Основание для исторического оптимизма

Виктор Гранин
     Когда Система власти - методом интуитивного и изощрённо организованного отбора в среде особей, готовых ради амбиции выйти за пределы своей потенциальной компетенции, приводит на свою вершину конкретную Персону Лицедействующей Некомпетентности,  то и создаётся  ситуация, описанная именно теоремой Гинзберга из законов Мерфи:

/Победа невозможна. Ничья невозможна. Даже выход из игры невозможен/ ©. (Разумеется в рамках биологически обусловленного срока).

     И в том числе потому, что Персона со временем, со всей неизбежностью, проникается представлением о своём мессианстве.  Хотя бы не в смысле своей способности разрешать любые проблемы, а в том, что уж без него-то всё рухнет.

     Истоки этого явления, вероятно, находятся в том, что в исходных данных всякого, едва начавшегося правления, содержится некий файл, переходящий от одного правителя к другому - вне зависимости от их личных мировоззрений, мотиваций и целей правления. Содержание этого файла можно предположить таковым, что оно ошеломляет неофита открывшимся тайным знанием предельно простой парадигмы:

- в действительности всё настолько хуже, чем это можно было представить.

      Победа здесь абсолютно невозможна. Но,коль скоро созданная волей Персоны стабильность: и не победа, но и не катастрофа же –(по мнению правильных экспертов) имеет место быть, то менять что-либо радикально - рискованно, да и не нужно.

       Остаётся только продолжать игру, в которой участниками должны быть одни лишь пешки – все его подданные вне зависимости от чинов и сословий.

      Правило этой игры одно:
-пешка должна только лишь  в и д е т ь  перспективу личного роста, но с а м о в о л ь н о  добиваться его – разрешать не допустимо ни при каких обстоятельствах.
На обеспечение этого правила и направляется активный потенциал правителя - политическая (а даже и естественная) смерть которого и предстаёт той самой катастрофой.: смена элит, борьба за престол и … открытие переходящего файла.

     Собственно социальные изменения происходят за пределами такой игры - в массиве пресловутых пешек - так, как это описывают законы термодинамики. Энергия пассионарных частиц вскипает, но и растворяется в общем обывательском хаосе, исподволь повышая давление в замкнутом сосуде. Всегда  ли  будет эффективен предохранительный клапан? - (ещё можно всласть порассуждать на эту тему).  Но взрыв, как выход из игры по правилам Персоны - неизбежен. Где и когда это произойдёт? - предсказать невозможно. Но чаще всего случается он тогда, когда его не ожидает никто. Возможен – и всё.
           Таково единственное основание для исторического оптимизма.

Послесловие, необходимость которого стала очевидной после некоторых размышлений.

Процесс, который мы здесь обсуждали он относится к жизни людей, как относятся день и ночь, зима и лето, холод и жара. Но эти сущности человек не выбирает, а - перефразируя известную строку- в них живут и умирают. Они - естественные данности, и упомянуты мной сейчас, как пример  неотвратимых обстоятельств.   Но есть обстоятельства, сотворённые совокупным множеством пешек-людей. Некоторые из них смекнули, что есть занятие куда как более для них привлекательное, как выстраивать п о л и т и к у отношений меж людьми примитивными, которые всё что могут, только собирать нектар с поляны жизни для окормления  существ политических. Они, эти проныры, так развили свою ловчую сеть, что она представляется теперь незыблемой.

Так что пешкам ничего другого не остаётся, как жить как бы параллельной жизнью своей судьбы, но изображая, как только можно, а иногда и сверх возможности, что они послушны воле кукловодов. То есть жить, выживая в оккупации у соплеменников.
 
 Это последнее моё определение может показаться рабски умозрительным. Но приглядимся  же хотя бы и к самому себе – какое место в повседневных наших делах занимает политика и занимает примитивное, час по часу, минута за минутой,  отправление естественных поступков жизнедеятельности?

Мысль, которую, я  вскользь упомянул в той своей работе, только лишь для того чтобы не предстать слишком уж моралистом: мы жили, живем и будем жить в своём параллельном мире по законам мироздания - сколько бы ни бесконечной казалась нам ловчая сеть изощрённой бесчеловечности.  Хорошо с этой точки наблюдения видеть, оценивать и понимать себя самого не как объект чьих-то претензий, а обыкновенный субъект – носитель собственной воли!


14.05.2020 15:25