Адуго - чёрный ягуар. Глава 2

Сергей Орешко
2. МАЛЬЧИШКА-ЯГУАР
В первый день обучения невысокий, весёлый, седой профессор ЭдИр ди Каштру сказал нам:
— Я покажу вам свой фильм об обитателях сельвы, который снял пять лет назад.
Он развернул на стене экран, поставил проектор, и мы увидели фильм о сельве — тропическом лесе, который занимает бОльшую часть Бразилии. Деревья в сельве намного выше наших, а их густые кроны почти не пропускают к земле солнечные лучи. На разных ярусах этого леса обитают разные животные, птицы и насекомые. Тёплый, влажный климат в сельве не меняется в течение года. В этом удивительном лесу находится множество разных миров, к жизни в которых приспособились как люди, так и животные. Высота некоторых деревьев здесь достигает 60 метров. В тропиках обитает около сотни видов обезьян и треть птиц на всей планете. На верхушках деревьев живут орлы-гарпии, попугаи, трогОны и прочие птицы. Ниже, в кронах деревьев, богатых разными фруктами и ягодами, обитают туканы, обезьяны, древесные лягушки, разнообразные насекомые и другие животные. Под пологом леса, в сумрачном и душном подлеске селятся ленивцы, опоссумы, древесные дикобразы. В самом нижнем ярусе, на земле живут ягуары, броненосцы, тапиры, грызуны, такие как агути и пака. Мы увидели множество разных животных, и захотели поскорее побывать в сельве.

Вечером профессор уехал. Мы решили прогуляться по улицам города, но Аршан запретил нам выходить.
— Может, на третий день выйдете, — сказал он, — и то недалеко. Никто не должен знать, зачем мы приехали сюда. Враги тоже не дремлют.

Когда мы смотрели фильм о сельве, Тири улыбался, а иногда и смеялся.
— Профессор порой ошибается, — сказал он. — Нижние ярусы сельвы я знаю лучше него. Ведь я родился и вырос в ней.
— Расскажи нам о своей жизни, — предложил папа. — Тебя и в самом деле нашла и выкормила самка ягуара, когда ты был младенцем?
— Да, — сказал Тири, — это правда. Мне было уже почти два года, когда я попал в её логово. Я уже умел ходить и говорить. И, несмотря ни на что, я помню кое-что из той жизни. Наше племя жило в селении, недалеко от реки. Но однажды, в период ливневых дождей, река вышла из берегов и затопила наше селение. Чтобы не погибнуть, люди покидали деревню и в спешке хватали всё, что могли унести с собой, но многие не успели спастись. Мои родители сели в лодку и взяли с собой детей, из которых я был самым младшим. Всех их смыло водой, а я, скорее всего, удержался на обломках разбитой лодки. Река несла меня, пока не прибила к берегу. Мой крик услышала чёрная самка ягуара и принесла меня в своё логово. У неё было трое детёнышей, и она кормила меня своим молоком. В течение года я жил с ягуарами, научился понимать их язык и охотиться как они.

Однажды индейцы-охотники в сельве увидели меня и принесли в своё селение. Они мне потом рассказывали, что я искусал руки двоих из них, пока они несли меня. Зубы у меня были не такие острые, как у ягуара, но гораздо острее, чем у других людей, ведь я уже питался сырым мясом. Индейцы племени сатЕре-мАве видели, как я бегал на четвереньках, кусался, дрался из-за еды не только с деревенскими собаками, но и с людьми. Ни одна семья племени не хотела брать меня в своё жилище.

И тогда охотники отвезли меня в соседнее селение, где вместе с индейцами жили миссионеры-евангелисты церкви, проповедовавшие учение Христа для нашего народа. Это был шотландец Грегор Макфейл и его жена Исибэйл. Они взялись меня воспитывать и дали мне имя Тири — в честь знаменитого героя племени юрукАре, согласно легенде, выкормленного самкой ягуара. Я несколько раз пытался убежать от них в сельву, но они находили меня и возвращали к себе. Грегор и Исибэйл были добры и терпеливы со мной, и через год они научили меня ходить и разговаривать по-человечески. В этом селении была небольшая школа, в которой работали мои новые родители, и со временем я стал учиться в ней.

К девяти годам я стал гораздо крупнее и сильнее своих сверстников. Мужчины сатере-маве иногда брали меня с собой в сельву, когда шли на охоту. Ведь я лучше них чувствовал приближение любого животного и предупреждал их. Несмотря на то, что индейцы хорошо слышат и чувствуют любые шорохи и запахи, и идут по сельве бесшумно, я слышал и чуял намного лучше них, и всё же, я многому научился у этих лесных людей. Ведь теперь я был человеком, а не зверем, и должен был всё знать о том, как человеку выжить в лесу. Добычей племени были дикие кабаны, тапиры, броненосцы, кайманы и другие звери.

