Военный роман

Игорь Николаевич Фадеев
Случилось так, что моя первая и последняя любовь пришла ко мне в годы Отечественной войны. Я работала медсестрой в санитарном поезде. Под бомбами наш поезд доезжал до линии фронта и брал из полевых госпиталей тяжелораненых солдат и офицеров, которых увозил в тыл. Это было просто чудо, что нас не разбомбили. Операции делали под разрывами снарядов и свистом осколков. Вагончики после каждого рейса латали и красили. И вот во время одной операции товарищ старший лейтенант, раненый в живот, улыбнулся и сказал мне бледными губами: «Как тебя зовут, сестричка?» Я ответила, что зовут меня Машей. «Так вот, Маша,- простонал он, - если выживу... Если выживу, обязательно тебя отыщу и женюсь. Согласна?» Слезы брызнули из глаз моих, но врач сердитым взглядом тотчас привел меня в чувство.
Операция прошла удачно, товарищ лейтенант остался жив. Весь путь по тыловым станциям я ухаживала за ним, как за ребенком. За другими, конечно, тоже. Но за ним особенно, потому что запал он мне в душу. Вроде бы и не красавец, но была в нем какая-то сила, надежность, которые притягивали меня к нему. На одном из перегонов попросил он товарища набрать в поле васильков и вручил букет мне. «Это тезки мои, - улыбнулся он. - Меня ведь тоже Василием зовут. И не зови меня больше «товарищем лейтенантом».
А мне-то всего восемнадцать годков было! О свадьбе и не думала, да еще в такое время. И все же полюбила я Васю на всю оставшуюся жизнь. Чувствовала, что и он ко мне не равнодушен, не раз про обеща¬ние свое напоминал. Вроде шутя, но понимала я, что он не шутит...
Скоро наш санитарный поезд прибыл в большой город. Раненых на машинах отвезли в госпиталь. По ночам я плакала в подушку, думала: не увижу больше я своего товарища лейтенанта. Ждала писем, сама писала, но письма возвращались с пометкой "адре¬сат выбыл".
Закончилась война, вернулась я в свой маленький городок Дно. Все кругом разрушено, многие люди жили в землянках. Но постепенно жизнь налаживалась. Устроилась я на работу по своей специальности, сняла комнатку в уцелевшем доме. Боль утихла, стала на танцы ходить. На них и повстречала своего будущего мужа Николая. Он тоже фронтовик-разведчик. Сделал Коля мне предложение. Не любила я его, а замуж вышла, двоих ребятишек родила. Думала: стерпится - слюбится... И верно, привыкла я к нему, отцу моих детей. А все равно Васю помнила, но память моя была как в сундуке кащеевом.
И надо ж было такому случить¬ся: через много лет дали мне от работы путевку в дом отдыха на море Черное. Дети еще малыми были, на свекровь оставлять боялась. Но Коля заверил меня, что все будет в порядке. И еще: как-то тревожно мне было, словно предчувствовала встречу с Васей. И она произошла, встретила я в городе Сочи своего то-варища лейтенанта, моего любимо¬го Василия. Бросились мы друг дру¬гу в объятия и обо всем забыли...
Те сумасшедшие дни и ночи были последними счастливыми днями в моей уже зрелой жизни. И Вася был женат, и я была замужем. В семьях росли ребятишки. И хоть чувствовали мы себя виноватыми - любовь нашу фронтовую не ви¬нили. Винили войну проклятущую!
Прошли деньки наши, как птицы пролетели. Как расстались - я и не помню. Вернулась домой, глаз поднять не могу. А муж у виска седую прядочку заметил. Наверное, что- то понял, да мне не сказал. Только выпивать начал все чаще и чаще. Я ему не перечила: любил он меня! Так и жили. Детей вырастили, выучили, у них свои дети появились. Боль наша куда-то ушла, жизнь с мужем наладилась, хоть выпивать он не бросил. Но когда случилась беда с моим здоровьем, снова по ночам ко мне стал приходить Вася, мой товарищ старший лейтенант...
P.S. История записана со слов Марии Григорьевны, медсестры санитарного поезда 125-й дивизии ордена Кутузова.