Хвала моим жёнам Глава 1

Татьяна Арутюнова
   Весь ноябрь стояла тёплая погода с моросящими дождями, порой переходящими в интенсивные, с сильными ветрами или даже бурями. Лишь изредка, буквально на несколько минут, из-за туч появлялось солнце. Но в последний день месяца оно светило с самого утра и даже подсушило тротуары и дороги.

Шёл двенадцатый час дня, когда к огромному выставочному комплексу подъехал автомобиль Инфинити чёрного цвета с девушкой за рулём. Она ловко припарковала его на только что освободившееся место стоянки, вышла из машины, сняла с себя пальто, положила его на сидение, закрыла дверцу и лёгкой походкой направилась в выставочный комплекс. Как только она вошла внутрь, её каблучки мерно застучали по полу.

Девушка была настолько хороша собой, что все, в чьё поле зрения она попадала, невольно останавливали на ней взгляд. Это была Яна Збарадская из компании «Партнёр-СтЯн». Она подошла к руководителю проекта, пообщалась с ним и стала внимательно осматривать сам стенд, его оформление, экспонаты, подсветку, рекламные экраны, проверила наличие сувениров для посетителей, как выглядят другие сотрудники компании... Осталась всем довольна, а особенно — наличием посетителей. В это время к стенду подошли трое мужчин.

Один из них мельком взглянул на Яну и замер в изумлении. Двое других перехватили его взгляд.

— Клюнул на очередную красотку! — съязвил тот, что пониже ростом.

— Ну, да, — с ухмылкой вторил ему другой, — сейчас пойдёт в атаку.

И действительно, ценитель женской красоты, сглотнув слюну, медленно, вальяжной походкой «поплыл» в сторону Яны. Остановился и обратился к ней на английском языке с просьбой подробно рассказать о технических характеристиках рекламируемого экспоната. Еле сдерживая ухмылку, Яна начала «шпарить» всю информацию на этом же языке.

Она уже догадалась, что мужчина хотел произвести на неё впечатление, начав общение по-английски, но владел им не очень хорошо. Поэтому на секунду потупила хитренький взгляд и предложила:

— Я могу говорить медленнее, если вы не усваиваете мою быструю речь. Могу перейти на русский, он вам будет более понятным.

— Быстро она его раскусила! — шёпотом восхитился низкорослый.

— Видать, толковая девчонка, — сделал вывод второй, — он от неё просто так не отстанет.

Ценитель женской красоты, поняв неловкость своего положения, быстро выкрутился:

— Я как раз ищу себе сотрудницу с хорошим знанием английского языка. А проверить знание языка, можно только заговорив с ней на нём. Вы мне подходите. Идите ко мне работать.

Яна поблагодарила мужчину за предложение, объяснив, что её и на нынешнем месте работы всё устраивает. Хотела ещё что-то добавить, но в это время ожил её телефон. Девушка извинилась и начала с кем-то говорить. Мужчина мельком скользнул взглядом по её правой руке. На безымянном пальце кольца не было.

— Виталь, окликни его, — полушёпотом проворчал тот, что пониже ростом. — Я уже не могу спокойно смотреть на этого бабника. Так и хочется ему физиономию начистить. У каждой юбки тормозит.

— Успокойся, Гена. Чего ты так завёлся?

— Да просто противно смотреть! Сначала увёл у меня из под носа девушку, женился на ней, а теперь на моих же глазах клеит другую.

— Кончай хандрить. Сколько времени уже прошло с тех пор, а ты всё никак не угомонишься.

Борис же настырно продолжал рассматривать Яну, пока та говорила по телефону. Затем достал свой телефон из кармана и сфотографировал её. Девушка заметила это, занервничала и повернулась к нему спиной.

— Борис, — окликнул его, наконец, Виталий, — идём дальше! Забыл, зачем мы сюда пришли?

— Да помню я, иду! — словно извиняясь, произнёс он и направился к своим спутникам.

Мужчины вновь медленно пошли по павильону, что-то обсуждая на ходу.

Чуть позже и Яна, попрощавшись с сотрудниками компании, поехала в своём авто в супермаркет за продуктами. Оставила машину на стоянке, вошла в магазин, долго там бродила с тележкой, высматривая, что купить. Когда тележка наполнилась, оплатила покупку на кассе, сложила продукты в два больших пакета, вышла из магазина и направилась к машине. Поставила пакеты в багажник.

— Вы не могли бы дать мне немного денег на хлеб? — услышала она слабый, женский голос справа от себя.

Яна взглянула на того, кто это сказал. Почти рядом стояла сгорбившаяся и очень бледная девушка.

«Наркоманка», — подумала Яна и денег решила не давать.

Однако в глаза бросилась её добротное и дорогое пальто, приличные сапоги на высоких каблуках.

