития духа!
что силится сделать Самгин на протяжении всего романа? он пытается приподняться над происходящим. и это иногда удается ему. он хочет мыслить критически, не верить никому на слово. он не примыкает ни к одному из движений. Самгин ярый индивидуалист. массы чужды ему, идеи его не захватывают. возможно не зря Горький никак не мог убить Самгина в конце романа хотя планировал это сделать. Самгин и правда должен был бы написать книгу. возможно эмигрировать. жить за границей. он был бы из тех людей, что не приняли революцию. возможно после 1917-18 года он уехал бы из России навсегда и жил бы до самой смерти где нибудь в Европе или Америке. стал бы писателем, критиком. такая должна была у него сложиться жизнь. смерть под ногами толпы демонстрантов и правда ни к чему. ни к чему.
либо же, растоптав Самгина толпой народа Горький показывает как ход времени, как сама история уничтожает волю личности. как человек смешивается с массами, теряется в них его индивидуальное сознание. сходит на нет. и вот уже нет отдельных голосов и мнений, есть стройный хор скандирующий одно и тоже, одно и тоже. это интересно.
человек и индивид, отдельное сознание т.е., и в тоже время часть общества. и то, и другое. есть люди более общество, ведущие и ведомые, а есть люди более индивид, чем общество. это как некая направленность, во вне и внутрь себя. Самгин это человек направленный внутрь себя. ему чужды настроения общества. хорошие слова опять же из романа, вся жизнь - возня с самим собою. игра для себя. люди сами для себя же себя и выдумывают, все выдумывают. от скуки. только кто то играет сам с собой, а кто то с миром. кто то создает революции внутри себя, а у кого то эта энергия направлена во вне, в мир. так и живем. и никому непонятно до сих пор, то ли надо менять общество (опять!), то ли себя. а может и то, и другое. конечно здесь еще стоит сказать, что общество - это и есть мы. общество есть человек. общество отражает средний, срединный уровень нашего развития, настроения в целом. что правит в обществе, то правит в умах людских. если отдельно взятый человек культурен, почему общество в целом лишено культуры? если человек грамотен, почему правит безграмотность? революция мира или революция духа необходима человеку?

...
мда, я увлеклась, но таки не дописала еще. Самгин, Самгин... в целом, Самгин неплох. и как персонаж, и как человек. что ставят ему в укор? его молчаливость, нежелание вмешиваться в ход истории или, прости господи, случай с Борисом Варавкой, которого он вспоминает всю свою жизнь!
расскажу, что за случай, а то он весь роман мелькает то тут, то там. когда Клим был ребенком на его глазах погиб мальчик, Борис Варавка. Клим и Борис не любили друг друга, не были друзьями. Борис с одной девочкой побежал как то зимой на лед кататься на коньках. все катались на катке для этого предназначенном, а Борису стало скучно и он побежал вместе с одной из сестер Сомовых, на реку. там дети проваливаются под лед. первые кто прибежали к ним Клим и еще одна девочка, не помню сейчас кто уже. Клим пытается помочь Борису, но Сомова топит его, пытается удержаться с помощью Бориса наплаву. Клим кидает ремень Борису, тот его хватает и тянет самого Клима в воду. Клим пытается удержаться на льду. в какой то момент он отпускает ремень... Борис и Сомова тонут. тело Бориса никак не могут найти и кто то говорит: а был ли мальчик то, может мальчика то и не было? эти слова Горький вставляет в разных местах романа, Варавка постоянно мерещится Климу в других детях. мы должны бы видеть Клима как негодяя, чуть ли не преступника, совесть которого нечиста. но нет.
как вижу это я. Борис Варавка сам побежал на реку, сам. то, что он упал в воду и тем самым еще и Сомову за собой увлек, это его вина, а не Клима Самгина, на тот момент тоже ребенка. и вообще вряд ли бы он спас их обоих. он мог сам упасть под лед. то, что он отпустил ремень это есть не что иное как инстинкт самосохранения склонный всем нам. да, возможно есть герои, готовые подставить себя и лишиться жизни, но тем самым спасти других, но не все люди такие. Клим не стал рисковать своей жизнью. но он помог? помог, насколько было в его силах. по роману Самгина всю жизнь мучает совесть за тот случай. разве человека без совести, каким хотят нам представить Самгина, будет мучать совесть, которой он вроде как лишен? при чем всю жизнь. нет. и по другим ситуациям можно увидеть, что Самгин помогает, когда его просят. он отказывается сотрудничать с полицией, он отказывается на предложение Бердникова показать ему дело Зотовой. Самгин не подлец. и у него есть совесть, которая по мне мучает его иногда не по делу. чем же так плох Самгин? почему мы должны его презирать, что такого в нем ужасного? просто интеллигент, просто человек. со своими мыслями, которые он боится высказать, он очень неуверен! вся беда Самгина в том, что он катастрофически неуверен в себе. он умен, но он не рискует высказывать свое, не всегда кстати глупое, часто весьма интересное, мнение. там где он говорит, его прерывают. он не идет в спор, не отстаивает свое мнение, опять же потому что неуверен в себе и следовательно в своем мнении. люди глупее него настаивают на своих теориях! Самгин сам с собою обсуждающий дельную мысль, молчит.

