Где начало необходимости?
Представьте, что вы проезжаете по мосту через реку Сура (или, может, Сур-Ра?). Вы много раз употребили в своей жизни слово, понятие, научную категорию «необходимость», но не задумывались, как правило, а что же это за слово и как оно появилось в нашей речи: «не- обходи- мость». Мосты строили с незапамятных времён, и они продолжают возводиться, например, на наших глазах возникает из небытия совсем свеженький Крымский мост. Где найти начало этого явления, то есть увидеть, как наяву, весь процесс образования нового слова и превращения его из бытового обращения в научное понятие?
Конечно, там, где кто-то доказал всему сообществу: «Срочно, крайне, до-за-резу, необходиМ Мост!». Без него нельзя обойтись, широкую реку или пролив не обойти стороной, река даже в песнях широка и глубока. В одиночку строительство не осилить… Нужны затраты труда большого количества людей, нужен транспорт, материалы и другие средства производства. А мост так необходим всем нам… Не забудем отметить: понятие "необходимость" служит иллюстрацией третьего закона древнего словообразования. Обратите внимание: "Не-обходиМ-Мост"! Двойная буква-звук "М" сведена в одну то ли из-за экономии древнего писчего материала, то ли из каких-то тайных соображений. Над буквой "М" надо бы поставить титло (знак сокращения), но современная грамматика этого не предусматривает. Одинаковые согласные буквы-звуки в конце одного слова и в начале другого слились на письме в одну. Не случайно же их назвали "согласными"!
Почти все наши реки отличаются тем, что правый берег у них гористый. На нём прекрасно растут сады и дают отличные урожаи яблони и прочие фруктовые деревья и ягодные кустарники. На левом заливном берегу - луговые травы, пастбища, огороды со всевозможными овощами, чуть подальше – поля зерновых культур. Возникает нужда, потребность в товарном обмене между жителями двух берегов полноводной реки, то есть появляется осознанная необходимость в транспортировке части урожая как на левую сторону, так и на правую. Возникают товарные отношения, начинает развиваться торговля, растут посевные площади для производства товаров, даётся толчок для развития ремёсел. Плоты, лодки, паромы уже не могут полноценно удовлетворить растущие потребности хлеборобов, овощеводов, садоводов и ремесленников, а также подрастающих молодых юношей и девушек для поиска "своей половинки".
Стало быть, строить мост необходимо «всем миром»: сбросились, скинулись, спели много раз «Дубинушку». Мост готов. Вот и появилась новая потребность, перерастающая в новую необходимость: как можно скорее оправдать все затраты на строительство. Возникает новое выражение в виде крика караульных: «Не обходи мост! Мы его для тебя построили. Вот только надо бы заплатить нам хотя бы предметами первой необходимости...» Так и слышится древнее крылатое выражение «Не зная броду, не суйся в воду! Не обходи наш мост! Пользуйся!» Попутно подчеркнём, что в предложении "Не обходи Мост!" нет уже первой буквы-звука "М". Одно из двух "М" исчезло.
Стражники больше всех были заинтересованы в источниках доходов. Крылатое выражение: «Не зная броду, не суйся в воду!» нашло широкое применение и по-все-местное распространение с тех самых пор, когда люди научились строить мосты. Слово «пере-права» подчёркивает обязательно возникающую в обществе неравенства людей потребность защитить какие-то права, перебравшись на другой берег с целой дружиной, а то и ещё раньше - с оравой. Вот так и появляются многие научные категории, которыми щеголяют философы и преподаватели, часто даже не задумываясь об условиях происхождения ставших научными понятий. Так и теряется древний смысл образования многих слов. Речь наша становится чаще всего выхолощенной, обессмысленной. Появилось и скептически обидное слово "ди-лет-Ант", то есть человек из народа "Анты", получивший доступ к обучению всего-то на "два лета", что продолжалось веками. Только в ХХ веке появилась обязательная и даже бесплатная семилетка, потом восьмилетка, затем десятилетка и, наконец, в наши дни - одиннадцатилетка.
Я убеждена, что многие русские слова несут в себе воспоминание о древнем пути нашего народа. Они красочно раскрывают нам неизвестные страницы древней истории. Их изучение позволило бы значительно расширить для детей исторические знания. Можно было бы превратить уроки русского языка в более интересные, запоминающиеся, как говорится, с одного раза, события. Любопытно, будут ли философы, преподаватели ВУЗов, учителя использовать мои находки в своих строго научных, получивших "допуск" откуда-то "сверху" занятиях или, прямо скажем, но часто довольно скучных лекциях? А вот попугай моей соседки по-прежнему кричит: "Перестройка провалилась!!!" А мы с вами чем-то от него должны были бы отличаться? Или нет?!
На нашей "перестроечной" памяти из небытия возник грандиозный Крымский Мост. Он вдохновил даже ребёнка, ученицу 5 класса, и она написала совсем детское стихотворение, назвав его "Мост от Мира к Миру!"*** Написала, уже зная по моим музейным занятиям содержание слова "не-обходим-мост"!
*** См.: Стихи.ру Нина Евгеньевна.