Монета-оберег. чумной талер 1528 года

Алексей Фоминых
История серебряных талеров началась  в Рудных горах на границе Чехии и Германии между историческими областями Богемия и Саксония. В Средние века в этих невысоких горах, а скорее даже холмах (самая высокая точка – 1244 м) открыли богатые месторождения олова, меди. Но знаменитыми эти горы стали благодаря залежам серебра. В 1516 году местный феодал, имперский барон и граф Бассано и Вайскирхен Стефан Шлик основал в одной из горных долин маленький поселок под названием Таль (Tal), что с немецкого так и переводится – долина.
Таль стал стремительно расти  и  уже на следующий год увеличился до масштабов города, получившего новое имя в честь покровителя рудокопов – святого Иоахима – Иоахимсталь (ныне г. Яхимов, Чехия). Король Богемии и Венгрии Людовик II, понимая все выгоды от задуманного бароном Шликом предприятия, даровал ему право монетной чеканки из добытого на его землях серебра. Так в Европе появилась крупная серебряная монета, получившая название по имени города – иоахимсталер, затем просто - талер.
Появление талера было вызвано растущими потребностями европейской экономики, нуждавшейся в большом количестве наличных денег из драгоценных металлов для проведения крупных торговых и банковских сделок. Золота для насыщения европейского рынка монетой не хватало, а вот серебра имелось в избытке. Большие объемы серебра добывались в шахтах Центральной Европы, а также ввозились на континент испанцами и португальцами из недавно открытой Америки.
Таким образом, талер стал самой распространенной крупной серебряной монетой в истории монетной чеканки. С 1556 года, решением рейхстага Священной Римской империи, иоахимсталеру присвоено название «рейхсталер». Уже в XVI талер стал набирать популярность в разных странах Европы.
В России талеры были известны под названием «ефимок», то есть для русского названия использована первая часть слова «иоахимсталер» - имя святого Иоахима, русским эквивалентом которого являлось имя Ефим. В годы проведения неудачной денежной реформы царя Алексея Михайловича (1653-1655 гг.) европейские талеры пытались перечеканивать в рублевые монеты, а также выпускали их в обращение с русским надчеканом (копеечный штемпель + штемпель с датой «1655»). Талеры с надчеканом русскими штемпелями 1655 года получили название «ефимок с признаком».
Поэтому русский серебряный рубль – прямой потомок этой европейской серебряной монеты
***
Успешное развитие производства и торговли в 16 веке часто прерывалось смертоносными эпидемиями – опустошавшими целые города и княжества. Бичом того времени были чума и холера. Эпидемии этих болезней отбрасывали на десятилетия развитие государств Европы и Востока.
Самой страшной пандемией прошлого считается  чума опустошившая страны мира в 14 веке. Сначала чума свирепствовала в Китае в 1320—1330-е годы. В некоторых районах осталось не более 10% населения. Самолетов, поездов, пароходов в ту эпоху , конечно же, не было, поэтому распространялась эпидемия медленно, годами. После Китая настала очередь Индии, Золотой Орды и, наконец, Европы.
Долгое время историки винили во всем хана Джанибека, в 1346 году осадившего генуэзскую крепость в Крыму. Мол, когда в его войске началась эпидемия, он приказал забрасывать в крепость зараженные тела с помощью катапульт. В итоге армию хана покосила болезнь, а купеческие корабли разнесли заразу по средиземноморским портам.
Сегодня эту версию всерьез не рассматривают и вообще сомневаются в самом факте осады. Но в любом случае остается факт: в 1346-м черная смерть накрыла итальянские города, а в следующие два года — всю Западную Европу.
Обычно от появления первых признаков заражения до смерти проходило от нескольких часов до пяти дней. Уровень смертности — почти стопроцентный, выздоравливали единицы. Трупы умерших от бубонной чумы почти мгновенно чернели, чем вызывали ужас еще живых соплеменников. Именно из-за этой особенности  мертвых тел болезнь и получила свое название.
