Тюрка

Галина Савина
      

            Перекладывая старые свои детские книги, в одной из них я обнаружила между страницами белоснежное перышко. Тут же память перенесла меня в далекое детство.  Я прекрасно помнила кому принадлежит это перо и мне захотелось увековечить память об этом случае из моего детства.
            Станица Н-ская никак еще не походила на город, статус которого она недавно получила. Асфальтом были покрыты только центральные улицы, окраины же утопали в сметане чернозема во время дождя. А в сухую погоду и особенно в жару вся эта сметана высыхала и превращалась в мелкую до пудренного  состояния пыль. И тогда в этой пыли купался весь город. Запылены были все  деревья , автобусные остановки,  в домах окна, которые мама очень любила мыть, особенно если я ей помогала. А я была помощница. К тому времени , когда случилась эта история, которую я вам сейчас поведаю, у меня уже был маленький брат. И мне , как старшей в семье приходилось выполнять многочисленные поручения, А самой то было всего около пяти лет. Стоять и качать коляску на улице, охранять сон брата - это было еще ничего себе поручение. Хуже было ходить в магазин за молоком и хлебом. Сама - то прогулка мне нравилась. Ощущение свободы и целое путешествие от дома до магазина и обратно - как познавание окружающего мира , были для меня с одной стороны желанны, но с другой стороны по дороге случались разные непредвиденные и не всегда приятные встречи. На пример встречи с бездомными собаками, которых я очень боялась и к стати сказать боюсь и по сей день. Завидев дворняжку за сто метров я бывало обходила за целый квартал то место и путешествие становилось дольше и порой интереснее. Неприятный момент был только в одном, что когда я наконец возвращалась домой, мама уже стояла на пороге подъезда нашего дома, показывая всем своим видом неудовольствие и только что ремень в руках не держала, который меня ожидал внутри дома.
             Вот в одно такое расспрекраснейшее  летнее южное утро послала меня мама за молоком для брата, снарядив меня алюминиевым бидоном для молока- он был легче эмалированного, авоськой для хлеба и рублем, который положила в карманчик моего фартучка. Мама строго настрого приказала никуда не сворачивать с пути , а по быстренькому справиться с покупками, и объяснила, что если я встречу собаку, то надо зажать кулачок в кармашке с определенно-сложенной комбинацией пальцев и идти мимо не спеша, ничего не бояться, держать выше голову и тогда меня никогда не покусает собака. Сказано-понято.
              Побежала я за молоком, бегу, а сама думаю как бы наоборот - собаку встретить и проверить то о чем мне мама рассказала. Но как всегда когда очень надо , то этого нет. Ну и ладно , подумала я , еще ни раз придется бегать в магазин- встречу. На улице стояла невыносимая жара, месяц не было дождей. Лужи все пересохли и бедные бездомные животные видимо все переместились ближе к речушке, которая протекала через город. Она изрядно обмелела летом, но все же вода небольшим ручьем журчала на самом ее дне и это была спасительная влага.
             Купив молоко и не дождавшись свежего хлеба, который в это утро  почему то еще не привезли, я повернула домой, но по пути решила все же проверить совет мамы. Все мы в детстве пытливые испытатели- сплошь  Эйнштейны,  Ньютоны, Ломоносовы. И я двинулась по наитию к речке, которая протекала неподалеку от нашего дома, так наш военный городок расположен был на окраине , на слободке города недалеко от военного аэродрома. В том месте река давала крутой поворот, сделанный искусственно  людьми, для того чтобы река пробегала через центр города под красивым мостом, делая архитектуру южного городка уютным и привлекательным.
             Не успев минуть крайний дом, за которым уже начиналась насыпь берега, я действительно наткнулась сразу на трех собачек, которые мирно лежали, распластавшись под шелковицей, откинув хвосты от жары и закрыв глаза. На меня они никак не прореагировали . Внизу шумел ручей и я, забыв для чего поплелась на речку и поставив бидон с молоком на лавочку, которую кто то из жителей установил на берегу для отдыха, побежала вниз к ручейку. Боже-это был целый чудный мир для меня. Воды ледяной горной речки бежали сквозь нагромождений камней , издавая свою мелодию, напротив на высоком левом берегу в зеленой чаще была своя мелодия ветра, камыша и каких то птичек. Скинув сандалии, под эту музыку природы  я пыталась побегать по воде у самой кромки, но вода была слишком холодная. Горная речка и в жару холодная ,  так как выбегает с горных Кавказских ледников. Умывшись и наплескавшись руками ,  меня как- будто вернуло к реальность.  Дети  конечно не могут еще чувствовать  протяженность временного отрезка, то есть сколько времени я уже прогуливалась не весть где, я не знала, но понимала, что пора возвращаться домой.
