Она была первой прусской королевой

Вячеслав Романович Каминский
Кто был первым прусским королем, думается, знают все - Фридрих I, сын курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма, прозванного Великим курфюрстом. А кто первой прусской королевой? Некоторые полагают, что Елизавета Генриетта Гессен-Кассельская. Ведь именно на ней женился Фридрих. Да, но тогда он был еще не королём, а всего –лишь курфюрстом и звали его Фридрих III.

А первой прусской королевой была София Шарлотта Ганноверская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга. Правда до того, как стать женой вдовствующего курпринца Бранденбурга Фридриха III, а случилось это в 1684 году (прусским королем Фридрихом I он станет лишь 17 лет спустя), принцесса безмятежно проживала в Ганновере, где ее учителем и наставником был Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Да, да, тот самый Лейбниц - великий немецкий ученый, философ, историк и библиотекарь. В то время он управлял не только самой большой в Северной Европе Вольфенбюттельской библиотекой, но еще и более скромной Ганноверской. И к тому же был другом и советчиком матери будущей королевы, между прочим, тоже принцессы Пфальцской, Софьи Ганноверской.

К слову, ее старший сын Георг Людвиг станет королем Великобритании, и родоначальником Ганноверской династии британских королей.

Понятно, что занятия молодого ученого ( когда Лейбниц поступил на службу к принцессе ему было 34 года), с юной ученицей (Софии тогда едва исполнилось 12 лет), переросли в нечто большее, чем просто привязанность. Даже, когда София вышла замуж за будущего прусского короля, Фридриха, которого откровенно не любила, считая глупым и самодовольным, с Лейбницем она не прерывала переписки и даже неоднократно встречалась… в ее личном дворце, Литценбурге, подаренном влюбленным супругом, куда мужу – королю вход был строго запрещен. Чтобы попасть к своей супружнице, Фридрих был вынужден просить у нее разрешение на аудиенцию, и ему часто отказывали. А вот Лейбниц мог являться к королеве, когда ему вздумается.

Да, София Шарлотта в отличие от мужа была очень образованной и любознательной дамой. Она приглашала к своему двору известных людей своего времени: композиторов, поэтов и учёных. К тому же сама была музыкально одарена и писала итальянские тексты для исполнения кантат и дуэтов.
Кстати, среди ее гостей был даже Петр I.

Это случилось во время его первого зарубежного турне, так называемого «Великого Посольства». По дороге из Кенигсберга в Голландию наш царь заглянул и в Ганновер. Было это в 1697 году. Тогда же он встретился и с Лейбницем, который надоумил Петра открыть русскую Академию.

София-Шарлотта уже была наслышана о русском царе, с которым ее муж, курфюрст Фридрих III, встречался в Кенигсберге, и тоже хотела с ним повидаться. Для этого даже уговорила тайного советника Пауля фон Фукса докладывать ей письменно обо всех подробностях, связанных с русским царем. Из этих донесений можно составить подробный портрет русского царя. То, что «царь склонен к мягкости и даже осуждает по всякому поводу варварские манеры своей страны», что «у него прекрасные глаза», что «одежда так проста, что дальше некуда» и что при этом «его манера вести себя, особенно за столом, немного отдает варварством, поскольку он еще чистит себе нос пальцем…». Ну а чем его еще чистить?

И вот, несмотря на то, что Петр старался путешествовать инкогнито, он был вынужден уступить женским просьбам, согласившись встретиться с Софией Шарлоттой и ее матерью. Заехав ненадолго к двум, «лучшим представительницам цивилизованной Европы», Петр так увлекся разговором, что встреча эта растянулась на несколько часов… И вот что о ней написала 67-летняя София Ганноверская: «Этот государь очень хороший и очень дурной, в нравственном отношении он — полный продукт своей страны. Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, так как у него много достоинств и необыкновенный ум».

К словам этой женщины стоит прислушаться. Ведь помимо того, что она мать первой прусской королевы Софии Шарлотты, она же, согласно Акту о престолонаследии, принятому парламентом Англии в 1701 году, стала наследницей Английского престола. Правда, самой Софии поцарствовать не удалось, она скончалась за два месяца до смерти королевы Анны, последней из династии Стюартов 8 июня 1714 года.

Впрочем, ее дочь София Шарлотта тоже была недолго прусской королевой. В 1705 г. она приехала к матери в Ганновер погостить и 1 февраля умерла от ангины. Было ей всего 37 лет… Своё последнее пристанище она обрела в Берлинском кафедральном соборе.

После смерти королевы дворец Литценбург был переименовал в честь нее в Шарлоттенбург и перестроен в представительное сооружение в три крыла. Дворец очень полюбился Фридриху I, он сделал его своей основной летней резиденцией и использовал для государственных мероприятий: аудиенций послов, посвящений в рыцари Чёрного орла, а также визитов иностранных монархов и высокой знати. К слову, в 1712 году здесь гостил царь Пётр I.

Сегодня Шарло;ттенбург, крупнейший и самый значительный дворцовый комплекс бранденбургских курфюрстов, прусских королей и германских императоров в Берлине. По числу посетителей дворец входит в десятку наиболее популярных музеев Берлина.

К слову, в 1810 году по приказу короля Фридриха Вильгельма III здесь появился мавзолей безвременно умершей королевы Луизы, скончавшейся в тридцать четыре года от воспаления лёгких.

Горячо любящий её супруг нарочно выбрал для могилы место, которое ей нравилось и при жизни.
После смерти Фридриха Вильгельма III в 1840 году здание мавзолея было расширено, чтобы разместить в нём также гроб с останками короля.

Следующая реконструкция мавзолея с дополнительным увеличением его площади была проведена под захоронение в нём мраморных саркофагов Вильгельма I (сына Луизы) и его супруги Августы, и ещё четырёх человек.

Но, конечно же, в первую очередь дворец этот связан с именем Софии Шарлотты. Здесь королева жила относительно независимо. Даже супруг, как я уже говорил, не мог переступить порог дворца без приглашения Софии. Здесь она устраивала диспуты, на которые приглашала самых знаменитых философов и ученых своего времени, таких как проповедник Якоб Шпенер, немецкий астроном Готфрид Кирх и, конечно, Лейбниц, безумно влюбленный в королеву. Здесь они говорили не только о философии, но и о… создании академии наук. Именно София сумела убедить в ее необходимости своего мужа. И 18 марта 1700 года Фридрих Ш подписал декрет об основании академии и обсерватории, а 11 июля того же года, в день рождения Фридриха, была торжественно открыта Берлинская академия наук и Лейбниц назначен первым ее президентом.

И сегодня, гуляя по Шарлоттенбургу, мы вспоминаем имя этой удивительной и замечательной женщины – первой прусской королевы Софии Шарлотты.

Приветствую Вас!


Меня зовут Вячеслав Каминский.

Я журналист, писатель, автор многих книг и сотен путевых очерков.

С детства мечтал о путешествиях, поэтому пошел учиться на геофак в Калининградский государственный университет. Десять лет ходил в море на научно-поисковых судах, был инженером-гидрологом, помогал рыбакам искать рыбу. Потом увлекся журналистикой. Работал в разных газетах, пока не создал свою и более двадцати лет был ее редактором.

Много путешествую и рассказываю об этом в своих путевых заметках и книгах.

Я очень люблю наш город Калининград и с удовольствием провожу индивидуальные экскурсии на личном транспорте по Калининграду и Калининградской области.


+79062172655

slawa2311952@yandex.ru