Черная смерть не щадила никого. Мостовые городов были переполнены разлагавшимися трупами, которые некому было хоронить. Миллионы горожан в панике бежали из городов, но это мало помогало: среди беженцев обычно находился хоть один больной чумой, чего было достаточно для заражения всех окружающих. Говорят, в Париже после пандемии из 300 тыс. человек осталось менее 3 тыс. Умирали горожане и крестьяне, бедные и богатые, рабы и короли.
Многие города полностью опустели, при этом в сельской местности обстановка была чуть лучше. По оценкам историков, от бубонной чумы погибло не менее 25 миллионов европейцев. Вымерло от 30 до 70% жителей Западной Европы. Ни до, ни после в истории человечества не было столь масштабного вымирания. Пожалуй, перед нами тот случай, когда известная нам цивилизация действительно стояла на пороге полного уничтожения.
Во время  разгула болезни, города ищут способы уберечь свое население от страшной болезни. Впервые в истории планеты вводится «КАРАНТИН» - начало было положено в богатом торговом городе Италии в Венеции.
По примеру Венеции портовые города в первый период пандемии стали вводить карантин (от итальянского quaranta giorni — сорок дней). Эти сорок дней должны были выжидать торговые суда перед тем, как им разрешали войти в порт. Перед этим судно посещала команда досмотра во главе с чумным доктором. Корабль проверяли сверху донизу в поисках больных моряков. Если больные находились, то судно полагалось сжечь. Впрочем, уже тогда взятки решали все вопросы, так что распространение пандемии это не остановило.
А вот слово «карантин» с тех пор прочно вошло в европейский лексикон.
Спасались от эпидемии в ту эпоху весьма своеобразно - в качестве профилактики советовалось жечь на улицах и в домах костры, обмывать помещения пахучими растворами, самим дышать парами сжигаемого пороха,  чтобы отогнать «миазмы» -испарения, от которых по мнению врачей средневековья, и зарождалась болезнь. Советовали так же прогонять через улицы города скот, дыхание которого якобы очищало воздух как фильтр. Пауки в домах собирали яд болезни, блюдце с молоком, поставленное посреди комнаты втягивало в себя испарения таящие опасность. Лук и чеснок тоже активно применялись, ведь их боится любая нечисть! На шею можно было повесить душистые травы, ароматные цветы и непременно талисман все это должно было помочь отогнать болезнь. В масках с длинными носами в то время ходили лишь лекари, ужасно длинный и изогнутый клюв маски был заполнен пахучими травами и как фильтр очищал воздух.
***
В отсутствии массового производства медицинских масок, особой популярностью пользовался один таинственный символ связанный с библейской историей – медный змей! «Ветхий завет» повествует о том, что израильтяне, блуждая по пустыне около Синая, роптали по поводу недостатка пищи, за что бог в наказание послал на них «огненных» (ядовитых) змей, которые многих искусали, и люди покрылись язвами. После того как люди раскаялись, пророк Моисей по указанию Бога сделал медного змея и повесил его на деревянном столбе. Люди, искусанные змеями, взирая на изображение, получали исцеление. Культ медного змея был распространен несколько веков среди израильтян, пока иудейский царь Езекия (8—7 вв. до н. э.) не разбил медного змея Моисея как идола.
В эпоху средневековья, когда эпидемия чумы (особенно «черная смерть» в середине XIV в.),  уносили до половины и более населения отдельных городов Европы и люди не знали, как спастись от этого бедствия, на некоторых амулетах, а также на специально выпускавшихся моровых (чумных) монетах-талерах, полуталерах и четвертьталерах помещались изображения медного змея Моисея. «Чумные талеры» были того же веса и размера, что и серебряные талеры, бывшие в обращении. Они чеканились в Аннаберге, Шнееберге, Лейпциге и Кремнице. Люди часто  носили «чумные талеры» на шее с целью предохранения от заболевания. Это можно видеть на  портрете Ганса Гольбейна-младшего, у женщины на шее подвешена такая монета - оберег.