           Поднявшись наверх к лавочке ,   где стоял мой бидончик,  я присела передохнуть  и одеть сандалии. Тот кто поставил эту лавочку достиг того чего хотел.  Обзор города  открывался невообразимый, пока сам не увидишь – не поймешь. Город лежал перед глазами,  как на ладони.  Красота!
           Созерцание было прервано неожиданным рыком за спиной.  Оглянувшись , я увидела тех трех псов , что лежали в тени дерева, но впереди всей ватаги стоял черный пес Лютый.  Так его звали наши дворовые мальчишки.  Пес действительно был почему то всегда не в духе. Его боялись даже некоторые взрослые. Собака рыкнула еще раз. От страха в вскочила на лавочку во весь рост, наверное хотелось казаться грознее, и ,  забыв за мамин совет, стала замахиваться на собак бидоном. Крышка с бидона слетела и  влупила  Лютому в лоб. Следом за крышкой молоко веером обдало всех трех поодаль стоящих  собак, которые в изумлении кинулись бежать в след за Лютым. Когда я опомнилась , то обнаружила в бидоне  на дне немного молока. Допив через край бидона холодное из бочки молоко, очень пить хотелось, я почти успокоилась, что опасность в лице собак миновала, и теперь мысленно готовилась к встрече с мамой. Денег на молоко не хватало, что бы опять купить и я потащилась домой. Пройдя немного по берегу речки, я свернула на свою улицу, которая и спускалась прямо к реке.
Слезы лились градом по моим щекам. И осознавая, что меня ждет дома порка, тихий плач плавно переходил в рыдание.
В то время по окраинам города, а город состоял в основном из частного сектора, многие станичники держали свое хозяйство. Куры были почти в каждом дворе. А на Слободке люди из-за близости реки и лугов вообще держали и коров , и овец, и коз, гусей , индюков, и все это хозяйство часто самовыпасалось за пределами дворов. И весь этот зверинец тебе приветливо навстречу мычал, гоготал и блеял. В начале нашей улицы ближе к речке располагался и колхозный двор с птицефермой, мимо которого спокойно ну никак нельзя было пройти. В щель между досками забора можно было наблюдать забавную картину жизни в мире животных.
Но в этот раз я не стала задерживаться, увы. Пустой бидон больно бил о костяшки щиколотки, напоминая о моей шкоде. Когда забор птицефермы был пройден и в дали показалась крыша моего дома, я замедлила шаг, размышляя что буду говорить маме, как вдруг...
КАк давно мой читатель мне хотелось сказать это " и вдруг..", но зачем спешить . Это ведь только присказка, а история впереди...
Как вдруг я услышала душераздирающий писк из канавы. Канавы  до сих пор существуют, они пролегают  вдоль улиц между тротуаром и дорогой и служат для отвода дождевых вод в реку. Но летом они пересыхали совсем и зарастали густой осокой. В том месте , откуда раздавался призыв о помощи, шевелилась трава и я пошла на писк к в траве.
В канаву было лезть  боязно. Взрослые предупредительно нас всегда  стращали о том, что там могут быть змеи, что действительно было так, и крысы, что тоже было правдой. Тем более что близость птицефермы располагало этих животных к охоте. Но вопль о помощи был такой душераздирающий, а я была не из трусих, как вы уже поняли, что, не думая об опасности,  я полезла в канаву. Я представила себе, что змея кого то кусает или это крыса кого то душит и надо кого то спасать скорее. Предусмотрительно я подняла с земли сухую ветку орешника и с таким орудием двинулась на врага. Кусты интересно шевелились, как будто там кто то бегал туда сюда. Так и было. Отодвинув высокую траву, я увидела маленькое желтое существо с открытым горланящим ртом. Это был цыпленок. Боже! Какой он был хорошенький: желтенький, пушистый, с длинноватой шеей, которая почему то была голенькой без пуха и черными, как крупные бусины, глазками. Цыпля на мгновение замолкло, когда увидела меня. А потом заорала еще пуще прежнего.