прекрасно говорит Безбедов, мне нет дела до политики, как хотят, у меня есть голуби, остальное мне неинтересно. не хочу, говорит Безбедов, заниматься народом, Лениным, Марксом, революцией, не хочу! Самгин не решается сказать этого ни себе, ни другим. не хочу! неинтересно! хочу жить и не думать о народе, чхать я хотел на революцию, плевать! хочу просто жить. Самгин выросший среди людей говорящих только о народе и его бедах не может себе позволить этакой наглости. он вынуждает себя вникать в дела народа и страны в целом. вот он его недостаток, незаинтересованность переменами в стране, нежелание примкнуть к тем или иным движениям. нежелание гореть идеей! за это Горький решил изничтожить, всячески оплевать Клима Ивановича Самгина. но нет, Клим Самгин ныне живет свою отдельную от автора жизнь. и он не так плох, как пытается нам рассказать автор. и он все же герой. герой, которого сам автор решил как бы не раскрывать, но таки раскрыл! потому что видимо не мог делать что то наполовину.

Самгин личность невероятно неуверенная в себе, вместе с тем обладающая чутким критическим умом, глубоко мыслящая, но боящаяся о своем мнении заявить. в этом проблема Самгина. не в том, что он не принимает той или иной идеи, а в том, что свои мысли он не решается высказать вслух, другим. он слушает чушь, что несут его собеседники, а сам молчит. здесь еще конечно нежелание сравняться с другими, стать как они. желание отделиться, и своим молчанием Самгин как бы отделяется и выделяется на фоне говорящих.

антипод Самгина - Кутузов. насколько верную и правильную идею несет Кутузов? а не суть важно. важно как он ее несет! четко, конкретно, веря своим словам, заставляя других верить себе. умнее ли он Самгина? не факт. лучшую ли жизнь он несет другим склоняя их к своим мнениям? не факт. Кутузов несомневающийся персонаж, тогда как Самгин сомневается во всем. Кутузов верит себе и своим мыслям, Самгин боится верить себе и своим мыслям и потому не решается их говорить вслух. Самгин оппонент Кутузова, который не дорос до силы внушения и веры в себя и свое слово так, как верит в себя и дело, за которое агитирует Кутузов. позиция Кутузова тоже не всегда может быть правильной. иногда необходимо сомневаться. нужно уметь мыслить критически и нужно иметь смелость оставлять позади прошлые идеалы и мечты. что бы могло стать с Кутузовым? может его потом бы расстреляли, почему нет. когда дело сделано такие идейные личности уже и не особо нужны.
Самгин же под конец мне кажется должен был бы дорасти до того, что бы побороть свой страх и начать говорить. говорить все то, что он думает. к многоголосому хору мнений прибавить и свое мнение. Самгину как человеку не мешало бы осознать себя, как часть общества и вместе с тем не терять в себе индивидуальность и свое самосознание. не бояться, что коллективное, массовое поглотит его. а Самгин должно быть этого боялся. и роман, фильм закончился как бы так, что Самгина затоптали толпы народа. не есть хороший конец романа. Горький не успел, но мне кажется Самгина надо было отправить заграницу писать книгу воспоминаний о России или как он и хотел книгу "Жизнь и мысль", а вот Кутузова можно было бы убить. это было бы интересно и хорошо. либо показать разочарование Кутузова в идее, потому что не бывает долгой окрыленности чем либо, рано или поздно наступает похмелье. похмелье именно героев и идейных людей. спадает пелена с глаз, и мы понимаем что бежали за призраком, за иллюзией. что нам никогда ее не достичь. разгромили страну, и чего? и ничего.

