Окинув взглядом прошлого страницы. Глава 3

Арт Беркон
Глава 3. Защита диплома

   Пять лет учёбы в институте остались позади, я вышел на преддипломную практику. До защиты диплома осталось полгода. На распределении меня оповестили, что я направляюсь в распоряжение Министерства цветной металлургии Каз ССР. Это было ожидаемо. Я же упомянул в первой главе, что после окончания учёбы я обязан был вернуться в Казахстан. Это было довольно неприятно, т.к. у меня к тому времени был вызов из недавно открывшегося ВНИИМЭТ (института материалов этектронной техники) в Калуге. Там обещали интересную работу, которую было бы обидно потерять.

   Через неделю после распределения я слетал в Алма-Ату в надежде получить открепление, но моим мечтам не суждено было сбыться. В министерстве мне предписали после получения диплома явиться в распоряжение Иртышского химико-металлургического завода (ИХМЗ). Сколько я ни уговаривал чиновников из Управления по кадрам, они были непреклонны. Мне объяснили, что не для того Казахстан посылал меня на учёбу в Москву, чтобы потом за здорово живёшь потерять такого ценного и перспективного специалиста.
 
   «Поезжайте на ИХМЗ. Это совершенно необычный завод, занимающийся выпуском редкоземельных и тугоплавких металлов. Вам там будет интересно работать и вы сможете многому научиться. Вот если они отпустят Вас, то тогда вы сможете считать себя вольноопределяющимся и ехать на все четыре стороны. А пока извините. И не вздумайте сбежать, - предупредили меня вдогонку, - мы найдём вас и привлечём к ответственности за уклонение от работы по месту распределения». С тем я и уехал.
   За время этой поезки я сильно поиздержался, просить дополнительных субсидий у родителей было совестно. Нужно было искать возможность как-то подзаработать денег. Не помню уже кто предложил мне поработать в институте акустики. Туда меня взяли в качестве “подопытного кролика“. В течение трёх часов в день я должен был сидеть в абсолютно герметичной камере. Мне надевали наушники, и я должен был улавливать звуковые сигналы разной частоты и мощности. Если слышишь сигнал, нажимаешь кнопку, не слышишь, соответственно, не делаешь этого. Работал я там 2 или 3 раза в неделю. Оплата была почасовая. Платили довольно прилично, так что я сумел не только восстановить свой бюджет, но и скопить денег на пошив костюма-тройки в одном из лучших ателье Москвы – ателье ГУМа (а по тем временам это стоило очень недёшево), в котором я защищал диплом, женился, и он ещё долгие годы был моим единственным выходным костюмом.
    Полгода пролетели быстро. Дипломную работу я защитил успешно. Председатель комиссии отметил, что эта работа при небольшой доработке вполне могла бы претендовать на присуждение степени кандидата технических наук. Он рекомендовал руководству института рассмотреть вопрос о принятии меня в аспирантуру. Но на кафедре очень быстро погасили вспыхнувшие у меня надежды.
«Мест в аспирантуре, молодой человек, нет, - сообщил мне зав. кафедрой, - и денег на создание места специально под вас тоже нет. К тому же вас направил на учёбу Казахстан, так что поезжайте туда, отработайте положенный срок на его территории, а потом в общем порядке подавайте документы на поступление в аспирантуру. А ещё лучше попробуйте договориться на месте, чтобы вас послали в целевую аспирантуру. В этом случае институту не нужно будет заботиться о финансировании вашей учёбы, и вопрос приёма в аспирантуру будет решаться значительно проще и быстрее. Удачи Вам».

   Я уже знал, что отрабатывать в Казахстане мне придётся 3 года, а за это время много чего может произойти, да и наука не стоит на месте. Так что мечта об учёбе в аспирантуре с учётом высказанной ректором института  установки на подготовку «национальных кадров» скорее всего так и останется мечтой.

   Получив диплом, я отправился в Одессу, где в это время жили мои родители после демобилизации отца. Моим мозгам, последние шесть месяцев занятым вопросами электро-химического осаждения сплавов, дефектами их структуры, диаграммами состояния, то есть всем тем, о чём я писал в дипломной работе, был необходим срочный отдых. Там со мной произошла довольно занятная история.