Несусветная Грамота-5-Где начало необходимости?

Нина Евгеньевна
       Где начало необходимости?
      
       Представьте, что вы проезжаете по мосту через реку Сура (или, может, Сур-Ра?).  Вы много раз употребили в своей жизни слово, понятие, научную категорию «необходимость», но не задумывались, как правило, а что же это за  слово  и  как оно появилось в нашей речи: «не- обходи- мость».  Мосты строили с незапамятных времён, и они продолжают  возводиться, например,  на  наших  глазах  возникает из  небытия  совсем свеженький  Крымский мост.  Где  найти  начало этого явления,  то есть увидеть, как наяву, весь процесс образования  нового слова и превращения его из бытового обращения в научное понятие?
            
       Конечно, там, где кто-то доказал всему сообществу: «Срочно,   крайне,  до-за-резу, необходиМ  Мост!».  Без  него  нельзя  обойтись, широкую реку или пролив   не обойти стороной,  река даже в песнях  широка  и  глубока.   В  одиночку  строительство  не осилить… Нужны затраты труда большого количества людей, нужен транспорт, материалы и другие средства производства.   А мост так необходим всем нам… Не забудем отметить: понятие "необходимость" служит иллюстрацией третьего закона древнего словообразования. Обратите внимание: "Не-обходиМ-Мост"! Двойная буква-звук "М" сведена в одну то ли из-за экономии древнего писчего материала, то ли из каких-то тайных соображений. Над буквой "М" надо бы поставить титло (знак сокращения), но современная грамматика этого не предусматривает. Одинаковые согласные буквы-звуки в конце одного слова и в начале другого слились на письме в одну. Не случайно же их назвали "согласными"!
         
       Почти все наши реки отличаются тем, что правый берег у них гористый. На нём прекрасно растут сады и дают отличные урожаи яблони и прочие фруктовые деревья и ягодные кустарники.  На  левом заливном берегу - луговые травы, пастбища, огороды со всевозможными овощами,  чуть подальше – поля зерновых культур.  Возникает нужда, потребность в  товарном  обмене  между  жителями   двух берегов  полноводной  реки,  то есть появляется осознанная необходимость в транспортировке части урожая как на левую сторону, так и на правую. Возникают товарные отношения, начинает развиваться торговля, растут посевные площади для производства товаров, даётся толчок для развития ремёсел. Плоты, лодки, паромы уже не могут полноценно удовлетворить растущие  потребности  хлеборобов,  овощеводов, садоводов и ремесленников, а также подрастающих молодых юношей и девушек для поиска "своей половинки".
         
       Стало быть, строить мост  необходимо «всем миром»: сбросились, скинулись, спели много раз «Дубинушку». Мост готов. Вот и появилась новая потребность,  перерастающая в новую  необходимость:  как можно скорее оправдать все затраты на строительство. Возникает новое выражение  в  виде крика  караульных: «Не обходи мост!  Мы его для тебя построили. Вот только надо бы заплатить нам хотя бы предметами первой необходимости...»  Так и слышится древнее крылатое выражение «Не зная броду, не суйся в воду!  Не обходи  наш  мост! Пользуйся!» Попутно подчеркнём, что в предложении "Не обходи Мост!" нет уже первой буквы-звука "М". Одно из двух "М" исчезло.
         
       Стражники  больше всех были  заинтересованы  в источниках доходов.   Крылатое  выражение: «Не зная броду, не суйся в воду!» нашло широкое  применение и   по-все-местное распространение с тех самых пор,  когда люди научились строить мосты.  Слово  «пере-права»  подчёркивает  обязательно  возникающую  в  обществе  неравенства  людей  потребность защитить какие-то права, перебравшись на другой берег  с  целой  дружиной,  а  то и ещё  раньше - с оравой. Вот так и появляются  многие научные категории, которыми  щеголяют  философы и преподаватели,  часто  даже  не задумываясь  об условиях  происхождения  ставших научными понятий. Так и теряется древний смысл образования многих слов. Речь наша становится чаще всего выхолощенной, обессмысленной. Появилось и скептически обидное слово "ди-лет-Ант", то есть человек из народа "Анты", получивший доступ к обучению всего-то на "два лета", что продолжалось веками.  Только в ХХ веке появилась обязательная и даже  бесплатная семилетка, потом восьмилетка, затем десятилетка и, наконец, в наши дни - одиннадцатилетка.
      
       Я убеждена, что  многие  русские  слова  несут в себе  воспоминание о древнем пути  нашего  народа. Они  красочно раскрывают нам неизвестные  страницы древней  истории. Их изучение  позволило  бы значительно расширить для детей исторические знания.  Можно  было  бы  превратить уроки русского языка  в  более интересные, запоминающиеся, как говорится, с одного раза,  события.    Любопытно, будут ли философы, преподаватели ВУЗов, учителя использовать мои находки в своих  строго  научных, получивших "допуск" откуда-то "сверху" занятиях или,  прямо скажем, но часто довольно скучных  лекциях? А вот попугай моей соседки   по-прежнему кричит: "Перестройка провалилась!!!" А мы с вами чем-то от него должны были бы отличаться? Или нет?!
      
        На нашей "перестроечной" памяти из небытия возник грандиозный Крымский Мост. Он вдохновил даже ребёнка, ученицу 5 класса, и она написала совсем детское  стихотворение, назвав его "Мост от Мира к Миру!"*** Написала, уже зная по моим музейным занятиям содержание  слова "не-обходим-мост"!

*** См.: Стихи.ру Нина Евгеньевна.