Почему в азербайджанском Баку в 19 веке не жили

Григорий Аванесов
 Чужое                ПОЧЕМУ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ БАКУ В 19 ВЕКЕ НЕ ЖИЛИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?

Автор ЭнтоФил

Для начала нужно сказать, что на территории нынешнего Азербайджана проживает немногочисленный ираноязычный народ — таты. Всего их около 30 тысяч человек (вместе с теми, что живут в российском Дагестане). Давайте немного заглянем в историю, чтобы понять, откуда вообще здесь появились иранцы-персы и азербайджанцы-тюрки, а уж там разберёмся с этническим населением города Баку.

Была в Древней Персии такая знаменитая царская династия — Ахемениды. В пору своего расцвета (558-330 годы до нашей эры) персы полностью присоединили Закавказье, в частности, современные территории таких государств, как Армения, Грузия, Азербайджан. Собственно, именно тогда-то персы здесь впервые появились физически, хотя нельзя сказать, что переселение было массовым и постоянным.

В период с 3 по 7 века нашей эры, во времена правления персидской династии Сасанидов, персы снова появились в этих местах. И уже в это время начали закрепляться здесь основательно: со строительством городов, основанием военных гарнизонов. В 7 веке нашей эры сюда пришли арабы, принесшие местным новую религию — ислам.

Тюркские предки нынешних азербайджанцев — огузы-кочевники — появились в здешних краях только в 11 веке нашей эры. Они-то и положили начало формированию азербайджанского языка. Сами же азербайджанцы сформировались как народ на основе не только пришлых тюрок, но и местных персоязычных и лезгиноязычных народов.

Именно поэтому азербайджанцы так непохожи на своих языковых родственников — казахов, киргизов, узбеков, якутов, татар, алтайцев и т. д. Антропологически в большинстве своём они принадлежат к так называемому каспийскому подтипу европеоидной расы — также, как соседние курды, кумыки, цахуры, горские евреи и, собственно, таты — герои этой статьи.

***

Таты — это как раз-таки остатки того самого иранского (персидского) населения, не смешавшегося с пришлыми тюрками-огузами и не ставшего азербайджанцами, грубо говоря.

Сами таты называют себя «даглы», «лохиджихон», а также «парси». Впрочем, татами тоже называются, всё зависит от региона проживания и диалектов. Но здесь важно понимать, что изначально слово «таты» употребляли именно тюрки, чтобы обозначать НЕтюркское население этих краёв. А вот, что оно означает — неизвестно.

Зато мы точно знаем, что после нескольких российско-персидских войн начала 19 века этот закавказский регион стал частью Российской империи. В это время в городе Баку проживало всего 8 тысяч человек (для сравнения, сейчас — 1,2 млн человек). И, что самое интересное, все эти 8 тысяч являлись... этническими татами, что отражено в документах официальной переписи населения того времени.

Важный момент: нельзя путать татов с персоязычными горскими евреями, которые и поныне проживают на Кавказе, в Афганистане, Иране и Средней Азии. Их антропологические типы и языки схожи — отсюда путаница.

В настоящее время татский язык в Азербайджане постепенно вытесняется азербайджанским языком. И ассимиляция с местным тюркским населением тоже неумолима. Сближению способствует долгое проживание в одной местности и одном ландшафте, общий тип хозяйствования, одна религия (ислам), отсутствие внешних различий.