Дядя Слава -борода

Владимир Лядев
               
                Дядя Слава- борода.
В настоящее время просто Дядя Слава. Ранее – «Фидель». Ну, да об этом надо рассказать более подробно…
Мнится мне, что практически каждый населённый пункт нашей огромной России, будь-то хутор, село, станица или посёлок, может презентовать приезжему иногородцу такого своего земляка, который резко чем-то выделяется от остальных жителей. И не обязательно это будет местный чиновничий или другого рода авторитет. Авторитет его может проявляться в любви земляков к его неординарности. Неординарности образа мысли, образа жизни, поступков и поведения. К таким людям тянутся  не потому, что могут получить желаемое, а просто от того, что уже одно общение с ними приносит какое-то душевное удовольствие.
В Маньково-Калитвенском к одной из таких фигур нужно отнести Ковалёва Вячеслава Ивановича. В селе Славик появился ещё при Советской власти, хотя сам уроженец райцентра Чертково. Маньково славилось тогда на весь район организацией  «Сельхозхимия». Роль «Химдыма», так за глаза прозвали это межхозяйственное объединение, заключалась в обеспечение колхозов и совхозов Чертковского района минеральными и органическими удобрениями. Укомплектованный несколькими мехотрядами «Химдым» обеспечивал подкормку, удобрение и обработку гербицидами и ядохимикатами сельхозрастения, а также вывоз на поля органику в виде навоза, которым были затарены базы и коровники. А так как техника в условиях такой  жесточайшей эксплуатации часто выходила из строя, то «Химдым» имел мощную ремонтную базу. Вот, в ремонтных мастерских «Сельхозхимии» и появился в качестве медника-вулканизаторщика Ковалёв Славик. Было это событие где-то в конце 80-90-х годов прошлого века. Какая судьба привела бывшего моряка, рыбака траулерного флота, заставив его променять морскую стихию на скромную должность медника, об этом знает только история. Хотя можно догадаться и самому. «Сельхозхимия» выделяла молодым специалистам жильё. В нём-то, в одной второй половине добротной кирпичной постройки двухквартирного дома Слава проживает и по сей день. Уже тогда Славик выделялся среди работяг «Химии» тем, что на свои изделия ставил личное клеймо. И, что главное, действительно изделия, отремонтированные медником, были надёжны и служили долго. Так бы и работал наш Слава вместе со своим другом по горячему цеху кузнецом Олегом Мигулей до самой пенсии, если бы не перестал существовать Союз. А с распадом СССР пришёл распад и «Сельхозхимии». Работяги-ребята с «Химдыма» кто несколько ранее, кто позже, устраивались на другие предприятия или же уезжали из села совсем в поисках новой доли. Славка же перебрался работать в качестве руководителя кружковой работы в местный Дом пионеров. Одновременно с ним из «Химдыма» туда устроился и инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка    Ярошенко  Владимир. «Шеф» - так его называет до сих пор Славик. Надо сказать, что в Маньково, вообще-то говоря, Дома пионеров не было. Но с вводом в строй нового здания амбулатории, прежнее её здание решили выделить под кружковую работу Дома пионеров,  впоследствии переименованного в Дом технического творчества (ДТТ). Вот здесь-то, в Доме пионеров, Славик и получил своё главное по жизни предназначение и прозвище: Дядя Слава-борода. Ну, почему борода, мне думается, понятно. Славик её к этому времени отпустил шикарную и до сих пор ни разу не сбривал. А почему дядя Слава, а не Вячеслав Иванович, так это вы спросите у маньковских ребятишек, которые ну просто толпами посещали Дом пионеров. Ещё бы! Ведь, приходя со школы и забросив, куда подальше портфели, они мчались в Дом пионеров и не выходили оттуда допоздна. И это невзирая на невыученные уроки и жалобы родителей. Им было просто очень интересно, комфортно и уютно в той атмосфере, которую создал в «ДП» Славик и «Шеф». Узнав, что наше Маньково находится на 49-й географической параллели, с легкой руки дяди Славы Дом пионеров получает название: «49-ая параллель». Да, моряк рыболовецкого флота конечно же не владел методикой воспитания, и весь трудовой педагогический процесс в «49-ой параллели» проходил сугубо в партнерских отношениях. Дети совсем не чувствовали, что перед ними учитель трудового обучения или же руководитель кружковой работы. Он был такой же как они, мыслил как они, поступал как они. Только в отличие от сверстников давал еще  знания,  мастерство и умение применять его на практике. Поэтому в их понимании Славик и не мог быть никогда Вячеславом Ивановичем – он был любимым дядей Славой. А так как в Маньково у многих были дяди и звали их Славами, то добавлялась еще одна приставка, которая точно определяла в сознании любого пацана, девчонки, а затем и их родителей, что дядя Слава-борода – это и есть основатель «49-й параллели» и любимец всех школьников.