Битый час или уже не помню сколько времени гонялась я за цыпленком по канаве. Мне надо было его непременно поймать, вернуть его  маме, спасти от опасности. Он же глупый не понимал, что ему угрожает ото всюду опасность. Кроме змей и крыс вокруг было куча кошек снующих туда- сюда. А выскочив на дорогу, мог быть раздавлен  машиной. Наконец я сообразила положить пустой бидон на бок горловиной к птенцу и гнать его к бидону с обратной стороны. Так и вышло. После немногих попыток, птичка заскочила в бидон, и я ловко подхватив бидон за ручку, упекла беглеца в импровизированную клетку. Птенец пытался по скользким стенкам выкарабкаться наверх, убежать из бидона, но я накрыла бидон крышкой и решила пойти сначала показать добычу маме. Может тогда она не будет меня сильно ругать за пролитое молоко.
           В это время в городке была уже полная паника. Оббежав весь квартал от магазина и до дома с братиком на руках и не найдя меня , мама в слезах кинулась за помощью к соседям. Кто был дома - все поднялись на помощь маме в поиске. Прочесали уже более большую территорию вокруг дома, а один сосед рассказал, что у речки около обзорной лавочки видел следы  на земле от молока. Теперь паника была уже на уровне части. Наш сосед сверху, который был начальником штаба, собирался было уже звонить командиру части  с просьбой о выделении личного состава для поиска пропавшего ребенка. Но в это время в проеме калитки забора, которым был огорожен наш военный городок , появилась я. Увидевшие меня люди, окружавшие маму, заулыбались и только мама , передав на руки соседке моего братика, двинулась ко мне с грозным видом, но сосед предусмотрительно дернул ее за руку:" Не ругай сильно-выясни сначала". Мама пообмякла и ,по- казачьи уперев руки в бока, остановилась. Я медленно подошла к толпе. Из бидона доносились все те же душераздирающие вопли цыпленка. И все уже смотрели не на меня.

                2.

            Иван Павлович взял у меня из рук бидон. "Осторожно!"- сказала я, и он ,чуть сдвинув крышку, заглянул одним глазом в бидон." Тьфу ты! Цыпля  какая то там!"- провозгласил он и отдал бидон маме." Ну так",-сказала мама,-"пойдем домой разбираться", -и мы двинулись к подъезду. За нами потянулись соседи. Передав обратно мне бидон и взяв на руки от соседки брата, мама громко извинилась перед всеми . Люди стали расходиться и только соседка тетя Маруся и Иван Павлович пошли все же за нами.
            Дома учинен был допрос с пристрастием. Цыплю  выпустили бегать в ванную. Ванная у нас была старинная, огромная и глубокая , таких сейчас не делают, и вылезти из нее мелкой птахе было нереально. А меня поставили после двух шлепков по заднице в угол и стали допрашивать. Я им все рассказала как есть, как я хотела не бояться собак и пошла их искать к речке, как в ответственный момент забыла совет мамы и отбивалась от собак бидоном, пролив молоко. Как по дороге обратно домой встретила "потеряшку" - цыпленка, а на вопрос "ты знаешь сколько времени прошло?" отвечала, что не знаю, так как я маленькая и часов у меня нет. Выслушав меня, Иван Павлович вывел маму в коридор из комнаты видимо для разговора без меня, но мне все было слышно, что он маме говорил. А говорил он ей , что я еще действительно маленькая, и меня нельзя вот так одну посылать за покупками, и что недавно собаки покусали какую то женщину и она теперь принимает сорок уколов от инфекции, которые бывают у животный и так далее. Мама молча слушала, она знала, что вечером ,  когда папа придет со службы, она будет выслушивать то же самое. Иван Павлович попрощавшись, ушел. Тетя Маруся в это время рассматривала птенца:" Гадкий утенок какой то",-говорила она маме. " На куриного детеныша не похож-слишком шея длинная. На гуся тоже не похож - клюва почти нес, гадкий какой то, может дефектный какой то и его выбросили после выбраковки?"- повествовала она." Не знаю ",-отвечала мама, "Надо его обратно на ферму отнести". "Ой", - отвечала тетя Маруся, - он только вылупился, их еще и не считали. Оставь покуда, пусть детям забава будет. Только покорми его зеленым луком с желтком, а то больно горластый , уши уже заложило от вопля. "Мама пошла на кухню, тетя Маруся с моим младшим братом на руках подошла к моему месту отбывания наказания со словами: " Караул, Татьяна! Шухера то навела, чуть часть по тревоге не подняли из-за тебя. Разом так можно, ты ведь уже старшая, думать надо." А я и думала, я все время думала и дыра в штукатурке угла, где я стояла наказанная , становилась все больше. Тетя Маруся подошла ко мне и отняла руку от стенки:" Очередную шкоду делаешь. Эх, отец твой занятый, ответственный человек. У них сейчас работы невпроворот. Они ведь сейчас самолеты иностранные, прилетевшие из дружественной нам страны Кубы, принимают. Делегация у нас в городе иностранная, сам Фидель Кастро на наш консервный комбинат пожаловал. Понимать надо, несознательный ты элемент. Вечером мать ему отцу все расскажет, чего будет- не знаю, в школу через год, а ума нет."
