5. Арсений

Валерий Суханов 3
Вожак грабителей, успевший скрыться, воспользовавшись моментом, пришёл в один из домов на окраине Тобольска. После условленного стука в ставни, открылась калитка. Раздался голос молодой женщины:

- Это ты, Захарка. Никого за собой не привёл?
- Сходи, едрёна мать, проверь Васька. Арсений дома?
- Дома, дома. Ладно, проходи.
Пройдя через сени, остро пахнущие тленом, войдя в дом, Захар поздоровался с коренастым мужчиной со слегка одутловатым рябоватым лицом и мешками под глазами:

- Здрав будь Арсений.
- Здорово, коль не шутишь. Ну как прошло? Удалось разжиться оружием?
Улыбнувшись своим щербатым ртом, Захар ответил:

- Злые больно попались. Что осы твои. Пока я одного уговаривал, второй двух моих насмерть уговорил. Митяя и Фролку. Да и в меня целился. Кое-как удалось утечь. Сейчас, похоже, ищут меня. Надо где-то отлежаться пару дней.

- Ладно. Ступай в сарайку. Там погребок есть если что. Василиса проводи.

Думы Арсения были невесёлые. Он вспомнил, как весной семнадцатого в Томске познакомился с «сибирским Лениным», руководителем Совета солдатских депутатов Иваном Никитичем Смирновым. Как после ранения в голову его взяли в плен колчаковцы. Как он замерзал в Тобольской тюрьме. Как передал ему весточку от Ивана Никитича большевик Кресько - организатор Тобольского подполья.

Размышления его были прерваны условным стуком в оконные ставни. Василиса впустила четверых молодых парней в рабочей одежде. На стол, освещённый светом керосиновой лампы, они выложили обрез, три нагана и десятка три патронов к ним.

- Ну, вот. А то тут один говорил невозможно, злые они больно, кусаются, словно осы. Где разжились? - сказал Арсений.
- Да, у меня старший брат в полиции служит в оружейной комнате. Он нам сочувствует. Вот и удалось ему припрятать три револьвера, а потом списать их как неисправные. Да ещё в книге учёта и патроны списать, - ответил чернявый молодой человек, внешностью смахивающий на цыгана.

- Ты Роман, поддерживай с ним контакты. Нам он ещё может понадобиться.
- Расскажи дядя Арсений, как год назад вам удалось из тюрьмы бежать, - попросил самый молодой из четырёх.
- Он нам уже рассказывал Сергунька, - сказал старший из пришедших.
- Меня-то тогда с вами не было, - настаивал Сергунька.

- Да я уж кажется, рассказывал. Ну, ладно, есть что вспомнить. Когда белые пришли в Тобольск, в июне прошлого года меня взяли в плен и как красного командира арестовали, и посадили в тюрьму. Все камеры были переполнены. Кое-как можно было примоститься на полу. Осенью в камерах стало очень холодно. Люди начали болеть. Заедали вши и клопы. На прогулках в тюремном дворе ко мне подошёл один из заключённых - большевик. Он предложил поднять восстание среди заключённых и воспользовавшись суматохой напасть на охрану, вооружиться её оружием, прорваться к пристани и захватить пароход, чтобы уплыть на нём к «красным». К тюрьме приходили родственники заключённых. Приносили передачи. Через них удалось выйти на связь  с сочуствующими больщевикам работниками пароходства «ТоварПар». Были и сочуствующие нам конторские служащие. В общем, в одну из октябрьских промозглых ночей удалось разоружить троих конвоиров, открыть камеры и поднять восстание. Выломав ворота тюрьмы, увидели направленные на нас винтовки солдат гарнизона. По команде офицера солдаты начали стрелять в нас. Пришлось вернуться в здание тюрьмы. Поняв, что план побега под угрозой срыва, начали выламывать окна и выпрыгивать на площадь. Многих поубивало. Меня ранило в ногу. Вот спасибо Василисе – доброй душе. Подобрала она меня и выходила.

- А остальные как? Выжили? – задал кто-то вопрос.
- С остальными хуже. Тех, кто не был убит, заковали в кандалы, погрузили на две баржи, и отправили вниз по реке. Что с ними стало потом, не знаю. Слухи дошли, что по пути их расстреливали. Вот так беляки с народом расправляются.

- У нас, в Соколовской сельхозшколе, много ребят готовых к революционной борьбе за освобождение трудового народа, - сказал Сергунька, глядя восхищёнными глазами на Арсения.

- Смотрите там осторожнее. Соблюдайте конспирацию. А то получится как с вашим Пашкой Дубровиным. Болтанул где не след, вот и нету того Пашки, - заключил Арсений.

- Ладно. Хорошо. Тут сведения пришли от одного полезного человечка, о том, что новые власти планируют драпать на восток под натиском наших, да не с пустыми руками. Хотят церковные ценности да золото с собой забрать, чтобы потом рассчитываться за помощь в борьбе с красными со своими хозяевами япошками, да америкашками. Надо побольше разузнать, как и когда они собираются это сделать.