Горчичный бальзам

Сергей Гагаев
За стеклянной дверкой шкафчика у меня хранятся всякие интересные вещицы. Это кораблик в бутылочке из-под пенициллина, маленький идол, вырезанный из плавника , принесенного рекой Колымой, раковины различных моллюсков, коралл и другие, ценные для меня предметы. Имеется также два морских ежа. Одного я нашел в штормовых выбросах, кажется, у косы Двух Пилотов, а другого случайно откопал в куче песка и щебня на берегу бухты Провидения. Первый - еж как еж, покрыт иголками, правда, большинство из них сломаны. Он принадлежит к роду Strongylocentrotus. А у второго, - вообще нет крупных игл. Это не значит, что он урод, просто есть такая разновидность ежей, американцы называют их sand dollar. Я часто прошу своих гостей (разумеется, не биологов) определить, что это такое, и ежа относят то к большой пуговице, то кому-то он напоминает подножие старинной вазочки, а нередко можно услышать, что это об-ломок какого-нибудь неизвестного приборчика или, более конкретно, прадедушка современных наушников. Никому не приходит в голову, что это морской еж, хотя, если, рассматривать его строение, так оно и есть - еж, только длинных иголок не хватает.

Морские ежи живут в морях всего мира. Они входят в состав многих донных сообществ. И надо полагать, что они служат предметом гастрономического внимания обитателей подводного мира. Ими питаются такие крупные морские звери, как моржи, каланы. Любят морских ежей и люди, особенно на Востоке. Во многих странах икра этих животных считается деликатесом и ценным лекарственным снадобьем. Природа наградила ежей довольно ядовитыми иглами для защиты. Вот, что мне припомнилось в связи с этим.

Собрались как-то трое больших ученых летом на берегу дальневосточного моря. Было безлюдно и большой ученый А решил искупаться нагишом. На беду начинался отлив и ему не повезло. Он нечаянно задел обнаженным боком за выступ скалы. Почувствовав боль, большой ученый А выбрался на сушу. Его товарищи, большие ученые Б и В осмотрели потерпевшего. Оказалось, что тот сильно пострадал от соприкосновения с иглами морских ежей, которые плотно облепили скалу. Большой ученый Б предложил извлечь иглы. Большой ученый В не возражал. Обнаженный поинтересовался, каким образом они собираются "извлекать иглы". Оказалось, что с помощью скальпеля и пинцета.Успели сделать только один надрез. Операцию пришлось прекратить в первую очередь из-за того, что проходивший мимо пограничный катер изменил курс, привлеченный воплями большого ученого А. В результате, бедолагу смазали зеленкой, и для него начались долгие дни мучительного выздоровления. В конце концов, он поправился.

У этой истории, как мне кажется, есть тесная связь с другой историей. Не-давно я повстречался со своим другом; мы много лет вместе проработали в Арктике. Он не так давно вернулся из Антарктиды и рассказал мне о тамошних ежах. Так вот, однажды весной, когда активно образуется донный лед, ему вздумалось вычерпать шугу  из трещины, очень захотелось посмотреть, что там на дне. Но кристаллики льда по мере вычерпывания не исчезали, а напротив, их становилось как будто больше. А в довершение, вдруг на поверхность всплыло несколько ежей. Всплытие стало возможным, благодаря тому, что между многочисленных игл стал образовываться лед, а он, легче воды. С его-то помощью ежи и поднялись на поверхность.

Мой приятель решил взять несколько экземпляров для коллекции, и не-долго думая, сложил животных в оказавшийся под рукой мешочек. При этом он несколько раз укололся об острые иглы и незамедлительно почувствовал действие ежиного яда. Кисти рук сильно опухли и болели. Ко всему, мой товарищ должен был в этот день заступить на дежурство по кухне, иными словами ему пришлось мыть посуду. Отказаться было нельзя. Превозмогая боль, он взялся за дело. К концу зимовки обычно заканчиваются всякие, на первый взгляд мало-важные, но все же необходимые вещи. На станции, как раз, закончились средства для мытья посуды. Находчивые полярники мыли посуду уже несколько дней с помощью горчичного порошка. Вы мне не поверите, но когда мой приятель до-мыл последнюю тарелку, его руки приняли обычную форму, а от боли и нарывов и следа не осталось.

Из этого не следует, что если вы укололись иглами морского ежа, то непременно нужно намазать себя погуще горчицей, это особенно рискованно, если поблизости обитает племя людоедов (горчица повышает аппетит), но вспомнить, о "горчичном бальзаме", выручившем моего приятеля, прежде чем схватиться за скальпель, наверное, стоит.