Да, в настоящее время, пожалуй, уже не сыскать таких альтруистов, романтиков и по-хорошему наивно открытых людей, умеющих вовлечь, зажечь и разделить с тобой плоды результата. А дядя Слава и до сих пор такой по складу ума и характера. А в те времена «Параллель» как «бригантина наполняла паруса». На крыше здания бывшей амбулатории силами учащихся возводится купол обсерватории, с которого можно в астрономический телескоп рассматривать звездное небо. В одном из помещений «Параллели» размещена лаборатория кино-фотостудии. Пишутся и снимаются сценарии различных фильмов. Заснято и обработано сотни метров, а возможно и километров кинопленки.  Эти любительские фильмы транслировались в разных аудиториях и на разных мероприятиях в виде фильмов-сюжетов на переносных 16-миллиметровых киноустановках типа «Украина». Сотни фотографий и видеороликов о жизни и быте сельчан в те времена до сих пор заполняют любительские сайты интернета.
А летний отдых! О, это была коронная традиция моряка организовать летний оздоровительный отдых детей на песчаной косе реки Дон в х. Стоговом Верхнедонского района. Сам дядя Слава жил в лагере практически все летние месяцы, принимая смены отдыхающих учеников и их родителей, обеспечивая развлечения и питание. Главной фишкой отдыха были прогулки на моторной лодке и очень наваристая донская уха.
Но более всего всех детей, в том числе и их родителей, увлекало авиомоделирование, которое в «49-й параллели», благодаря дяде Славе и Шефу, уже не ограничивалось построением авиамоделей с моторчиками. Была задумана и осуществлена постройка самого настоящего планера. Так как объема помещений «49-й параллели» уже явно не хватало для его постройки, было решено в зимний период его изготавливать по частям. А полную сборку произвести во дворе «Параллели». Для этой цели стали возводить ангар из металлических конструкций, куда по замыслу и должен был быть помещен планер. Вы спросите, откуда они на все находили средства? Вот тут- то и весь секрет. Иногда вся зарплата дяди Славы уходила на покупку недостающих материалов, но основное – это вера в святое дело. А на «святое дело», нужное дело, давали и родители, и руководители хозяйств и предприятий, районный отдел образования. Так «с миру по нитке» постепенно осуществлялась мечта всех детишек «49-й параллели» о небе, мечта совершать полеты на планере, изготовленном собственными руками. Насколько мне известно, планер проходил испытания. Его с помощью длинного троса, буксируемого автомобилем «Запорожец» , поднимали в небо, используя для этих целей пологий спуск холма. А в качестве пилота был друг и соратник дяди Славы «Шеф», Владимир Ярошенко , руководитель авиамодельного кружка дома пионеров «49-ая параллель». Но то ли конструкторская мысль подвела, то ли выбранные материалы утяжелили летательный аппарат, но в небе планировать ему не удавалось. Пролетев несколько десятков метров, планер с сидящим в нем Шеф-пилотом плюхался на бренную землю. К великой радости Шефа-пилота что, слава Богу, цел, и к великому огорчению публики.  И кто знает, возможно, со временем мечта всех мальчишек, посещающих «49-ю параллель», о небе возможно бы и осуществилась, если бы не пришедшие «лихие девяностые». Из-за недофинансирования тогда ещё народного образования, произошло сокращение кадров в домах технического творчества района. Не выделялись средства на содержание и оплату коммунальных услуг. В итоге без отопления и освещения само посещение бывшей амбулатории, переоборудованной под Дом технического творчества, пришло в запустение. Дядя Слава оказался в одночасье безработным. Но и в этот тяжёлый период своей жизни не опустился и не спился, как это совершали многие мужики бывшего Союза, вдруг обнаружившие в одночасье вокруг себя вакуум с полным ощущением своей ненужности. Кто помоложе, уезжали в поисках заработка в мегаполисы или на север. Туда, где платили, и можно было прокормить семью. Кто-то пытался найти себя в бизнесе. Кто-то перебивался случайными