Игруны и их игры

Кимма
Вместо вступления маленькое игровое представление:

Игра номер 1.
Представим, что нескольким художникам поручили нарисовать одну большую картину. За картину им пообещали  заплатить деньги, на всех поровну. Но общая сумма оплаты зависит от того, насколько эффектна будет данная картина.
Художники подумали, посоветовались и приступили к исполнению грандиозного коллективного замысла. Кто-то работал меньше, кто-то больше, может быть, возникали ссоры. Но в итоге получилась достаточно эффектная картина.. В общем, итог положительный. Создана новая ценность. Кооперативный труд нескольких рук привёл к желаемому результату

Игра номер 2
Другим же художникам  тоже предложили нарисовать одну большую картину. Им пообещали  заплатить за неё деньги согласно тому, какое пространство они сумеют разрисовать. Чем больше размер индивидуального рисунка, тем больше будет и оплата.
Художники не стали думать, а бросились к огромному холсту, чтобы застолбить место для своих рисунков.  И бросились не рисовать, а буквально мулевать кистями пространство, отвоёвывая его каждый у другого. Начались крики, споры, драки. В итоге ни кистей, ни красок, ни картины, а среди «рисовавших» даже есть покалеченные. В общем, итог нулевой, если не отрицательный. Ценности не создано, холст надо отстирывать от мазни и штопать на нём дырки. Некооперативный труд «свободных рук» привёл к краху.

Кто-то очень любит повторять Адама Смита. «Свободный рынок», «естественный порядок», «эгоизм», «собственная выгода», «потребности» - кричат со всех сторон экономические попугаи. А самые высшие экономические колдуны, прищуривая глаза, мечтательно шепчут основное заклинание: «свободная рука рынка». Типа, эта рука придёт и порядок наведёт. Но никакой порядок при «свободных эгоистичных руках» невозможен. Любая некооперативная игра всегда стремится к своему равновесному состоянию – полному нулю. Этот факт доказал американский математик Д. Нэш.

Теория игр математически строга и в своих предсказаниях неумолима. Ноль, полный ноль и ничего более в итоге.
К некооперативным играм по Д. Нэшу относятся любые социальные игры, где каждый игрок нацелен лишь на свои эгоистические интересы извлечения максимальной прибыли. И как бы ни уверяли рыночные игроки о том, что свободный рынок волшебен и могуч,  как бы он ни дулся радужным мыльным пузырём, через определённое время он рухнет в ноль.
Геополитические игроки, политические игроки, игроки рынка – все они будущие жертвы нуля. При некооперативной игре ноль неминуем! Свободные руки рынка  более похожи на свободные руки убийц.  Когда пространства для игры мало, бойня неминуема.
Хочется назвать таких безумцев не игроками, а игрунами. Полный инфантилизм их собственного эго превращает  и без того бессмысленную игру с нулевым результатом  в бойню.

Некооперативные игруны имеют разнообразную социальную типизацию. От военного диктатора с усиками, до воровитого чиновника, от капризного ребёнка, требующего  новый гаджет, до  биржевого маклера.  Каждый маленький игрун хочет стать большим игруном.
Мне всегда было трудно отвечать мечтательно вздыхающим людям на их вопросы о том, почему жадные, злые и эгоистичные люди богаты. Теперь отвечать мне легко.
- Ты знаешь, эта Маня, нахапала всего себе и живёт припеваючи.
- Если Маня преследует в жизни лишь собственную прибыль, итогом будет ноль! Неизбежно!

Мне нет интереса рассматривать Манин ноль в подробностях кривизны его пустой нулевой округлости. Кредиты ли её сломят, цунами ли или собственные дети. Разницы нет никакой. Пути разрушения разные – итог один – ноль. Это как закон Природы. Как бы вы высоко камень не кинули, он всегда упадёт на землю.
Повторю, что некооперативных игр много, а суть у них одна – в итоге – ноль.
Решит ли одно государство подчинить своей воле весь мир – в итоге – ноль.
Решит ли одна ФРС подчинить себе всю финансовую  систему – в итоге – ноль.
Решат ли олигархи жировать за счёт народа – в итоге – ноль.
Ну и всякие Феди, Лёши, Мани (песенка есть такая мани-мани) тоже свою жизнь будут устраивать за счёт других – в итоге – ноль.
 
Никак не могу понять, какой интерес может быть нормальному человеку в некооперативных играх? Игруны, инфантилы уверяют нас, что такие игры очень интересны, словно дети, которые надувают жвачные пузыри, у кого больше будет и звучнее лопнет. А их шаловливые свободные ручонки больше похожи на обезьяньи, чем на человеческие, потому что настроены на то, чтобы загребать, а не создавать.