Ракетный залп, или Исповедь лейтенанта - 1

Николай Кирюшов
(не прикольный анекдот, а повесть с нешуточным эпилогом на «раз, два, три»)


                «– Папа, а почему ты не стал адмиралом?
                – Потому что у адмирала есть свой сын.»
                (флотский анекдот с бородой)


             1. О годах и «годках»


     Год корабельной лейтенантской службы запросто можно приравнять к пяти годам «заточения» в военно-морском училище. Почему так? Почему «заточения»? Не секрет, что почти у каждого «свежеиспеченного» выпускника-лейтенанта, ступившего на палубу своего первого корабля, сразу складывается впечатление, что учили его совсем не тому, что действительно нужно знать и уметь на военном флоте. Не верите? Верьте! Или уже забывать стали? Или сами на кораблях не служили, товарищ адмирал?

     Для лейтенанта Евгения Коляшина – командира третьей артиллерийской батареи, а точнее командира БУК – батареи универсального калибра БЧ-2* первый год пролетел очень быстро. И вот, пришло оно – долгожданное лето 1984-го!

     В стране сменился её лидер, вместо Генерального секретаря  ЦК КПСС Ю. В. Андропова в Кремль «присел», хоть и ненадолго, другой старый «генерал» от партии власти К. У. Черненко, так что горбачёвская «перестройка» с её «гласностью» и «ускорением» в то время ещё даже не витали ни в обществе, ни тем более в армии. Зато много чего нового в «ускоренном режиме» за год познал молодой офицер Коляшин на своём сторожевом корабле Балтийского флота «Неукротимый».

     Самым главным, конечно же, было освоение им военной специальности, причём не только устройства и функционирования новейшей цифровой радиолокационной системы управления стрельбой «Лев», но и современных  артиллерийских  установок  АК-100, установленных в кормовой части его корабля. К сожалению, в военно-морском училище Евгения, с такими же, как он товарищами по оружию, ни тому, ни другому, увы, даже близко не обучали. Преподавали тогда «по старинке» – что есть – то и есть, иными словами – на классической, но морально устаревшей материальной части. А что до нового? Да кто про то «новое», как потом окрестят – в «застойное время», толком в стране интересовался?  Для  курсантов Калининградского ВВМУ конца 70-х – начала 80-х годов это было время «беззаботного» времяпровождения за высоченным училищным забором –   «заточения», в самом, что ни на есть, «беззаботно-застойном» понимании этого слова.

     Первый курс – наиболее трудный в адаптации ребят, вчерашних школьников, к воинской дисциплине и строгому уставному порядку. Поэтому его, равно как и самих первокурсников, называют «Без вины виноватые».

     Курс второй – «Человек с ружьём», когда возмужавшие за год курсанты, помимо занятий, самостоятельно несут службу с оружием в караулах и готовятся к своему первому штурманскому путешествию на учебном корабле в море. В летний отпуск они разъезжаются по домам уже с тремя «галками» на рукаве форменки, со знаком «За дальний поход» на груди, в шитых на особый «калининградский» манер бескозырках и брюках-клёш от бедра на 32 сантиметра внизу. Шик!
 
     Самый весёлый курс – это третий, на котором курсанты успевают не только с лёгкостью вкушать знания, но и с улыбкой «обрастают ракушками», то есть получают реальный военно-морской «хулиганский» опыт. Первые вечерние «самоходы»** в город (главное – не попасться) и ещё кое-чего «из недозволенного» по уставу – всё там, на третьем году обучения! Именно поэтому «беспечных» третьекурсников (ведь до выпуска ещё целых два года!) зовут – «Весёлые ребята».

     На четвёртом курсе эти ребята уже носят «мичманки» – флотские фуражки, на которых отдельные «курсанты-модники» вместо обычных черных козырьков пришивают прозрачную на свет «защиту  от  солнца»  –  самодельные  козырьки  из тёмно-синего  или тёмно-зелёного органического стекла. Круто, особенно летом! Четверокурсники вовсю осваивают науку «Побеждать» не только в морских баталиях на учебных занятиях, но и на любовном фронте – это период серьёзных отношений с девушками, потому курс этот называется «Женихи и невесты».

