Замминистра. Хусей Магомедович Кулиев

Хусей Кулиев 2
               
    Звонит мне, как-то утром один мой приятель. Преподаватель института, между прочим.
-Здоров!
-Привет!
-Слушай, я к тебе с просьбой. У тебя «Мерс» на ходу?
-Да. Куда надо?
-В соседний городок. На выездные вступительные экзамены в наш институт.  Подбросишь?
-А сколько вас?
-Да я один! Остальные уже уехали. А я тут ……задержался, в общем. Ну, так как?
-Жди. Сейчас подъеду.
Звоню сыну на работу. –Так и так,- говорю, - нужна машина.  Сын  немногословен.- Жди. Сейчас будет.  И действительно через десять минут серебристый шестисотый «Мерседес» или «Мерс» как его сейчас называет молодёжь, подкатывает к моему крыльцу. Шофёр сына, молодой симпатичный парень, открывает переднюю дверцу.- Прошу! Куда едем?
 Я называю адрес, затем обхожу машину  и сажусь на заднее сидение.-   
 -Поехали.  Подъезжаем к моему приятелю, забираем его  и  едем в соседний городок. Приезжаем и после расспросов  находим местный филиал института, где и должны проходить, так называемые выездные вступительные экзамены. Моего приятеля  уже  ждут, подхватывают под руки и увлекают в один из кабинетов,  а я слоняюсь по длинному коридору и от нечего делать разглядываю висящие там стенды и картины. Устав слоняться, я замечаю в конце коридора старый кожаный диван, на котором пригорюнившись сидит какой-то старичок. Я иду и сажусь рядом с ним.
-Здравствуйте!
-Здравствуйте.
-Мммм…. а вы, что, -говорю я улыбаясь, -тоже  экзамен сдаёте?
-Да нет,- вздыхает старичок, -внучка сдаёт.
-А где её родители? –Почему они не пришли?
-Родителей нету,- говорит старичок,- разошлись, теперь у них свои семьи,  а их дочь, вот эта внучка, которая сдаёт сегодня экзамен, оказалась им не нужна. Привезли её ко мне, когда ей было пять лет, оставили и уехали. Такие вот дела.- Старичок вздыхает.-   Я  её и вырастил.  –Старичок, помолчав, продолжает.-  Я  сам не здешний. Но здесь уже десять лет живу. Раньше, когда был помоложе, работал, шил сапоги, туфли, ботинки. А сейчас постарел, как прежде работать не могу, да и продукция ни идёт, всё кругом завалено всяким ширпотребом,  поэтому мы с внучкой живём на одну мою пенсию. Вот. Конечно, я понимаю, надо было сунуть взятку экзаменатору, принимающему экзамен у внучки, но у меня нет денег. Моей небольшой пенсии едва хватает нам с ней на еду и на оплату коммунальных. Какая уж тут взятка! Уффф!
  В это время распахивается дверь аудитории напротив, и выбегает худенькая, чернявенькая девчушка и с плачем кидается старичку на шею. -«Двойкааа! Двойкааа!»-рыдает она. Я смотрю на её  тощие плечики, вижу как вздрагивает от безутешного плача её худенькая спина и решительно встаю.
- По какому предмету ваш экзамен?
-Математика- говорит старичок, гладя сморщенной рукой головку внучки. При этом его собственная голова трясётся и выцветшие глаза с тоской смотрят на меня. –Ты не думай что она плохо подготовилась к экзамену. Она очень хорошо училась в школе, и математика её любимый предмет, но вот…. И старичок сокрушённо машет рукой.  –Проклятая бедность!
 - Бедность в данном случае не причём,- говорю я,- в вашем нынешнем положении  виновата  жадность и бессовестность  некоторых типов! Взяточников и подлецов!     Кто принимал у неё экзамен? -Я вопросительно смотрю на старичка.
-Ни знаю,- отвечает он, и смотрит на внучку. Но та лишь машет рукой и не оборачиваясь, продолжает рыдать.
-Ладно,- говорю я, -разберёмся. А вы никуда не уходите, ждите меня здесь. Затем открываю дверь кабинета, где идёт экзамен по математике  и смело захожу во внутрь.
  В кабинете, за столом, покрытым нарядной скатертью, развалившись на стуле, сидит откормленный, краснолицый пузан, а напротив его какой-то паренёк, путаясь и заикаясь, что-то ему объясняет. Пузан равнодушно слушает, время от времени выпячивая нижнюю губу.
-Встать!- ору я.- Кто тут  экзаменатор?
-Я – испуганно вскидывается пузан. –Я. –А что случилось?
-Иди за мной,- властно приказываю я и выхожу в коридор. Пузан торопливо семенит следом.
 –Вы… --вы….- Да, я, я! –говорю я и резко остановившись смотрю на него в упор. –Ты что там вытворяешь, а? Ты понимаешь, что ты делаешь? 