            Наконец меня оставили одну. Обида клокотала в горле, но плакать я любила только наедине, а сейчас тут все заглядывают, уму-разуму учат.
Поздно вечером, когда я была уже выпущена из угла по причине того, что было уже поздно и надо было спать, пришел папа. Меня уложили после ужина в кровать, но мне не спалось, я думала о птичке.
Папа был легким по характеру и понимающим юмор человеком. Поэтому когда мама пыталась серьезно донести папе несерьезность моего поведения, он только себя обвинил в том, что мало помогает в семейных делах и мало со мной проводит время, а по этому я как могу сама развиваюсь. А когда мама стала рассказывать как я в бидоне притащила цыпленка, я услышала откровенный смех папы. "Молодец,- говорил он,-сообразила. И что же за птицу с охоты принесла моя дочь?- продолжал смеяться папа. "Не знаем,- отвечала мама,- мутант какой то, « Гадкий утенок» -одним словом".
           Прошла неделя.
           Цыпленка никто никуда относить не стал, но забот теперь у меня прибавилось. Теперь мне приходилось следить ни только за братиком в коляске, но и выгуливать цыпленка .Мы поместили его в большую и просторную коробку из под пылесоса, на дно насыпали травы, а сверху коробок накрыли куском марли, чтобы воздух хорошо проходил к цыпленку. И по-моему он там замечательно себя чувствовал. Кормился « новосел» на кухне. Его тарелка с распаренной пшенкой стояла рядом с кошачьей миской и что удивительно наш кот Мурзик  даже не пробовал посягнуть ни только на самого цыпленка, но даже на его еду.  В прочем коты по-моему не едят пшено. А пили они из одной емкости- это была большая металлическая кружка. Пили поочередно и никто никому не мешал.
Через некоторое время у птенца появились свои привычки. У животных , живущих рядом с людьми всегда появляются какие-нибудь привычки, схожие с людскими. Например, ночью птенец иногда пищал до тех пор,  пока я его не брала из коробки и не сажала на перекладину спинки кровати. И тогда птенец замолкал и начинал тихо петь свою песенку: "Тюр-р-р, тюр-р-р". Мы так и прозвали цыпленка - Тюрка. Странно и необычно выглядели наши с ней прогулки. Она не стремилась  убежать куда-то ни спрятаться от меня, а четко вышагивала рядом со мной, а если я стояла на месте, то вышагивала передо мной туда-сюда, туда-сюда. Копошась в травке, занимаясь вроде бы своим делом , Тюрка неизменно одним глазом все время наблюдала за мной. Я за ней- она за мной. Уже через месяц было видно , что это индюшиный цыпленок. На крыльях появились перышки ,  на голове вырос гребешок в виде «сопельки»,  а шея была не хуже лебединой, но только перьев на ней все равно было маловато.