«На хлеб, говоришь? — с иронией подумала Збарадская. — Сейчас посмотрим, как ты его будешь есть».

Она достала из пакета батон, бутылку молока и подала девушке.

Спасибо, — протянула она к ним дрожащие руки.

Только начала разрывать полиэтиленовый пакет на батоне, как вдруг мягко свалилась всем телом на асфальт и закрыла глаза. Лицо её сделалось абсолютно белым.

— Девушка! — растерялась Яна и начала её похлопывать по щекам.

Затем быстро достала из кармана телефон и набрала номер службы спасения. Пока она объясняла оператору, что и с кем случилось, кто звонит, и где находится, услышала слабый голос пришедшей в себя незнакомки:

— Не надо, не звоните, я просто голодная. Сейчас поем, и станет легче.

Яна извинилась и отключила связь.

— Давайте, я помогу вам подняться. — предложила она.

Когда девушка уже стояла на ногах, Яна подняла с асфальта батон, молоко, отряхнула их и снова протянула бедолаге. Та взяла их и снова попыталась разорвать пакет на батоне. Руки не слушались её, голова тряслась.

Поняв, что девушка снова может потерять сознание, Збарадская открыла заднюю дверцу машины, предложила ей сесть на сиденье и спокойно поесть. Та недоверчиво посмотрела на хозяйку авто.

Яна стояла на своём:

— Садитесь, прошу вас! Как вас зовут?

— Надежда.

— Садитесь, Надежда, не стесняйтесь.

Она надорвала пакет на батоне прямо в руках девушки и сняла крышку с бутылки молока.

— Ешьте, я подожду.

Яна отвернулась от неё и начала что-то читать на экране телефона. Прошло минут пятнадцать.

— Спасибо, — услышала она, — я, пожалуй, пойду.

— Вам есть, куда идти? — заволновалась Збарадская.

— Нет.

— Это, конечно, не моё дело, но интуиция подсказывает мне, что вы попали в беду. Чтобы как-то помочь вам, я должна знать, что произошло.

Надя молчала, а на щеках появился лёгкий румянец. Ей стало тепло после того, как она поела и согрелась в машине, но говорить о личном с посторонним человеком не хотелось.

— Надя, я не могу вот так просто выпустить вас из машины после того, как увидела ваш голодный обморок. Давайте поговорим.

Та тяжело вздохнула.

— Дело в том, что пять дней тому назад меня выгнал из дома муж в том, что надето на мне сейчас, даже без денег и телефона, — наконец, заговорила она. — Пойти мне было некуда. Общие знакомые у нас с ним есть, но я не рискнула к ним обратиться во избежание ещё худших последствий. Они хоть и общие наши знакомые, но больше его друзья. Ночевала я в подъезде дома, в котором жила до замужества, в техэтаже, чтобы не замёрзнуть ночью. Пить воду, ходить в туалет мне приходилось в ближайшей поликлинике в течение дня. А попросить денег решилась впервые у вас, когда совсем оголодала.

— За что он с вами так поступил?

— Я вышла за него замуж три года тому назад. Он сразу же потребовал, чтобы я родила ему ребёнка. Я не возражала. Но буквально через несколько дней стала замечать за ним странности в поведении, которые тяжело переносила. По утрам у него появлялось агрессивное настроение, и он начинал дико кричать на меня и сыпать отборными матерными словами.

Причём поводы находил разные: не так на него посмотрела, не тем тоном ему ответила, походка не понравилась, безвкусно оделась... У меня внутри всё сжималось, и я начала подумывать о том, что рано или поздно он меня начнёт бить. Поэтому не рискнула беременеть, купила противозачаточные таблетки и начала их тайно принимать. Он же почти каждый месяц, надеясь, что произошло зачатие, гонял меня к гинекологу.

Пять дней тому назад он эти таблетки у меня нашёл. Я думала, что он меня убьёт. Схватил меня за ворот, потащил к выходу и вытолкал на улицу. Следом выбросил пальто, сапоги и предупредил, чтобы больше на пороге не появлялась, иначе уничтожит.

— А где вы с ним жили?

— В двух остановках отсюда, в старинном доме. Он полностью выкупил двухэтажный, двухподъездный дом с коммунальными квартирами у жильцов, дав им всем деньги на отдельное жильё. Сделал перепланировку и капитальный ремонт внутри дома и снаружи. Получилось очень даже красиво и добротно. Установил вокруг дома забор с коваными фрагментами и отделил таким же забором первый подъезд от второго. В первом подъезде обустроил наше жилище, а помещения второго подъезда перевёл из статуса жилых в нежилые под очередной филиал своей компании.

— А родственники у вас есть? Не может быть, чтобы человеку не к кому было обратиться в случае беды.

