Пан

Ольга Вышемирская
   Что стоишь в дверях!? Проходи, моя деточка. Чай пить будем. Вечером, под шум дождя и рассказы чай на травах хорошо пьется. Сегодня при свечах посидим, пирогу с вишней порадуемся, как в старые времена, когда я молодой да доверчивой была.
   В местах наших всякие люди жили, кто чем промышлял. Был известен тогда пан Добровольский. Корабль у него имелся и артель своя. По морю ходил, на добычу, груз кой-какой доставлял. Долго так было-то, зимой на прикол становились, суда ремонтировали, снасти чинили, а по весне опять терялись за горизонтом. Большую прибыль тот пан имел и команду из нескольких моряков, коих звал он "мои алкоголики".
   Зимой дело было. Кок от них ушел. А готовить кому-то надо. Меня тогда нужда заставила к нему на кухню пойти. Ребеночка я хиленького родила, молока своего не было, смесей молочных для новорожденных не продавали. Муж мой в те поры загулял и пропал из виду, а я без денег осталась горе мыкать да в подушку реветь. Вобщем, выживать надо было; вот и устроилась я к этому пану коком. Договор подписали и каждый день по три раза готовила я на его команду то у себя дома, то у него. Молодая, глупая была. Старалась, чтоб как в ресторане, продукты свои тратила за обещание компенсации. А плата мне по тем деньгам полагалась завидная. Добровольский перед тем, как без кока остаться, с женой развелся. Красивая была женщина, видная. Такую только в кино снимать.
   Работаю я так у пана примерно месяц и замечаю, что "алкоголики его"  не пьют вовсе. Ни словом, ни взглядом худым не обижают, поедят и благодарят меня. У пана какие запасы консервов да рыбы на корабле имелись, то мне и предоставляли для работы, из магазина продуктов много не брали, экономил пан. Однажды ропот услышала, что де заработанное уж месяца три как не дает. Удивилась, но с работы не ушла. Потом такое еще и еще повторилось и в конце-концов, один из матросиков тихонечко мне сказал: "Мы ему верой-правдой уж сколько времени служим. Пообещал долг заплатить, а не отдает. Уходить мы с обрались и ты не жди от него денег. Уж, если нас - мужчин посмел обмануть, то тебя - девчонку подавно. А от нас тебе поклон за старания, уж очень понравилось, как ты нас кормила". Так-то сказали и ушли, не получив от Добровольского ни копейки. На следующий день я на работу не вышла. Пан прибежал ко мне, шумел, договор вспомнил; а я так сказала, что коли он команду потерял, то зачем ему и повар, да договор наш на его глазах порвала, так и не получив ни оплаты, ни компенсации.
   Той же весной он разорился так, что и жилье и корабль продать пришлось. Одни поговаривали, что все  состояние он в карты спустил, другие, что в кабаках промотал.  Уехал из наших мест и команда его как в воду канула, и корабль никто не видел. Не дала чужая медь долго золоту блестеть.