Петькин двор 7 часть. Игра на свадьбах

Виктор Ефремов
                Игра на свадьбах.

   Большое место в молодости у меня занимала – игра на свадьбах.  Более ста застолий и торжеств, нами было обслужено. Так, помню один случай. Пригласили, в качестве баяниста, на русско-осетинскую свадьбу. Для этого случая, был выписан знаменитый поэт, он всю свадьбу расписал в стихах. Заиграла первой, на национальной гармонике, осетинская сторона: по обычаю -  этот инструмент, доверяют, только лицу - женского пола, мужчины сидят - любуются их игрой. Затем предоставили время мне. Я исполнил ту осетинскую мелодию, которую только, что разучил, по приезде в Осетию. И поэтому, её исполнил - довольно таки, неплохо. Мне поаплодировали.  Потом пошёл обмен.
          Другая сторона, что-то исполнила, затем  я – опять, ту же мелодию, так как других (осетинских) не знал. На меня, уже стали коситься.  В третий раз,  когда, опять же её, заиграл, ко мне подбегают два джигита и, так довольно, сурово, положив руки на кинжалы, резко, что-то стали по-своему мне объяснять. Я, чувствую – обстановка накаляется, заиграл, какую-то нейтральную мелодию. Чуть повеселело. Тогда, я плюнул на всё, и заиграл – еврейский танец 7-40. Что там стало твориться?!  Этого не опишешь словами – это надо видеть и слышать. Свадьба прошла – на ура!
             Порядок проведения свадьбы – это очень ответственное дело: как её подготовишь, так она и пройдёт. Обговариваются все стороны, все нюансы, вплоть до мельчайших подробностей и деталей. Многое зависит от того, кто ведёт свадьбу, так называемого – тамады: от его находчивости, смекалки. Были курьёзные случаи, когда ведущий напивался – всё шло кувырком, или другой – тамада уводил невесту от жениха, впоследствии, сам на ней женился. Да, разное было.
            Многое зависит от музыкантов, степени их подготовленности. Так, однажды, на одной из свадеб, мы ввели в состав, кроме баяна, флейты, скрипки и трубы – большой барабан. Свадьба до того удалась, что отец невесты, прорвав шкуру этого инструмента - полностью его внутренность засыпал деньгами (разными купюрами). Самое сложное – это, не допустить драк. Хотя, есть поверье: свадьба без драки – это не свадьба, всё равно, что поминки, обязательно, превращаются в свадьбу – до того на них напиваются.
 
          Вообще, баянное искусство в народе распространено. Так, в 70-е годы прошлого столетия программу «Играй, мой баян!» на центральном телевидении вёл неплохо Анатолий Беляев. В  настоящее время, эту передачу, под названием – «Играй, баян!» возглавил  художественный  руководитель группы «Белый день», заслуженный артист России, Валерий Сёмин. И он, можно сказать, с колен поднял это направление в музыке.
           Сейчас народ, особенно русский, стал  в массе своей играть на гармошках, баянах. На показы, приглашаются множество талантливых людей, и Сёмин, прекрасно с этим справляется: виртуозно играет, при этом – сам поёт, особенно, патриотические песни. Честь и хвала этому,  русскому человеку – талантливому музыканту.