Чёрная роза Тифлиса

Наталья Спасина 3
Внизу святой Тифлис, вверху лишь облака…
Подножье… обелиск, бессмертная строка…
Сплелись душа, и плоть в два ангельских крыла-
«Зачем моя любовь тебя пережила?»
*
1822г. Грузия. Усадьба князей Чавчавадзе.
Прелестной княжне Ниночке девять лет…
*
Ах, папа,  мой учитель так серьёзен.
А я  гулять, да-да, гулять хочу.
Вот убегу к ручью… нет в сад, где розы,
И спрячусь. Пусть поищет…
Хохочу!
Пенсне… безукоризненное платье…
Педант!
А я?!! Косицы расплелись.
Я просто мотылёк в цветов объятье….
-Княжна-аааа… Нино-оо!
-Нашёл… ну, берегись…
*
Шесть лет спустя. 1828г.
  Июнь. Тифлис. В гостях у крёстной.
 *
Ах, папа, здесь Сандро  учитель… снова
 Глядит в упор, не опуская взгляд…
Глаза в глаза…
Не вымолвлю ни слова,
Так жжёт в груди, и щёки так горят.
Он старый?!Полно...
Нет же, нет, конечно!
Он трепетный, он милый, он смешной-
Всё теребит очки…
Моё сердечко
 Вдруг выскочит?
Он мой, он только мой…
*
Сентябрь 1828г.
На свадьбе откупорили бутылку золотого кахетинского вина,
закопанную в день рождения княжны.
 *
Порадуйтесь со мною!
Я влюбилась…
-Ниноби!?
Да, я точно влюблена.
И свадьбе быть!
Ах, папа, сделай милость,
Благослови…
-Будь счастлива, княжна!
И ты, Сандро!
Венчанье, служба, свечи.
Как хороша красавица Нино!
У жениха из рук об пол колечко…
Горчит бедой медовое вино.
 *
Месяц спустя…
*
Ах, папа, почему он ехать должен?
Да знаю всё, что служба, что дела,
Что взять меня с собой Сандро не сможет…

-Нино, прошу… опять ты не спала?-
*
Я провожу, пускай до полдороги.
Ведь ты за мной приедешь? Да?
Потом?
Зачем нас разлучают?
Прихоть бога?
Я буду ждать…
А сердце вновь огнём.
 *
Январь 1829 года. Грибоедов в Тегеране.
 *
Мой Сашенька. Мне так тревожно что-то.
Жду весточку. Молчишь, и я терплю.
О, эта проклятущая работа…
Люблю, люблю, люблю, люблю, люблю!
 *
Два месяца волшебных и прекрасных…
Он больше не вернётся. НИКОГДА.
Неправда!
Здесь он! Рядом! В небе ясном
 Со мной его печальная звезда.
 *
- Ты снова не спала? И снова в чёрном?
Ах,  девочка моя, жизнь так мала…-

Не надо, папа, он мой наречённый,
Ты знаешь, как я счастлива была?!!
 *
Недолгий, но счастливый брак  Александра Грибоедова
 и Нины Чавчавадзе трагично оборвался. На совместное счастье
им было отпущено только два месяца. Грибоедов погиб на службе
 в посольстве Тегерана.
Жена была предана российскому дипломату и драматургу
 до конца своих дней. 30 лет она прожила в одиночестве,
  нося траур по любимому.
  « Чёрная роза Тифлиса» - так писали о её красоте современники.
Их похоронили рядом у подножия горы. Внизу раскинулся древний Тифлис.
На могильной плите надпись " Зачем моя любовь тебя пережила..."