— Дело в том, что до замужества я жила с мамой в квартире, оформленной на меня. Она серьёзно заболела. Мы переехали сюда из другого города после окончания мной университета, чтобы заняться её лечением. Но в клинике ей не смогли помочь. Через два месяца её не стало. Я даже не успела обзавестись здесь друзьями. Через полгода вышла замуж.

— Получается, что у вас всё же есть квартира?

Нет. По требованию мужа я её продала, а деньги отдала ему. Он считает, что у жены не должно быть ничего обременительного. Так и говорил:

— Я сам обеспечу тебя всем, ты не в чём не будешь нуждаться.

— И действительно, я жила очень хорошо.

— Тогда потребуйте у него свои деньги и купите квартиру.

— На следующий день после того, как он меня выгнал, я попробовала вернуться домой и поговорить с ним, но домработница не впустила меня по его указанию. Не дала мне мой телефон, сумочку с банковскими картами и личные вещи.

Яна продолжила задавать вопросы Надежде, но язык бедолаги стал заплетаться, и она заснула. Збарадская сочувственно посмотрела на девушку и будить не стала.



* * *

Находиться в выставочном комплексе в этот день Яна не собиралась. Просто ездила по делам в ту сторону, заодно решила заглянуть в него на обратном пути в конце рабочего дня и проверить, как идут дела у сотрудников компании, много ли посетителей интересуются рекламируемым товаром.

И вот чем всё это кончилось. Теперь она сидела, смотрела на Надежду и не знала, что ей делать дальше. Дать ей денег и выпроводить из салона машины — совесть не позволяла. Приглашать к себе домой не хотелось — осторожничала. Давно усвоила: не каждому слову и человеку надо верить. Потом что-то вспомнив, завела машину и куда-то повезла свою пассажирку.

В семнадцать лет Яна вместе с братом Станиславом, с которым они родились в один день, и родителями переехали жить в Австрию. Так захотел отец. Ещё живя в России, он наладил совместный бизнес с австрийцами, разбогател, а позже получил приглашение продолжить заниматься им за границей. Яна со Станиславом получали высшее образование уже в Австрии, а затем, совместно, обдумав все «за» и «против», решили вернуться в Россию. Но прежде в компании отца целый год на практике изучали основы ведения бизнеса.

В России их ждала бабушка Агата, та самая, которая была полиглотом, преподавала иностранные языки в военной академии и всё детство и юность, до отъезда в Австрию, обучала им внуков. Да делала это так умело, что изучение языков детьми уже с трёхлетнего возраста превращала в игры и забавы.

Была детям лучшим другом, безумно любила их и сильно скучала, когда те покинули Россию. Михаил Семёнович, их отец, не препятствовал переезду детей на Родину, а вместе с ними прилетел в родной город, купил им по трёхкомнатной квартире в разных подъездах одного и того же, только что построенного дома, по машине, помог организовать совместный бизнес.

Он выкупил его у знакомого бизнесмена, собравшегося переезжать жить в Лондон. Компания «Партнёр — СтЯн», в название которой он добавили четыре последних буквы, должна была заниматься рекламой и продвижением продукции и оборудования двух весомых производителей в России и за границей. Детей он наделил равными правами в компании, но должность генерального директора Яна сразу же сама предложила брату.

— Я буду твоим замом, — заявила она.

Агата Львовна была счастлива, как никогда, ведь её родной сын и внуки целый месяц жили у неё. На душе у пожилой женщины стало тепло, радостно. Она даже помолодела, а шёл ей семьдесят пятый год.

Вскоре отец вернулся в Австрию, а на Яну и Станислава свалился груз обязанностей по обустройству собственных квартир, и руководству деятельностью компании. Каждый день хоть на одну минуточку Яна звонила бабушке и лишь изредка находила время приехать к ней пообщаться да что-нибудь привезти вкусненького.

Станислав у неё не бывал, на первых порах не хватало времени даже поспать вволю, всё его отнимала работа. Но однажды Яна не смогла дозвониться к Агате Львовне. На душе стало тревожно. Она бросила все дела на работе, села в машину и понеслась к ней. Своим ключом открыла входную дверь и обнаружила бабушку бездыханной, сидящую в кресле. На столе лежало недописанное письмо внукам и завещание.

Страданиям Яны и Станислава не было предела. После похорон они ругали себя за то, что не были к ней внимательны из-за нехватки времени. Долго тужили и горевали. И лишь спустя несколько месяцев занялись наследством. По завещанию городская квартира Агаты Львовны отошла Станиславу, а загородный дом — внучке. Яна была рада, что ей достался именно этот дом.