             В конце августа приехала к нам погостить бабушка и когда уезжала обратно , то забрала Тюрку с собой. У бабушки в другом городе ,соседним с нами, был свой дом и курятник утепленный, куда бабуля и поместила новую жиличку-мою Тюрку. Теперь в каждом письме к бабушке моя мама справлялась по моей просьбе о здоровье индюшки и ее поведении. И бабуля очень много интересного писала о Тюрке. Бабушка никогда  не держала индюков в хозяйстве и по этому многое в поведении этой птицы и самой бабушке было в новинку. Она рассказывала: как -то раз в гости к ним зашел квартальный по делу, короче чужой. Он  чем  то сразу не понравился тюрке. Сначала она просто разгуливала рядом с бабушкой, разговаривающей с этим гостем о чем то очень громко, а когда бабушка жестом указала, что разговор окончен, махнув рукой, пошла в хату, то Тюрка и шагу не дала ступить больше мужику.  Перегородила пространство между ним и хатой, распушилась, как снежный ком,  и обратила назойливого квартального почти в бегство со двора. В следующий раз представитель квартальной администрации разговаривал с бабулей через забор, потому как рядом с бабушкой мерно  вышагивала Тюрка, предупредительно голдя-"болты-болты, уйди-уйди". "Моя защитница",-говорила ей бабуля-"похлеще собаки будешь". Доставалось и собаке Тузику от индюхи-королевны. Тюрка превратилась к тому времени в прекрасный экземпляр своего племени, да еще "королевских" белоснежных пород. Расправляя многочисленные белоснежные рюши своего сарафана, оканчивающихся белым веером хвостовых перьев, она казалась прелестной  розой, из которой как пестик торчала на длинной розовой шее маленькая головка с красной гребневой "соплей".
Каждое животное неповторимо своей красотой, в каждом божьем создании есть своя грация и изящество. Вот только гиен бог недодумал чуток ,  вот уж уродство и отталкивающий  запах и крик. Недаром ад сравнивают с "гиеной огненной". Не  даром.
       Ну а моя Тюрка росла, расцветала и радовала бабушку своим хозяйственным характером и почитанием хозяйки- мою бабушку. Ей бабушка позволяла даже иногда заходить в хату и сидеть около бабушкиных ног, когда та отдыхала сидя перед телевизором, а вечером Тюря уходила на веранду и ночевала там. И только было слышно: "тюр-р-р.тюр-р-р...".

                3.

              Незаметно пролетели несколько месяцев осени, наступила зима. Снег в том году выдался хороший; пушистый и глубокий.
              На Кубани ни всегда были снежные зимы, но в тот раз ребятня повеселилась. Морозец стоял небольшой, но таять снегу не давал. Снег хрустел и пересыпался как сахарная пудра, сани легко скользили. Ребята иногда впрягали в санки своих дворовых собачек и те легко тянули сани по уличной дороге. Шум... смех...колготня...В хатах затопили печки. Запахло дровами , дымом, пирожками.
             В зиму бабуля закрывала веранду наглухо для тепла в доме.  Барыня-индюшка была переселена в   дровничок  -сарайчик без дверей, где хранились дрова для топки печки и разный хлам, подлежащий сжиганию. В барской белой шубе,  пух  которой был похлеще лебяжъего, индюшка не мерзла среди поленьев и тряпок. К тому же за лето был нагулян и подкожный жирок. В безветренную погоду она разгуливала по двору как снежный ком, голдела на приставучих сорок и смотрела на улицу сквозь доски забора. Все окружные и квартальные соседи знали уже от бабушки о Тюрке и ее неординарное поведение. Приходя в гости к бабушке соседи часто доставали из карманов гостинцы для Тюрки:  горстки пшеницы или кукурузы ,  и Тюрка выклевывала угощение прямо из рук. " Цирк, да и только",- удивлялись люди, - такую и в суп жалко будет резать. Что будешь делать  ,  Ивановна?"- вопрошали соседи, когда в очередной раз Тюрка вышагивала рядом с бабушкой по двору. "Ой, не знаю!,- отвечала бабуля,  -не сыпьте соль на рану", - говорила она им.
             Все бы ничего . Птица как птица, да не поэтому в нашей семье так долго помнят ее. Но сыграла она еще одну важную роль в судьбе человеческой.
