Часть седьмая. Алексей Пешков

Наталья Гермаш
Действующие лица:
Алёша Пешков
Маша Басаргина
Матушка игуменья

ИГУМЕНЬЯ. Пришла в себя, детонька?
МАША. Что со мной?
ИГУМЕНЬЯ. Слава Богу, уже всё хорошо.
МАША. Где я?
ИГУМЕНЬЯ. В Усть-Медведице, детонька, в монастыре.
МАША. И давно я здесь?
ИГУМЕНЬЯ. Да уж третий день.
МАША. Третий день! А Алёша? Алёша где?
ИГУМЕНЬЯ. Здесь он, не беспокойся.
МАША. Матушка Арсения! Пустите его ко мне.
ИГУМЕНЬЯ. Ох, детонка, что ты творишь с собой!  Лежи, лежи, нельзя тебе вставать.
МАША. Матушка Арсения! Умоляю, я должна его видеть.
ИГУМЕНЬЯ. Ох, молодость безрассудная. Позову. И так, от двери не отгонишь. Маковой росинки в рот не взял, глаз ночами не смыкал. Алёша!

Входит Алёша.

АЛЁША. Что? Что случилось?
ИГУМЕНЬЯ. Очнулась наша болезная. Тебя зовёт.
АЛЁША. Очнулась? Как она, матушка игуменья?
ИГУМЕНЬЯ. Слаба. Горит вся, бредит беспрестанно.
АЛЁША. Есть надежда?
ИГУМЕНЬЯ. На всё воля божья. Видно, прогневили вы господа. Молится надо, молится денно и нощно о спасении души.
МАША. Алёша.
ИГУМЕНЬЯ. Иди уж.
МАША. И вы, матушка, не уходите.
АЛЁША. Как ты, Машенька, золотце моё?
МАША. Хорошо, Алёшенька. Ты со мной, и мне хорошо, покойно. А ты что такой смурной? Исхудал весь.
АЛЁША. Прости меня, Машенька, прости, кругом я виноват. Нельзя было тебе идти со мной.
МАША. Нет-нет, Алёша, я пошла за тобой по своей воле. Любовь подсказала мне этот путь.
АЛЁША. А если случится что с тобой?  Разве смогу я себе простить?
МАША. Не говори так, Алёша. Ты спас меня, ты дал мне жизнь. Без тебя я задыхалась. Без тебя не стало бы мне жизни в Царицыне. Матушка Арсения,  к вашим стопам припадает грешная раба божия Мария Басаргина. Выслушайте.
ИГУМЕНЬЯ. Встань, детонька, негоже тебе на холодном полу лежать. Слушаю.
МАША. Полюбили мы с Алёшей друг друга без памяти. Верно, Алёша?
АЛЁША. Верно. В тебе всё моё счастье.
МАША. Хотели обвенчаться перед лицом господа нашего, чтобы быть друг другу опорой и в радости, и в беде. Разве есть что худое в наших помыслах, а, матушка?
ИГУМЕНЬЯ. Нет, детонька. Любовь от бога даётся, и браки свершаются на небесах.
АЛЁША. Благословите нас на брак, матушка Арсения!
ИГУМЕНЬЯ. Стоило ли ради этого идти сюда из Царицына? Жизнью  её рисковать?
МАША. А как же иначе, матушка? Нет нам места в Царицыне. Алёша – простой грузчик, а батюшка мой – городской глава. Он меня насильно замуж выдать хочет за нежеланного. Разве это правильно, матушка?
ИГУМЕНЬЯ. Насильно мил не будешь. Тут неволить никого нельзя.
МАША. Благословите нас, матушка, Христом богом молю. Батюшка сжалится над нами, когда узнает о вашем благословении.
ИГУМЕНЬЯ. Ох, что делать мне с вами, дети мои? А знает ли батюшка твой, что вы здесь?
МАША. Не знает. Мы тайно бежали. Иначе Алёше было несдобровать. Батюшка на него полицию наслал, грозился арестовать его и на каторгу отправить.
ИГУМЕНЬЯ. За что? Или творил ты, Алексей, зло против людей?
АЛЁША. Нет, матушка игуменья, не было в моих делах никакого злоумышления. Мы с друзьями просто читали книги и мечтали о счастливой жизни. Да ещё  я  сказки свои им рассказывал.
ИГУМЕНЬЯ.  Что за сказки? Сказка сказке рознь.
МАША. Хорошие сказки: ясные, добрые. Если б вы видели, матушка, как у людей лица прояснялись, когда они Алёшу слушали.
ИГУМЕНЬЯ. Значит, радость людям дарил?
АЛЁША. Очень надеюсь на это. Ведь как живут люди? Тяжело живут, в несправедливости и унижении. А надо, чтоб жили счастливо. Всё бы за это отдал, да только нечего мне больше людям дать, кроме того, что вообразить могу да рассказать.
МАША. Он в свои сказки всю душу свою вкладывал, всё сердце горячее.
ИГУМЕНЬЯ. Суров Басаргин: за сказки – на каторгу.
МАША. Спасите нас, матушка Арсения! На вас одна надежда.
АЛЁША. Благословите, матушка!
ИГУМЕНЬЯ. Ох, дети мои, дети! Делать нечего. Добром аукнется, добром и откликнется. Благословляю вас на брак. Пусть союз ваш будет нерушим до скончания дней ваших.
МАША. Благодарим вас, матушка.
АЛЁША. Благодарим.
ИГУМЕНЬЯ. Любите друг друга и будьте счастливы. А я за вас буду вечно бога молить. (уходит)
МАША. Ах, как я счастлива, Алёша. Теперь батюшка нас простит. Мы можем возвращаться в Царицын.
АЛЁША. Не спеши, Маша. Сначала надо здоровье твоё поправить. Приляг.
МАША. Нет-нет. Я чувствую себя намного лучше. Я почти здорова, поверь. У меня просьба к тебе. Обещай выполнить.
АЛЁША. Конечно, золотце моё.
МАША. Ты на батюшку моего зла не держи. Прости его во имя нашей любви.
АЛЁША. Хорошо, Маша, обещаю.
МАША. Спасибо тебе. Я знала, что ты великодушен.
АЛЁША. Что с тобой?
МАША. Что-то душно мне, тесно. Хочу на небо взглянуть, на солнышко. Помоги мне. Помнишь, как-то раз ты рассказывал сказку…
АЛЁША. Какую?
МАША. Прекрасную сказку о гордой и бесстрашной птице, которая не боится бурь и штормов. Ах, как бы я хотела стать этой птицей. Вот так бы раскинуть крылья и полететь! Расскажи мне эту сказку, Алёшенька.
АЛЁША. Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет буревестник, чёрной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая в небо, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы…
МАША. (перебивая его) Как хорошо! Алёша, я очень тебя люблю. Помни об этом всегда. Читай дальше, читай.
АЛЁША. В этом крике – жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. (замечает, что Маша бездыханна). Маша! Маша, очнись!