Его когда-то с любовью построил её отец для своей матери. Там прошло их детство. Яна сразу же отдала брату один экземпляр ключей от дома со словами:

— Приезжай сюда в любое время отдохнуть, подышать атмосферой нашего детства.

Вот туда и повезла Яна Надежду.

Как только машина остановилась, Надя проснулась.

— Ой, простите, пожалуйста, я кажется заснула. Сейчас уйду.

Она подвинулась ближе к двери, взялась за ручку и обомлела, увидев незнакомый вид из окна.

— Где это мы?

— Не переживайте, Надежда. Я привезла вас в свой загородный дом. Поживёте здесь, пока всё уладится. Думаю, что ваш супруг опомнится и сам начнёт вас искать. Идёмте в дом. Я как раз подумывала, кому бы предложить здесь пожить. Отопление и все удобства здесь имеются.

Она первой вышла из машины, достала из багажника пакеты с продуктами и приоткрыла заднюю дверцу.

— Выходите, Надежда. Этих продуктов вам хватит на какое-то время, — приподняла она пакеты чуть выше. — В кухне есть запасы круп, соли, сахара и специй, какие-то соленья, варенья, консервы... Через несколько дней привезу ещё что-нибудь.

Они вошли в дом. Надежда осмотрелась:

— У вас здесь уютно! Спасибо вам за помощь и поддержку! Мне так неловко причинять вам столько беспокойства.

— Пустяки. Люди должны помогать друг другу. Закройте, пожалуйста, за мной дверь, мне надо ехать, дела ждут.

— Как я могу к вам обращаться? — спросила на ходу Надежда.

— Меня зовут Яной.

Покинув загородный дом, Збарадская вновь направилась в супермаркет, заполнила тележку такими же продуктами, какие оставила Надежде, и завернула в рыбный отдел. У прилавка стояли три человека: пожилой мужчина лет восьмидесяти и две женщины среднего возраста. Анна встала за последней.

— Слушаю вас, — обратилась продавщица к мужчине.

— Мне кусочек запечённой осетринки, — прошёл он вдоль прилавка и остановился напротив лотка с этой рыбой.

— Какой из них вам завесить?

Мужчина весь выпрямился и стал нетерпеливо, подёргивая пальцем, указывать на содержимое лотка.

— Этот кусочек? — спросила продавец.

— Да нет же, следующий!

— Этот?

— До чего же вы бестолковая! Вон тот!

Продавец аккуратно подняла следующий кусок, а он чуть ли не кричит:

Не этот! Другой!

И так он чудил, пока продавец не подняла поочерёдно все куски рыбы. Только когда она стала показывать ему все те же кусочки повторно, он, наконец, выбрал один из них. То же самое он проделал с выбором куска солёной сёмги. Затем попросил пару банок красной икры.

И уже собрался рассчитываться, как вдруг ещё что-то вспомнил:

— А клешни? Не вижу на витрине крабовых клешней!

— Их только что привезли, ещё не успела выложить на прилавок, — ответила продавщица. — Вам сколько?

— Шесть штук.

Пока продавец выбирала в ларе клешни, мужчина сделал шаг назад и презрительным взглядом, как показалось Яне, по очереди посмотрел в глаза каждой, стоящей за ним покупательнице. А затем гордо выдал вслух:

— Могу себе позволить!

— Да, позволяй уже быстрее, зануда! — тихонько проворчала женщина, стоявшая перед Яной.

Что-то знакомое показалось Яне в лице и движениях этого старика. Она попыталась вспомнить, где могла его видеть, но безуспешно. Вскоре подошла её очередь. Збарадская купила, что хотела, расплатилась на кассе, переложила продукты в пакеты и направилась к выходу. Немного погодя она уже ехала в машине домой, в свою городскую квартиру.

А Надя, оставшись в доме одна, сняла с себя верхнюю одежду, помыла руки, разложила продукты в холодильник, на полки кухонных шкафов и отправилась рассматривать комнаты да заглядывать во все шкафы. Из одного достала полотенце, из другого — махровый халат, в прихожей присмотрела себе шлёпанцы.

Со всем этим она поспешила в душ. Уж очень хотелось освежиться после ночёвок в пыльном техническом этаже дома. Она долго стояла под струями горячей воды, многократно намыливаясь и смывая с себя пену.

— Ну, вот, кажется, я снова ожила! — радовалась она, вытираясь мягким полотенцем.

После этого хорошенько прочистила своё пальто влажной салфеткой, надела его на плечики и повесила в прихожей сушиться. Помыла, как следует свои сапоги, постирала вещи.

— Теперь можно и отдохнуть.

На краю дивана лежал свёрнутый плед, а поверх него — подушка. Она легла на диван, укрылась пледом и погрузилась в глубокий сон.

Продолжение в главе 2                http://proza.ru/2020/05/15/1810