            Дровничок,  где зимовала Тюрка , одной стеной впритык к соседкой меже был, что и забор там не ставили. Вместо забора стена сарайчика. И под этой стенкой часто соседская детвора играла. Летом от зноя- в тенечке, а зимой от ветра- в затишке. У соседей были в основном пареньки, парубки лет одиннадцати-двенадцати. И шкодничали они уже по-взрослому. Летом костерок разожгут, голубей на вертеле жарят, а зимой и вовсе от мамки втихую спрячутся и подкуривают. Сколько раз бабуля моя жаловалась соседке на ее детей, что мол подпалят дровничок- не успеешь обернуться - вспыхнет все как спичка. Там же сплошные сухие дрова, щепа да макулатура. Соседка погоняет, погоняет пацанов, да к юбке ж не привяжешь. Она на работу-они по своему плану. Вот в один такой морозный день и решили парнишки погреться у костра, картошку испечь. Все бы ничего, да костер плохо затушили, пошли в сумерках уже домой в хату, а ночью ветер раздул костерок, полетели искры на камышовую крышу дровничка, да и запалили ее. Трещит камыш. Люди спят , а огонь разгорается. Тюрка выскочила из дровничка и давай бегать по двору и громко голдеть.  Всех собак разбудила и даже петуха. Бегает под окнами бабушкиной хаты: "Бол-ды, бол-ды...бол-ды, бол-ды", не видать бабули, а огонь уж на хату повернул. Бегает индюшка между хатой и дровничком, крыльями хлопает, шумит. Запахло горелым пером. Разбудила бабулю, а значит спасла. Бабуля проснулась, да и в соседских окнах свет вспыхнул. Повыбегал народ и давай воду из колодцев таскать, поливать .Бабуля увидела, что снежная наша барыня дымится-выплеснула на нее ведро воды, да дальше побежала .Не до Тюрки сейчас. Погасили огонь, не дошло до хат. Дров много погорело, да этим и насытился огонь. Тюрку бабушка в хату забрала да увидела, что крылья сильно обгорели -до кожи, и шея тоже. Лежит птичка, молчит.
            На телеграфе в часть к моим родителям позвонили, сообщили, что у бабушки стряслось. Папа решил бабулю забрать на зиму к нам. Дрова то все погорели, чем топить? С хозяйством решили распорядиться так: кур на тушенку порезать, собачку соседский мальчишка забрал к себе во двор, а кот и так  сам по себе промышлял. Случилось это перед самым новым годом. Бабуля и так к нам в гости собиралась, а тут такое приключилось...
В общем что там и как было не знаю, а просыпаюсь я как то утром, а надо мной бабуля наклонилась-улыбается. Мы очень бабушку любили и всегда рады были ее видеть. Но в тот раз мое сердце как то защемило, почувствовало беду, ныло. Получая письма от бабушки , мы знали за ее с Тюркой житье-бытье, радовались растет наша птичка, да еще и бабулю в обиду не дает.
 Услыхав за пожар , первым делом спросили -как Тюрка? " Да жива, жива",- отвечал отец по телефону уже от бабушки, заказывая переговоры с телеграфа. Но больше ничего не говорил. Потом уже бабушка подробности рассказывала, что жалко птицу стало, обгорели сильно крылья, шея. Мучилась она три дня, и бабуля ее приговорила, пока она совсем не издохла.  Тяпнула по шее и ощипала. Еле рука поднялась на спасительницу. Но  «добру» пропадать - нельзя было дать. Бедно жили. Привезла нам к Рождественскому столу готовую тушку индюшки. Но мне не сказали правду. Объяснили , что сама индюшка издохла и ее похоронили и все. А когда готовить стали-проговорились, что мол супчик из индюшатинки  полезный , ешь. А откуда индюшатина, бабуля одну Тюрку держала и курей. Суп из курятины тоже ничего, а индюшатина и тогда дорогая была на рынке, чего на нее тратиться если куры есть. Короче хоть и мала я была, а котелок все же варил. Как догодалась я так к бабушке с допросом и пристала. Бабуля больше не стала отпираться, рассказала, что жаль было столько мяса переводить. Хотя Тюрку то и мясом не назовешь. Друг и все, от пожарной гибели бабулю спасла.
            Да какой тут суп.
            ВЫ ЕЛИ КОГДА -  НИБУДЬ СУП ИЗ ДРУЗЕЙ?
            Вот и я не стала есть. НЕ притронулась, ни к кусочку. Бабуля долго винилась передо  мной, да она то тут причем? Обстоятельства...
            А если подумать , то участь эта Тюрку все равно ожидала  когда -  нибудь.  Но с тех пор я индюшатину не ем и все тут.