О зрении. Записки беспечного человека

Михаил Бортников
Зрение мне в наследство от родителей досталось прекрасное. Ни близорукости, ни косоглазия, ни астигматизма. В семнадцать лет я впервые прошёл медкомиссию – сто процентов. И долго мне казалось, что так будет всегда, но... очки пришлось надеть рано, мне еще сорока не было. При работе с бумагами начались головные боли, а бумаг приходилось составлять много. И дальше процесс ухудшения зрения шёл по нарастающей, но я об этом не задумывался, ведь для коррекции зрения существуют очки. Я покупал себе новые, каждый раз сильнее, только и всего, чаще всего без рецепта (ошибка, кроме соответствующих диоптрий, важно ещё и межцентровое расстояние!).

Но пять лет назад перепугался я не на шутку. Перед глазами (сначала перед одним, а чуть позже и перед другим) появились какие-то плавающие мушки и уходить никуда они не собирались. Неприятно, знаете ли. Даже ныряя в море, я их видел, когда глаза открывал. Проконсультировавшись в интернете, я узнал, что «мушки» эти могут быть симптомами отслоения сетчатки. Тут уж даже до меня дошло, что дело серьёзное.

Поехал я в знаменитый институт глазных болезней имени академика Филатова, благо, он как раз в Одессе находится, на Французском бульваре. В регистратуре мне дали направление на обследования в четырёх разных кабинетах. В очередях пришлось посидеть, не без этого, но к концу дня мои глаза через микроскоп осмотрел уже профессор, и сказал, что «мушки» - это следствие повышения внутриглазного давления (ВГД). Прописал он мне тогда арутимол и велел прийти через две недели на проверку. Беспечности своей я и тогда не изменил, и даже в смысл диагноза глаукомы вникать не стал. Но арутимол дважды в день капал исправно, несколько раз приходил в процедурный кабинет для замера ВГД. Через месяц профессор отметил его снижение, и отпустил меня на три месяца, а я ушел… на четыре года.

«Мушки» перед глазами у меня исчезли, и я считал, что все неприятности позади.
Арутимол, впрочем, я иногда покупал, но закапывал крайне нерегулярно, забывая о каплях. Беспечность моя меня подвела в конце концов. Усугубили болезнь и долгие часы наедине с компьютером. Прошлой осенью я обратил внимание на сужение сектора обзора левым глазом. Довольно долго я себя убеждал, что мне это только кажется, но… здравый смысл, наконец, победил, поехал я в клинику.

Нет, ничего мне не казалось, напротив, глаукома моя за четыре года очень сильно прогрессировала, а к ней добавились и катаракта и астигматизм. Целый букет болезней, но наиболее угрожающим фактором стала именно глаукома, повышение ВГД значительно выше нормы. Прописали капать в оба глаза и знакомый мне уже арутимол и «симбринзу» - новое, более мощное лекарство.

На этот раз я уже разобрался в том, что же такое глаукома, узнал, что ВГД не должно превышать двадцати мм ртутного столба ни в коем случае. При этом и операцию мне рекомендовали, пока на левом глазу. Делать её не хотелось, и я, не забывая лечиться каплями, стал читать об альтернативном консервативном лечении, смотреть ролики в Ю-тубе, и через знакомых попал на приём в областную клинику, где ко мне отнеслись по-человечески, то есть потратили на меня минут сорок.
 
Выслушали, изучили историю болезни из института Филатова, ответили на все вопросы, осмотрели под разными микроскопами,... и подтвердили и диагноз, и необходимость операции в случае, если ВГД не упадёт кардинально, то есть, если не случится чуда.

Я же, вдохновлённый видеороликами Ю-туба на чудо надеялся до конца, а для этого и время пребывания у компьютера сократил, и морковный салат ел, и тыквенный сок пил, а кофе, наоборот, пить перестал. Но правильно говорят: «поздно пить боржоми, когда печень отвалилась». Соки морковно-тыквенные, может и хороши, но в своё время, а я его упустил. Пришлось соглашаться на операцию, цель которой была уже не улучшить зрение, а снизить ВГД, и, как следствие, предотвратить дальнейшее разрушение глазного нерва.
 
*  Естественный вопрос: зачем писать о своих болезнях на литературном сайте. Думаю, что не один человек спросит меня об этом, или хотя бы подумает. Я отвечу: на сайте, на котором собираются любители почитать и пописать, слабое зрение у каждого второго. И если моя статья заставит хоть два десятка читателей пойти к окулисту и замерить внутриглазное давление, то писал я не зря. Запомните: глаукома характерна тем, что «подкрадывается» незаметно. Катаракта лечится заменой помутневших хрусталиков глаз. После замены хрусталиков зрение возвращается почти полностью. В случае глаукомы всё по-другому. Зрение не восстанавливается, в лучшем случае, стабилизируется. Не буду утомлять читателей деталями, каждый может их найти в интернете, было бы желание.

** К счастью, с операцией я, если и запоздал, то не намного, и зрение сохранилось вполне ещё приличное. Здесь же хочу дать совет тем, у кого дела обстоят хуже, тем, кто зрение частично или полностью потерял. Советом этим поделился один из наших авторов, Алпатов Валерий Лешничий. Компьютерные технологии сегодня могут облегчить жизнь слабовидящих людей. Вот сноска на статью Валерия Алпатова "НЕ TIFLO, А ЗРИМО С ПК!" - http://proza.ru/2016/11/18/290. В статье этой есть сноски на другие публикации, которые будут полезны слабовидящим, слепым и тем, кто хочет сохранить своё зрение. Автора этих статей сердечно благодарю.