В нумизматической литературе описано около 250 монет и медалей, посвященных борьбе с чумой в средневековой Европе. Старейший «чумной талер» отчеканен в 1528 г. в Иоахимстале  мастером Вольфом Штурцем. На нем с одной стороны изображен распятый на кресте Христос, а с другой — медный змей пророка Моисея на столбе, окруженные больными людьми,  ждущими чудесного исцеления. Аналогичные сюжеты изображались на многих «моровых» монетах.
В Русской монетной чеканке 14-15 веков так же прослеживаются «чумные монеты»
В качестве символов различных эпидемий и стихийных бедствий в средние века использовались многие персонажи античного «бестиария», в том числе, Химера и её многочисленные «гибриды».
Известно, что «удельные» русские монеты XIV - XV вв. буквально «наводнены» изображениями фантастических (сказочных) существ и мифологических персонажей, получивших в нумизматической литературе определения: «горгона», «двуликий Янус», «дракон», «кентавр», «монстр с клювом», «Самсон, борющийся со львом», «сирена», «сирин» и другие.
При этом как причины, по которым они в столь значительном количестве помещались на серебряных деньгах, так и значение самих этих  порой весьма загадочных знаков (символов) и мотивов, остаются до сих пор по большей части не прояснёнными и обрастают различными догадками.
Среди таковых выделяется, в частности, мотив, помещённый на  «удельных» русских монетах первой половины XV в., который содержит в себе изображения летящего фантастического существа «химерического» типа , определяемого как «крылатый грифон», «химера-грифон», «крылатая химера» или «крылатое четвероногое» и расположенной под ним согнутой, коленопреклонённой человеческой фигуры.
При этом из пасти «крылатого четвероногого» вырывается «пламя», а его изогнутый хвост заканчивается второй - обращённой в противоположную сторону - головой с раскрытой пастью.
В настоящее время высказывается гипотеза о том, что в этом фантастическом сюжете нашла своё отражение тема распространения чумы («моровой язвы»).
Если признать принадлежность стилистически близких изображений «химеры»  к чекану Великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича, а «химеры» с человеческой фигурой к чекану его сына Великого князя Московского и Владимирского Василия II Тёмного, то следует определить в качестве приблизительных хронологических границ чекана «удельных» русских монет с «химерическими» мотивами 1389 - 1446  и позднее. Именно в этот период русские летописи фиксируют многочисленные «моры» и «костоломы» в разных русских городах.
***
Пандемия 14 века пошла на спад спустя пять лет, однако отдельные эпидемические вспышки чумы еще долго сотрясали весь мир. Но именно «черная смерть» оказала огромное влияние на всю европейскую цивилизацию, подтолкнув ее к коренным преобразованиям. Во многом благодаря чуме Западная Европа сегодня именно такая, какая есть.
Окончание «морового поветрия» так же находило свое отражение в монетах и медалях.
«Словарь нумизмата» (Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер 2-е изд. М.: Радио и связь, 1993 )
сообщает о чеканке так называемых «чумных медалей» в 1597 году. Например, эрфуртский чумной пфенниг размером с монету в 2 грошена и с надписью на лицевой стороне «A(nno) 1597 sein in Erford gestorben 7765 Menschen, auf den D;rfern sein 9676» Что переводится со старо-немецкого как : «В 1597 в Эрфурте умерло 7765 человек, в деревнях - 9676».
Выжившим достались полностью разрушенные экономика и торговые связи - как местные, так и международные. Нужно было отстраивать все заново. Зато небывалый расцвет ждал опустевшие города, которые так нуждались в рабочих руках. Из-за их недостатка образовались предпосылки для последующего создания мануфактур, механизации производства и промышленной революции.
Простые жители городов купцы ,ремесленники и рабочие становятся реальной силой. Видя это, в города бегут крестьяне, подрывая основы феодальной системы. Пандемия порождала не только смерть и разорение, но и новые формы экономики, меняла взгляды людей на религию и даже стимулировала научные исследования и научный подход к борьбе с инфекционными заболеваниями, развитие понятий личной и общественной гигиены.

Алексей Фоминых.