-А что? – белеет пузан и с испугом смотрит на меня. А смотреть, прямо скажем, есть на что. От природы я высокий, статный,  на мне белоснежный костюм, такая же сорочка, белый галстук, белые туфли. Всё это подарки сына. В сочетании с моей пышной седой шевелюрой и усами, тоже тронутыми сединой, я выгляжу весьма внушительно. К тому же под окном стоит новенький серебристый «Мерс»,  в котором я приехал с шофёром, и это, я думаю, видели все, в том числе  и этот пузан. Видел и, конечно, принял меня за какого-нибудь шишку или богача. И  поэтому я веду себя  соответственно, решив про себя, что только так можно чего- нибудь добиться от этого заплывшего жиром хорька.  Необязательно ему знать, что я всего-навсего пенсионер, и бывший скромный сельский  учитель русского языка литературы.
А «хорёк» вытаскивает из кармана смятый платок и вытирает себе лоб. –Фффу!
-Ты не фукай,- говорю я, щёлкая его по лбу,  -фукать будешь потом, когда всучат тебе волчий билет и выкинут к чёртовой матери с работы! Вот тогда  ты всё профукаешь. Это я тебе твёрдо обещаю!
-За что? – чуть не плачет  пузан. – За что меня выкинут? Что я сделал?
-Моего гостя обидел, вот за что! –кричу я. –Видишь этого старика? Это академик  наук, понял? И ещё мой личный друг. Он привёз сюда внучку, чтобы она училась здесь. А ты? А ты как….как…. как не знаю кто, взял и влепил ей двойку! Кто так делает? Тебе что, работа твоя надоела? Так мы это сейчас решим. Одну секунду! Это мы мигом!   -И я делаю вид, что лезу в карман за телефоном.
-Подождите! –вопит пузан. –Я, ведь, всего этого не знал! Умоляю, не звоните никуда! Сейчас всё будет исправлено! Я….я….. я всё сделаю! Только….
-Ладно,- говорю я, и смотрю на золотые часы, тоже кстати подарок сына. –Ладно, - даю тебе три минуты. Марш!
-Пузан резво летит в аудиторию, прихватив по пути внучку старика, который смотрит на всё это разинув рот.
  Не проходит и минуты, как его  внучка вылетает из аудитории и снова виснет у него на шее. «Пятёркааа! Пятёркааа! Деда, у меня пятёркааа!- Следом поспешно выходит пузан и тревожно смотрит на меня. –Вы довольны, господин замминистра? –спрашивает  он.- Ведь вы замминистра? Я угадал?  -Идите, работайте,- говорю я. –И будьте более чутким к людям. Ступайте.
Пузан уходит, а я подхожу к старичку. –Ну вот, -говорю, -всё уладилось. Поздравляю!
-Спасибо, господин замминистра,- вскакивает  старичок,- большое вам спасибо. Вы нас здорово выручили, господин замминистра!
-Да какой я вам замминистра,- смеюсь я. –Я такой же пенсионер как и вы. А всё это,- я указываю на костюм и машину за окном, -всё это сын подарил. Он у меня учёный. Нефтяник.  Ну, а я простой сельский учитель. Сейчас на пенсии.   Я всю жизнь учил сельских ребятишек. И, мы, учителя,  учили их добру и человечности, но к сожалению, не все это усвоили. Для некоторых деньги и блат оказались сильнее нашего ученья. Вот и этот пузан!  Вы думаете, я с бухты-барахты так себя с ним повёл? Нет, конечно. За свою жизнь я повидал многих. И начальников и простых людей. И могу с уверенностью сказать, что почти безошибочно отличу честного человека от взяточника. И необязательно по внешнему виду. Скорее по поведению. Хотя и внешний вид может многое сказать о человеке, но поведение и характер говорят больше. Если бы этот экзаменатор был бы честным человеком, то вряд ли бы мне удалась моя роль. Он бы просто выставил бы меня за дверь. А он….. Ну, вы видели, как он себя вёл. Так что, на таких  как он только так и можно воздействовать. Для них надо  быть или большим начальником или иметь большие деньги. Денег у меня тоже нет вот и пришлось ….. Ну ладно. Будем надеяться, что таких «пузанов» будет всё меньше и меньше, а порядочных людей всё больше.  А теперь прощайте. Желаю вам счастливой старости, а вашей внучке окончить институт с отличием.
 Я жму старичку руку и направляюсь к машине.  –Подождите - кричит старичок.- Подождите! Скажите хотя бы своё имя, кого мне благодарить? За кого поднимать тост?
- Зачем вам моё имя?- говорю я.- Я вам помог, вы поможете другому, он третьему и т. д. Это и будет для всех нас лучшая благодарность. Ну а тост поднимите за человечность и за доброту. Прощайте.
  Я сажусь в машину и жду приятеля. Вскоре он выходит и садится рядом. Шофёр заводит машину и мы трогаемся.
-Слушай,- говорит  вдруг мой приятель, -оказывается сюда приезжал замминистра. Ты его не видел?
- Видел, -говорю я и улыбаюсь. – Он сидит рядом с тобой.
-Как?
-А вот так! – И я ему рассказываю всё. Приятель сначала смеётся, а потом задумывается.  Мы молча продолжаем путь.