Рассказы о гоше. на рыбалке

Андрей Саломатов
Как-то летом на даче мы с папой решили пойти на вечернюю рыбалку. Пока я копал в саду червей, а папа занимался удочками, мама приготовила нам штук десять бутербродов. Гоша в это время на веранде мыл посуду. Вдруг послышался звон разбитой тарелки, а затем и голос Гоши:
    - Ой, я нечаянно. Эти тарелки скользкие, как рыбы.
    - Возьмите Гошу с собой, - попросила мама. – А то он перебьет нам весь сервиз.
    - Да, Гоше можно доверять только пуленепробиваемую посуду, - привязывая крючок, ответил папа.
    Снова раздался звон разбитой тарелки и невозмутимый голос Гоши:
    - А это на счастье. Примета такая есть.
    - Гоша, мне не нужно такое счастье, - громко сказала мама. – Иди в сад, набери клубники. Я сама домою.
    - Счастье нужно всем, - философски заметил Гоша и уронил на пол блюдце.
    - Все! – вскричала мама. – Или вы берете его на рыбалку, или я уезжаю в Москву!
    В общем, Гоша отправился с нами. Папа доверил ему нести резиновую лодку, и Гоша всю дорогу до реки ворчал:
    - Конечно, сами налегке идете, природой любуетесь. А я должен тащить этот надувной теплоход.
    - Не такая уж она и тяжелая, - сказал я. – Давай, понесу.
    - Конечно, - проворчал Гоша. – Понесешь. А потом будете говорить, что я бездельник.
    Хорошо, что река у нас совсем рядом, а то бы Гоша замучил нас своим нытьем.
    На берегу уже стояли три рыболова. Двое ловили рыбу, а третий варил на костре уху. Мы с ними поздоровались, пожелали ни хвоста, ни чешуи, и папа принялся накачивать лодку. Я занялся удочками, а Гоша швырнул в воду несколько камней и поинтересовался:
    - Павел Петрович, вы будете ловить рыбу, а мне что делать?
    - Тебе? – задумался папа. – Займись-ка уборкой. Собери на берегу все бумажки, пакеты, разведи костер и сожги мусор.
    - На всем берегу до самой Москвы? – удивился Гоша. – Это я и за пятьсот лет не управлюсь.
    - До самой Москвы не надо, - ответил папа. – Все-таки шестьдесят километров. Собери хотя бы здесь, где мы стоим.
    - Дома сплошная уборка, на рыбалку пришел, опять убирай, - проворчал Гоша. – Да что я вам, дворник дядя Миша что ли?
    - Нет, ты не дворник, - ответил папа. – Ты намного хуже. Ты лентяй и зануда.
    - Ну вот, опять оскорбляют, - обиженно проговорил Гоша. Немного постояв, он все же стал собирать бумажки.
    Накачав лодку, папа достал из рюкзака веревку и большой охотничий нож.
    - Гоша, сказал он. – Поищи большой камень. Нам надо сделать якорь, чтобы лодку не сносило течением.
    - Очень большой? – спросил Гоша.
    - Килограммов на двести, - пошутил папа, и Гоша отправился искать камень. Он нашел его за рыбаками. Это был огромный булыжник величиной с подушку. Гоша с трудом поднял его и, шатаясь, пошел обратно. Как назло, на пути у него оказался костер, над которым в котелке варилась уха. Не разбирая дороги, Гоша пнул котелок ногой и прошел по костру. Что тут началось! Рыбаки побросали удочки и с криками кинулись к роботу. Напрасно они торопились. Уха давно разлилась по земле, зато от испуга Гоша уронил камень на ногу одному из рыбаков.
    - Ой, извините, - сказал Гоша и добавил: - Это Павел Петрович виноват. Давай, говорит, булыжник килограмм на двести.
    Еще долго над рекой слышны были возмущенные крики рыбаков. Чтобы как-то их успокоить, мы решили перейти на другое место, подальше. Папа даже не стал ругать Гошу. Только с грустью сказал:
    - Лучше бы ты остался дома бить посуду.
    На новом месте папа сам нашел подходящий камень. Пока он обвязывал его веревкой и грузил вещи в лодку, Гоша поднял охотничий нож и с восхищением произнес:
    - Хороший ножик.
    - Дай сюда, - потребовал папа. – А то ты ненароком пульнешь его в кого-нибудь.
    - Ненароком ножи не пуляются, - резонно ответил Гоша. Он сделал шаг вперед, споткнулся и с ножом в манипуляторе рухнул на лодку. Нож легко проткнул резиновую лодку. Она сделала долгое: «пш-ш-ш-ш» и обмякла. У меня от ужаса выпали из рук удочки. А папа поднял глаза к небу, стиснул зубы и долго стоял, глядя на плывущие облака.
    Встав на ноги, Гоша аккуратно положил нож на землю и принялся собирать на берегу бумажки. При этом он поглядывал на папу и громко ворчал.
    - Вот же люди! Никакой совести! Весь берег замусорили! Просто, хоть дворника дядю Мишу присылай. Правда, Павел Петрович?
    Папа закрыл глаза. И тут я решил его успокоить.
    - Да ладно, пап. С берега половим. А лодку вечером заклеим.
    - Да, заклеим, - взяв себя в руки, ответил папа. – Разматывай удочки. А ты, - обратился он к Гоше, - ступай домой. А то мы с тобой ничего не наловим. У тебя несчастливая рука, то есть, манипулятор.
    В общем, Гоша отправился домой.
    - Передай маме, чтобы готовила сковородку для рыбы, - крикнул я ему, и он помахал мне манипулятором. Гоша шел медленно, часто оборачивался, как будто ждал, что его позовут обратно. И мне стало его жалко. Ну, кто ж виноват, что он такой нелепый?
    После ухода Гоши дела у нас пошли отлично. Рыба клевала прямо как в аквариуме. Хотя, в аквариуме я ни разу ее не ловил. Папа поймал целых пять лещей и еще много рыбешек поменьше. А мне почему-то чаще попадались ерши и пескарики. Я их тут же отпускал в реку. Все надеялся, что у меня, как у папы, клюнет огромный лещ.
    К закату у нас уже было полное ведро рыбы. Уходить с реки не хотелось, но тут появился Гоша. Еще издалека он стал махать манипулятором, а когда подошел поближе, сказал:
    - Татьяна Ивановна зовет всех ужинать. Ужин готов.
    От хорошего клёва папа подобрел.
    - Посмотри, сколько мы наловили, - позвал он Гошу.
    Гоша подошел к ведру, увидел торчащие хвосты лещей и воскликнул:
    - Ух, ты! А где их лица?
    - У рыбы не лица, - глядя на поплавок, ответил папа.
    - А что? – спросил Гоша и потащил самого большого леща за хвост, чтобы получше разглядеть его.
    - У рыбы… - задумался папа , - наверное, морда.
    Тут лещ затрепыхался, Гоша попытался удержать его и случайно перевернул ведро. Вся рыба из него вывалилась и мгновенно уплыла в реку.
    Некоторое время все молчали. Затем Гоша неуверенно произнес:
    - А может, ей там лучше будет, в реке?
    - Конечно, - поддержал я Гошу, - рыбе лучше в реке, чем на сковородке.
    Папа не проронил ни слова. Он молча свернул пробитую резиновую лодку и собрал вещи. Молчал он и по дороге домой. И только перед самой калиткой папа наконец произнес:
    - Наверное, вы правы. Рыба должна жить в реке.
    Больше мы никогда не брали Гошу на рыбалку. Но он и не обижался. Наш робот немножко невезучий, но зато понятливый.