интересна идея Самгина о книге, которую он хотел бы написать "Жизнь и мысль", о насилии человека мыслью. некая мысль, идея она словно сажает человека в свою клетку. и ни туда, и ни обратно. сама мысль как некая несвобода. чем больше ты выражаешь мнений и мыслей на счет чего либо, тем ты несвободнее. это хорошо, очень хорошо. идея хорошая т.е., а не то, что мы сидим в клетке мысли.
Самгин возможно боясь этой несвободы слов, предпочитает меньше говорить. скажешь что то, и все - капкан захлопнется. придется жить и действовать согласно сказанному. а верно ли ты сказал? через время можешь понять, что нет, неверно. и надо самого себя опровергать, самого себя! конфуз страшный. и так всю жизнь... (умора!)

чем больше мы мыслим, чем больше говорим, тем в больше клеток мы попадаем. мы говорим, что придерживаемся этих взглядов, все, мы должны теперь поддерживать эту позицию. мы сказали что мы к примеру марксисты, все, ни шагу из этой мысли. но так невозможно! так невозможно и нельзя. человек больше, чем какое либо движение или какая либо теория, ну не влазит весь человек в движения, какими бы они не были правыми и новыми, и вообще. и теории все человеку малы, все эти слова и мыслишки, малы и жмут! человек он больше, необъятнее, необъяснимее. какая же глупость, человеку который не может познать самое себя придумать нечто (идею, движение, теорию) и попытаться в нее влезть. да боже мой! ну не влезет весь человек туда, ну никак.
даже если сейчас мы можем быть одеты в определенные мнения и идеи, пройдет время... они станут нам малы. нам придется, как это говорят, переобуться. если мы хотим своего развития, если мы продолжаем мыслить, мы будем менять свои идеи, свои взгляды. мы будем меняться.
взять Толстого. тоже уморительный персонаж. поняла, чем не люблю его. очень много нравоучений. и как хорошо сказала его супруга, одни противоречия самому себе. писателю не стоит проповедовать, так как он как человек мыслящий вынужден часто менять свою точку зрения, и ему в связи с этим придется постоянно самого себя опровергать. ну срамота, право. и потому, никаких учений и проповедей. чем мне нравится роман Горького еще, он не говорит о том, кто плох, кто хорош, кто прав, а кто нет. он оставляет это на суд читателя. он прекрасно дает нам описание событий, которые происходят в стране в те годы, дает ярких персонажей, буйство диалогов, споров, мыслей. и не говорит, а что же он сам считает верным. нельзя разглядеть под множеством слов и героев, где же сам Горький.
это талант писателя. быть одновременно всеми. писатель он имеет в себе часть всех своих персонажей. он богат типажами и потому может с нами ими поделиться. это и дар, и наказание. потому что скорее всего кем именно он является... он и сам не знает. и кто из его персонажей более прав, тоже.
как то так.
...
некоторые цитаты

Поймите же, я не выношу ваших нормальных людей, не выношу веселых. Веселые до ужаса глупы и пошлы.

- Вы очень громко о революции, - предупредил Самгин, но на Инокова это не подействовало.
- Ну, - сказал он, не понижая голоса, - о ней все собаки лают, курицы кудакают, даже свиньи хрюкать начали. Скучно, батя! Делать нечего. В карты играть - надоело, давайте сделаем революцию, что ли?

Говорящего в духе - не осуждайте, потому что не плоть проповедует, а дух, дух же осуждать - смертный грех. Всякий грех простится, а этот - никогда.

- Вот вы, Иван Петрович, простой, честный, русский человек... - Митрофанов наклонил голову над столом.
- Ну, вот, скажите: как вам кажется: будет у нас революция? - Митрофанов поднял голову и шепотом сказал:
- Обязательно. Громаднейший будет бунт.

- Так, может быть, лучше, чтоб она скорей разразилась?
- Клим Иванович, - вполголоса воскликнул Митрофанов, и лицо его неестественно вздулось, покраснело, даже уши как будто пошевелились. - Понимаю я вас, ей-богу - понимаю!
- Ведь нельзя жить в постоянной тревоге, что завтра все полетит к черту и вы окажетесь в мятеже страстей, чуждых вам.
- Обязательно окажемся, - сказал Митрофанов с тихим испугом.

Он тоже чувствовал себя способным поверить: завтра явится необыкновенный и, может быть, грозный человек, которого Россия ожидает целое столетие и который, быть может, окажется в силе сказать духовно растрепанным людям:
"Да - что вы озорничаете?!"