Научные сусеки академика Щедрина на чужетемье

Владимир Лагутов
НАУЧНЫЕ СУСЕКИ АКАДЕМИКА ЩЕДРИНА НА ЧУЖЕТЕМЬЕ

Собственно с миром мягкой гидротехники я познакомился еще на втором или третьем курсе НИМИ, когда помогал знакомому преподавателю сопромата А.Д.Попову проводить его лабораторные исследования. Он был инвалидом с практически одной рабочей рукой, а гидравлические исследования моделей требовали физических нагрузок. К тому же он был аспирантом поначалу заведующего кафедрой ГТС НИМИ И.М.Волкова, а потом  доцента Б.И.Сергеева. И была у него модель комбинированного регулятора с жесткой водонапорной плитой, шарнирно закрепленной поперек потока по дну и гибкой замкнутой оболочкой. И его исследования велись в гидравлической лаборатории, что под парадной лестницей в главном корпусе НПИ.
    Отношения у него с Б.И.Сергеевым были весьма плохие, тоже на фоне авторских споров, и его руководитель не то, что не помогал, но всячески изгонял из науки неугодного аспиранта, что и исполнил во всем  своем великолепии: изгнал и из аспирантуры, что было легко, и с работы на кафедре сопромата, т.е. из НИМИ вообще… 
     Не верил Б.И.Сергеев в своего аспиранта и его разработки до такой степени, что все старался перепроверить. Не верил даже в тот для нас с А.Д.Поповым очевидный факт, что тяжелая плита регулятора сама поднимется силой потока, что в один из дней в подвал лаборатории в НИП явилась комиссия  во главе с самим Б.И.Сергеевым. Самым активным членом в деле проверки работоспособности нового комбинированного регулятора был В.Н.Щедрин. Когда вода пошла по лотку шириной метра в полтора и тяжелая плита килограмм на пятьдесят приподнялась надо дном, то В.Н.Щедрин стал ее пытаться запихнуть обратно под воду, в чем ему стал помогать и Б.И.Сергеев, взяв палку, чтобы не замочить рук. Ну, куда им обоим против давления воды в полметра… Не справились. И растерянно удалились. Кто бы знал, чем этот балаган закончится для меня, В.Щедрина и других участников.

    Но, не прошло и года, как в 1978 году в МГМИ тайно от всех коллег, что обычно для всякого ушлого человека в науке, в Москве прошла защита В.Н.Щедрина. Узнали про защиту чисто случайно, по возвращении из командировки – зашел в МГМИ, где сообщили, что была защита нашего коллеги В.Н.Щедрина. Хотелось порадоваться за самого тихохода в морском ордере науки, который вдруг оказался быстроходным эсминцем. Но когда увидел автореферат его диссертации по теме НИР изгнанного А.Д.Попова, то стало как-то неуютно. А, прочитав начало автореферата в разделе коллег предшественников, вообще стало противно от того, что мой бывший коллега по группе присвоил себе чужую разработку, но и не сослался на тех, кто до него проделал всю основную работу как в части  ОКР, так и исследований, теоретических и гидравлических. Т.е. налицо классический плагиат с корыстной целью присвоения чужого труда.
     Спрашивается, чего было мелочиться так. Ушел аспирант, ушел и научный работник, который тому помогал проводить исследования и который имел гораздо больше прав на эту тематику. В этом случае для группы, конечно, любой имел бы возможность по приказу руководителя завершить разработку и ее внедрить. И с полным правом защититься на ней, получив ученую степень кандидата технических наук. Всего лишь надо было указать фамилии разработчиков, у кого он ее взял… Он то их знал лично. Просто и элегантно. Но не сподобился фигурант.