заработками в надежде, что вскоре всё образуется. А кто-то пустился во всё грешное – запил. Дядя Слава же приобрёл за символическую плату по тем меркам помещение общественной бани, в которой в своё время по пятницам совершала помывку вся женская половина сила, а по субботам – мужская. Когда же в дома сельчан пришёл водопровод, канализация и прочие блага современной цивилизации, надобность общественной бани пропала. Ну, а помещение её пребывало на балансе у обанкротившемуся к тому времени колхозу «Ленинский путь» . Приобретя заброшенное и запущенное здание, дядя Слава сутками пропадал в нем. А потому, как затеял капитальный ремонт и реконструкцию его под современную сауну с парилкой, мойкой и комнатой досуга. Работа кипела и вот, что удивительно, все те, уже повзрослевшие, бывшие воспитанники «49-й параллели», активно и безвозмездно помогали ему в строительстве. А вскоре «Баня» дяди Славы превратилась в селе в своеобразный штаб неформальных отношений. В «Бане» в любое время суток мог прийти каждый просто для общения, общения не только с гостеприимным хозяином, а с теми, кто там в настоящий момент пребывает. А публика тут собирается самая разночинная. Все находят под крышей этого заведения нужное себе: гостеприимство и уют, понимание и поддержку, начиная от одинокого и морально опустившегося и кончая людьми с солидным положением в обществе. Настолько уникален характер дяди Славы в отношении умения слушать, а главное слышать Человека, поддержать его, дать совет, что о нем, о его «Бане» знают буквально все не только в родном селе, но и за его пределами. А ещё существенным дополнением к портрету дяди Славы-бороды, является факт его постоянности в политической приверженности Компартии России. Какие только политические платформы, как тиктанические плиты матушки- Земли, не возникали и не исчезали за последние десятилетия в России! Будь это либералы и демократы, левые и правые течения, Слава-борода всегда говорил: « Я был пионером, комсомольцем и коммунистом. Своих убеждений я не меняю!» И правде надо смотреть в глаза, свое слово он держит. Возглавляет партийную ячейку села, а на выборах любого ранга он всегда присутствует в качестве наблюдателя от КПРФ Геннадия Зюганова.  Ежегодно в летний период предпочитает носить широкополую шляпу «Сомбреро», либо берет. По этой причине многие маньковцы окрестили его «Фиделем» за фанатичное почитание былой дружбы СССР и острова Свободы – Кубы.
Но, что также весьма  примечательно, когда Маньково коснулась волна возрождения загубленного Донского казачества и состоялся первый Учредительный Круг, дядя Слава подал заявление о приёме его в казаки. Так казачье общество «Маньково-Калитвенское» обрело в своих рядах «красного казака».
А если добавить к сказанному еще и тот факт, что «Баня» дяди Славы-бороды ещё и выполняет свои прямые функции, то можно понять , что клиентов отдохнуть и попариться в сауне у дяди Славы пруд пруди. Особенно многочисленно их стало в зимний период, после того, как дядя Слава углубил и окультурил водоём рядышком с его баней. Ранее заболоченная и поросшая камышом «сага» ( местное название старого русла реки Калитва) после ударной работы экскаватора приняла очертания озерца с холодной от бьющих ключей водой. Обнажённые экскаватором ключи оказались  настолько  мощными, что этот искусственный водоём не замерзает даже в самые лютые морозы. Для удобного купания в этой « копанке» (местное наречие, от слова «копать») Слава  приладил на берегу палубные подмостки. Теперь  понятно, что распарившихся в сауне, а затем мчащихся к этому природному бассейну желающих  окунуться , всегда хватало.
В заключение хотелось бы отметить, что, дядя Слава приобрел такую популярность у сельчан своей приветливостью, отсутствием завистливости, добродушием и чистосердечием. А вот в них то, этих основных чертах характера моряка, медника – вулканизаторщика, романтика-педагога и казака Ковалёва Вячеслава Ивановича, так нуждается большинство из нас .