Безумный Мустафа I и реформатор Осман II

Наталья Швец
Судя по всему, молодой султан Ахмед I умел четко разделять власть от любви и не особо попадал под влияние женщин, пусть даже и любимых. Ибо доказано — в годы его правления Кёсем не имела особого влияния в политической сфере.

22 ноября 1617 года  в совсем еще молодом возрасте султан умирает от тифа и  на трон  восходит его брат Мустафа I, рожденный от наложницы Халиме. Этот мальчик стал первым султаном, который не стал жертвой Закона Фатиха. Подобный факт объяснить довольно просто. Ахмеду при восшествии на престол исполнилось всего тринадцать лет и у него не было детей. В случае его ранней смерти, династия могла прерваться. Поэтому маленькому Мустафе была дарована жизнь. Однако назвать ее таковой было довольно сложно. Мальчик постоянно пребывал в страхе и в итоге у него серьезно пострадала психика.

Кроме того, его всеми силами пыталась спасти Кёсем. Она не хотела, чтобы на престол взошел старший сын Ахемеда — Осман, уж он-то точно бы не стал нарушать жестокий закон.

Но как бы там ни было, Мустафа стал султаном. Он правил  всего три месяца, затем его сместил Осман. Следует отметить, что Кёсем-султан находилась с ним в довольно хороших отношениях. Более того,  в 1619 году, он, будучи султаном, даже посещал ее в Старом дворце. Однако это не помешало Осману отдать приказ казнить старшего сына Кёсем шахзаде Мемеда   перед тем, как сам отправился на Хотинскую войну. Поход оказался неудачным, что очень обострило его конфликт  с янычарами.

К тому же, молодой Осман замыслил ряд реформ. В его планах значилось создание новой армии из тюркского населения Анатолии и Северной Сирии, дабы заменить ею янычар. Как доносил гонец Сулишовский: «Пренебрегая старыми воинами, он счел необходимым других набрать на их место, поскольку из-за их равнодушия в боях под Хотином не мог одержать ни одной победы над войском короля».

Он также собирался перенести столицу из Стамбула в  Анатолию. Но самое большое недовольство вызвали его женитьбы.  Осман  начал жениться  на свободных турчанках. Его первой женой стала Айше-хатун, внучка Пертева-паши, служившего визирем Сулеймана I и Селима II и Айи-хатун, бывшей наложницы шехзаде Мехмеда.

Второй его женой считается Акиле-хатун, дочь шейх аль-ислама, который был против этого брака, но ничего не смог сделать. Потом было еще несколько браков.

В итоге на стороне заговорщиков стали выступать улемы.

19 мая 1622 года начался мятеж, который поддержали мать свергнутого Мустафы Халиме-султан и ее зять Кара Давут-паша. Султан Осман был свергнут, подвергнут страшным издевательствам и на другой день задушен. Таким образом он стал первым в истории Османского государства правителей, убитым своими поданными.

 В качестве доказательства, что правителя больше нет,  его  ухо и нос доставили Халиме Султан.  После чего бунт, бушевавший четыре дня мгновенно прекратился.

Безумный Мустафа вновь стал султаном, а Халиме при нем валиде-султан. Второе правление Мустафы продлилось до 10 сентября 1623 года. Его психическое состояние всем поданным внушало серьезные опасения. Мало того, что он оказался марионеткой в руках матери и великого визиря Кара Давута-паши, так как еще  продолжал считать, что Осман жив. Султана постоянно видели бродившим по дворцу. Он стучался  в двери, искал племянника и просил его избавить от бремени власти...

При дворе надеялись, что общение с людьми немного поможет Мустафе, но все оказалось зря. Во время заседания совета Дивана молодой султан мог начать срывать с голов визирей чалму и приниматься дергать их за бороды. Кроме того, любил бросать монеты птицам и рыбам. Османский историк писал:  «эту ситуацию замечали все государственные мужи и народ, и они понимали, что он был психически неуравновешен».

Вполне естественно, что так долго продолжаться не могло. Стране нужен был разумный правитель.

Интересный факт.  В итальянской семье Османи существует легенда, что они происходят от сына Османа по имени Ахмед. Согласно предания, его происхождение было признано Папой Римским и он был принят в число дворян. Папа даровал ему «драгоценную реликвию с креста Иисуса», которую потомок Ахмеда в 1924 году пожертвовал собору города Реканати.