Однажды, охотясь в лесу, мы встретили ягуара. Хотя он не нападает на человека первым, но всё же, это очень опасный хищник, и может без затруднений убить его. Увидев нас, он остановился и зарычал. Охотники подняли свои луки со стрелами, но я зарычал голосом ягуара в ответ зверю. Он тут же скрылся в чаще. С того дня люди племени стали ещё больше уважать меня и доверять мне. Они думали, что я лишь прогнал хищника, но я сказал ему: «Уходи, брат! Спасайся!» Братья, сёстры мои — ягуары! Я перед вами в долгу!
С того дня я перестал ходить на охоту. Я понял, что мне нужно спасать зверей, а не помогать охотникам. И стал ходить в сельву один. Для того чтобы ещё больше узнать о ней. У реки я наблюдал, как охотится за рыбой семейство гигантских выдр, видел, как тукан срывает плоды своим огромным пёстрым клювом, а затем подбрасывает их вверх, ловит на лету и глотает. Я видел, как крошечные птички колибри, жужжа, как пчёлы, сверкая и переливаясь на солнце своим ярким оперением, зависали в воздухе над цветами и погружали в них свои длинные, тонкие клювики, чтобы собрать побольше нектара.

Живя среди индейцев сатере-маве, я порой видел их обряды, которые казались мне странными. Они шли в сельву, громко и резко гудя в свои охотничьи рожки, и их звуки пугали всех обитателей леса — от обезьян до муравьёв. Самые крупные муравьи в мире обитают в наших, бразильских лесах. Они обладают такими челюстями, что легко могут прокусить человеческую кожу. Иногда индейцы разыскивали этих муравьёв, и с помощью дыма выкуривали их из нор. Мужчины вылавливали их и запихивали в длинные тростниковые трубки, а затем несли в селение. Укусы этих муравьёв невероятно болезненны. Перед обрядом десятки муравьёв индейцы помещают в рукавицы из пальмовых листьев, жалами внутрь. Затем эти рукавицы надевают юношам на руки. Муравьи свирепо жалят их, разрывая кожу. Чтобы стать настоящим мужчиной, каждый юноша племени должен выдержать такое испытание в течение десяти минут, а за свою жизнь пройти через него двадцать раз. Чтобы не думать о страшной, нестерпимой боли, юноши танцуют и поют. Когда испытание заканчивается, руки юношей опухают, а боль от укусов распространяется по всему телу и длится целые сутки. В племени считается, что муравьиный яд предохраняет от болезней и делает мужчин сильными и здоровыми. Такой обряд называется «Праздник муравьёв — ТукандЭйра».

Мои приёмные родители Грегор и Исибейл продолжали учить меня читать и писать. Когда они собрались уезжать и решили забрать меня с собой, вождь уговаривал меня остаться с племенем. «Ты очень похож на нас, — говорил он мне. — Скорее всего, ты из нашего народа. Мы помним, какое бедствие случилось на реках семь лет назад. Столько людей погибло от наводнений, а ты выжил! Оставайся с нами, не уезжай. Ты такой, как мы, а не белый человек». Я ответил ему: «Я не смогу жить с вами. Я не хочу быть охотником и убивать животных, ведь жизнь мне спас тоже зверь. Но я буду помогать индейцам всех племён, чтобы вас не обидели белые люди и не прогнали с ваших земель».

Мои родители, взяв меня собой, уехали в те земли, где живёт другое племя — яномАмо. Население деревень яномамо составляет от сорока до трёхсот человек. Их селение находилось поблизости от реки Риу-Негру. Все жители деревни живут в одном большом овальном жилище, которое называется шабОно. Стены шабоно строят из деревьев, а крышу выкладывают пальмовыми листьями. Под крышей жилища разных семей разделены несущими столбами. Открытое пространство в центре шабоно используется для ритуальных плясок. Шабоно всегда стоят рядом с реками и окружены садами и огородами, в которых индейцы выращивают разные растения. Почти половину сада занимают банановые деревья. Яномамо жарят бананы, варят их или готовят из них суп. Выращивают они также корнеплод, называемый маниока. Женщины племени сушат маниоку, измельчают её в муку и просеивают, а затем пекут из этой муки лепёшки. Выращивают они и кукурузу, и сладкий картофель — батат, и фрукты, такие, как папайя. В таких садах выращивают до 60 видов растений, но лишь около 20 из них идут в пищу, из остальных делают лекарства, предметы домашней утвари, или они используются для обрядов. Мужчины ходят на охоту и на рыбалку. Мальчики начинают охотиться с мужчинами в возрасте пяти лет. Охотничье оружие племени — луки со стрелами с отравленными наконечниками или трубки для пуска таких стрел — духовые ружья. Спят яномамо в гамаках.

Я научился у них хорошо ловить рыбу. Они часто спрашивали меня: «Почему твои родители — белые люди? Ведь ты индеец!» Я отвечал им: «Я остался один, без родителей, после наводнения. Меня выкормила самка ягуара. Поэтому я никогда не буду охотником. А потом меня забрали к себе эти белые люди». Люди племени спокойно отнеслись к моим словам, а дети меня побаивались. Но вождь деревни (не племени, а именно деревни) сказал: «Ты и твои родители всегда будут лучшими друзьями нашего народа!»

На этом Тири закончил рассказ. В тот день мы легли спать поздно.

2019 г.
Продолжение следует...