     Наконец, выпускной пятый курс – когда каждому курсанту ещё можно в «предпоследний» раз оглянуться назад и успеть понять: ко всему ли ты готов и что можешь взять с собой  (тот  самый профессиональный багаж знаний и умений) для дальнейшей – настоящей службы на флоте. Ну, а те, кто не сумел выбрать «боевую подругу» на четвёртом году учёбы, активничают на пятом. Курсантские свадьбы в этот год случаются с регулярным постоянством, а некоторые успевают ещё до выпуска стать и молодыми  папашами.  «Отцы  и  дети»  –  так  величают  курсантов военно-морского училища на пятом курсе.

     У Коляшина всё случилось иначе. «Без вины виноватый» Женька со своей будущей женой познакомился уже на первом курсе, а в начале четвертого, осенью 1981 года, в соответствии с училищным пятилетним «регламентом», счастливые молодые люди поженились. Как-то на одном практическом занятии, Евгений, тогда уже главный корабельный старшина и пятикурсник, поинтересовался у одного авторитетного преподавателя с «умной» фамилией Книжкин:

     – Товарищ капитан первого ранга, Владимир Семёнович, а поновее из артиллерии и систем управления артиллерийским огнём ожидается что-нибудь в ближайшее время на флоте?!

     – Конечно! Вот кому повезёт попасть служить на новый корабль – там с этим «новым» и познакомится! – последовал вполне  резонный ответ мудрого педагога.

     Лейтенанту Коляшину «повезло». За прошедший год ему пришлось учиться всему самому на «Неукротимом», называя себя, иногда с досады, а порой и с гордостью – «универсальным комбатом», потому что корень в слове «университет» совпадал с наименованием калибра его сто миллиметровых артустановок. Проходил Евгений этот ускоренный экстернат практически ежедневно, случалось, что и по ночам самостоятельно занимался тоже. На тренировках, частных и общих корабельных учениях обретал навыки управления батареей, не редко совершая ошибки (не без этого), но, как говорится на ошибках учатся. Лучше бы, конечно, не на своих!
Регулярные боевые дежурства по противовоздушной обороне в базе, выходы корабля в море с выполнением подготовительных и зачётных стрельб – всё это шло в ту бесценную копилку, называющеюся приобретением настоящего профессионального опыта и совершенствованием мастерства. А успешные показатели «Неукротимого» по боевой подготовке говорили сами за себя – в завоевании кораблём по итогам года приза Главнокомандующего ВМФ за отличную артиллерийскую стрельбу по морской цели несомненно была заслуга и лейтенанта Коляшина.

     Итак, минул год, и Женька стал «годком»! Это в неофициальной   матросской   «иерархии»   –   «годок»  –  моряк  по третьему году службы и то в свои последние шесть месяцев до увольнения в запас  –  не  до  «дембеля»,  как  в  армии, а именно до ДМБ*** – так говорят на флоте! Дальше по убывающей в их корабельной службе следовали ещё такие этапы, как «подгодок», «полторашник», «борзый карась» и «карась» (обыкновенный), и даже «дух». О, как! Ведь целых три года морячки служили в советском Военно-Морском Флоте, не то, что сейчас! По нынешним временам – все матросы-срочники на надводных кораблях – «рыбёхи» – сплошняком одни «караси»!

     Зато у молодых офицеров –  «годок»  –  самое  безобидное,  но отличительное и «почётное» прозвище – это лейтенант, который год,  как  прослужил  на  корабле,   сдал  все  положенные зачёты  и допущен ко всему при стоянке в базе или на якоре в море, а тем более – к самостоятельной ходовой вахте.   Конечно же,   это чисто  условное определение, ибо «годковщину» на флоте никто не отменял и никогда не отменит. Истинные «годки» – это настоящие мореманы, опытные, всё знающие и умеющие адмиралы, офицеры и мичманы!

     …В августе 1984 года на сторожевой корабль «Неукротимый» пожаловал очередной десант «духов» – выпускников военно-морских   училищ!   Был  среди  них  и,   назначенный   командиром первой зенитной ракетной батареи (ЗРБ-1) в БЧ-2, ещё «неукрощённый» лейтенант Алексей Негоров.


*     БЧ-2 – ракетно-артиллерийская боевая часть на военном корабле.
**   «Самоход» – или «самоволка» (жарг. ) – самовольное оставление воинской
       части.
***  ДМБ – демобизизация, увольнение в запас личного состава срочной службы.

               (продолжение в "Ракетном залпе, или Исповеди лейтенанта-2" -
                http://proza.ru/2020/05/18/839)
               

                © Н. Кирюшов, 2020 г.