Здравствуй, мамочка...

Наталья Адлер
"Я первенькую в сорок четвёртом рожала, а потом сынка в пятьдесят третьем и доченьку в пятьдесят пятом, а теперь уже моя младшенькая второго поехала рожать… Как годы летят-то… А сваты ничего так, тоже всё-таки переживают, хоть и недовольны были выбором сына – старше себя взял, да с ребёнком, а сам ещё в армии не служил, - думала, ворочаясь в постели Зоя, вспоминая, как провожали Наташу в Волгоград в роддом на сохранение ребёнка. - Надо ей письмо написать, чтоб не переживала". Она взяла ручку, листочек из школьной тетради и стала писать:
    «Привет из Елани! Здравствуй дорогая наша доченька Наташа! Дома у нас всё хорошо. Поповы после твоего отъезда уже два раза были у нас. От твоего Коли писем пока нет ни тебе ни им. Мы с внучкой Валюшей тоже у них были, всё хорошо. Знаешь, Наташа, когда ты села в автобус и уехала, то свекровь заплакала, и свёкор тоже ушёл вперёд и слёзы вытирал. За садик я уплатила, Валюшка слушается, кушает хорошо, вот только вечером не уложишь, пока не посмотрит кино на четвёртой программе. Так что всё у нас хорошо, не волнуйся.
   Поповы нам уже сказали, что Новый год будем встречать у них, они боятся уходить из дома, чтобы не угнали у них машину. На этом писать кончаю, пока, доченька, крепко, крепко тебя целуем – папа, мама, твоя доченька Валюша. Пиши, ждём». Утром, когда внучка проснулась, бабушка позвала её к столу и сказала:
 - Давай твою ручку обведём и маме в конвертике пошлём! -
   Валюша с радостью растопырила пальчики и прижала их к листочку.
   - Ну, вот, какая красивая ладошка получилась, а на ней я напишу письмо от тебя. Что писать?
   - Бабулечка, пиши так: здравствуй, мамочка, скорей приезжай!
   - Вот, видишь, написала уже. Ну, иди кушай, а потом гулять пойдём.
     И после дописала: «Наташа, я видела тебя во сне, ты родила мальчика и он весь, как Коля, и мы его с тётей Шурой, свахой, заворачиваем в пелёнки. Дай Бог, чтобы было всё благополучно. Пиши чаще, мы очень ждём».
   Погуляла с внучкой, сварила вкусный борщ с уткой на обед, всех накормила, посуду перемыла и легла с Валей отдыхать. Благо – выходной. Малышка уснула, а Зоя думала: «Жаль, что после Наташи у меня внематочная беременность случилась, прооперировали и больше деток не было… Я бы много их нарожала… Послевоенных, победителей! Господи, сколько жизней война унесла!.. Как я ещё в этом аду уцелела?! Тогда и решила, что если выживу, рожать буду всех! Ни одного аборта не сделаю! А оно вон как вышло, внематочная…»
   Встала, взяла книгу и погрузилась в чтение. Муж что-то шил, как всегда, не признавая ни выходных ни праздников. Так и бежали дни - с утра до вечера, а ночи - с вечера до утра. Тихо, мирно, с работой по дому и в огородной бригаде на плантации в колхозе. Слава Богу, новый дом построили, хозяйство завели – корову, свиней, птицу. Всё хорошо.
   …Прошло немало лет с тех пор. Наташа действительно родила мальчика, назвали, как деда, Владимиром. Внуки росли, дети переходили в пору зрелого возраста, а бабули и дедули старели… Валюша уже заневестилась, когда любимую бабушку стали мучить приступы одышки. Врачи поставили диагноз: астма сердца. А когда случился приступ резкой режущей боли в боках и животе, и лицо стало жёлтым, то Зою положили в больницу. Срочно надо было оперировать: обнаружили камни в жёлчном.
   Последнее, что мелькнуло в голове, когда её завезли в операционную и положили на стол под лампы: «Кажется, жизнь закончилась…»
   Зоя умерла на третий день после операции, не приходя в себя…
   Спустя почти 30 лет после её смерти, Наташа как-то перебирала старые домашние архивы у себя дома, вдруг из тетради выпал конверт с позабытым почерком. Она подняла его, вынула листочек и слёзы хлынули из глаз, рыдала, кричала в голос:
   - Мамочка, родная моя, заботливая моя, любимая!.. Как же больно! Как тебя не хватает! – И опять рыдала. Долго, безутешно. Пошла в ванную, умылась, всхлипывая, поправила седую прядь. Когда совсем успокоилась, то подумала: «Надо Валюше позвонить, пусть придёт посмотрит на свою ладошку, когда ей было пять лет, сейчас-то 45, и письмо бабули посмотрит с надписью на ладошке – "Здравствуй, мамочка, скорей приезжай».